Мозговой штурм – групповой метод поиска решения – в настоящее время получил широкое распространение. Однако часто приходится слышать о том, что его проведение не привело к желаемым результатам. Поэтому следует сказать несколько слов о принципиально важных моментах, влияющих на результативность подобного мероприятия.
По правилам мозговой штурм должен проходить под руководством опытного модератора. Его функции – расшевелить аудиторию, если она «не настроена» работать, направлять обсуждение, если оно отклоняется в сторону и т.д. Если нет возможности привлечь опытного модератора, то его может заменить хороший коммуникатор, вооруженный «сценарием», регламентирующим дискуссию. В начале мозгового штурма должна быть примерно 20-минутная разминка, для которой могут быть использованы упражнения, описанные в начале статьи. Общее время дискуссии по соображениям продуктивности не должно превышать 2 часов.
Довольно распространенной ошибкой является отсутствие четкого разграничения этапов генерации новых идей и их анализа и критики. В результате многие хорошие и нестандартные решения отправляются в корзину, едва появившись. На этапе генерации важно собрать все идеи, связанные с решением задачи. И только после того, как все участники высказали свое мнение, можно переходить к сортировке идей, например, путем голосования за наиболее понравившиеся. Результатом мозгового штурма является список возможных решений задачи, который передается для дальнейшей оценки аналитикам, директору по развитию и др.
Эврика!
Описанные методики помогают генерировать идеи, однако иногда решения кажутся не достаточно хорошими. Остается предчувствие, что где-то существует еще одно – лучшее – решение. Если вернуться к описанным выше фазам творческого процесса, то после попыток решения задачи, неизменно следует фаза инкубации, когда необходимо отвлечься от поиска идей и переключиться на что-то другое. Переключая свое сознание на другой предмет, мы не перестаем работать над решением задачи, процесс продолжается, но уже на подсознательном уровне. Если верить специалистам, именно в этот момент происходит интуитивное проникновение в суть задачи и долгожданное озарение. Это подтверждается примерами из истории. Наиболее известный из них – открытие, совершенное Ньютоном в момент падения на его голову яблока.
Препятствия и барьеры креативному менеджменту Развитию творческих подходов к решению проблемы препятствуют установки: инициатива наказуема; конкуренты быстро заимствуют нашу идею; шеф всегда прав; говори кратко, уходи быстро, проси мало; это хорошая идея, но нам она не подходит; это не понравится шефу; а сколько это стоит; тебе надо больше других что ли; слишком много осложнений; это против традиций (стратегии, миссии) пп; нет времени на такие дела; да, но…Творчеству препятствуют барьеры: конформизм - легче быть частью и не отличался от толпы, творчеству содействуют децентрализованные структуры, а централизованные - бюрократическому мышлению и конформизму; единственно правильный ответ - следствие левомозгого мышления и образования, которое не касается в основном развития язык-го и цифрового интеллекта. Классическому руководителю нравятся предсказуемые аналитики и логично мыслящие сотрудники, но современный бизнес требует нестандартно мыслящих и т.д.; страх, по крайней мере трех видов: оспорить очевидное, боязнь выглядеть дураком, быть белой вороной, боязнь администратора, который м/б менее умным, неуверенность в поддержке; Барьер самоограничения-многие люди недостаточно уверены в творческих силах, поэтому такие барьеры чаще носят психологический характер и не является таковыми на самом деле; давление навыков рутинной работы- незавершенность текущих дел нарушает планы и тормозит решение нестандартных задач; неудачные формулировки проблем- они требуют творческого воображения, четкого соотношения причин и следствий, симптомов проблемы, ее определение и формулировка важнее самого решения, которое часто есть следствие математических, управленческих, экспериментальных навыков; отсутствие опыта и техники распознования проблем-проблемы всегда взаимодействуют, связаны между собой
Преодолению барьеров креативного мышления содействуют интеллектуальные техники.
5) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕХНИКА В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ МЕНЕДЖМЕНТА.
Современному менеджеру для решения многих проблемных ситуаций нужен интеллектуальный подход.
В энциклопедическом словаре по управлению организацией интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) определяется как целостность и гармоничность отражательной деятельности мозга, вся совокупность умственных способностей человека, в то время как за разумом сохраняется значение высшего уровня интеллекта.
В качестве дифференцированного описания основных типов отношений с окружающей действительностью, сложностью характера его организации рекомендуется использовать понятия “здравый смысл”, “рассудок”, “разум”.
Здравый смысл – это уровень интеллекта, отвечающий за чувство реальности; это результат ознакомления с реальной действительностью, какой она представляется. Деятельность этого уровня интеллекта проявляется в форме здравых рассуждений, известных как природная смекалка.
Рассудок как уровень интеллекта, опосредованной системой знаний, ассимилировавшей законы, способы, принципы, нормы, определяющие взаимоотношения людей в обществе. В основе формы его организации положены жесткие логические закономерности.
Разум – это способность осмыслить процесс, выделяя решающие звенья, через которые можно воздействовать на основное противоречие, детерминирующее его развитие. На уровне разума совершается активное преобразование информации, воплощающееся в преодоление непосредственного состояния общества, в выходе за границы временных параметров настоящего.
В очень сложном и быстро меняющемся мире, в котором подвержены изменениям даже сами закономерности, по которым этот мир существует и развивается, современный менеджмент не может быть представлен в виде четко сформулированных правил и рецептов, а требует от руководителей исключительно высокого профессионализма, искусства, здравого смысла и разума.
Современные технологии большого бизнеса, развитие экономико-математических методов и моделей, сложнейшие инструментарии индивидуальностей и групповой работы, информационные технологии привели к возникновению креативного менеджмента.
Как сложный механизм интеллект включает креативность как свою собственную часть, т.е. креативность и есть естественный механизм работы мозга при решении возникающих проблем, а креативный менеджмент призван не только управлять наукоемкими производствами и творческими коллективами, но и проявлять искусство, принимать единственно правильное решение в непредвиденных ситуациях.
Искусство управления можно представить как комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в решении нестандартных подходов через развитость здравого смысла, интуиции, профессионализма, рассудка, коммуникабельности и инициативности.
Следовательно, методы, приемы и инструменты креативного менеджмента будут называться интеллектуальной техникой работы менеджера.
Как известно, содержание управления раскрывают основные функции управления – планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование (мотивация), контроль.
Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Реализация этой функции осуществляется посредством приемов интеллектуальной техники индивидуальной и групповой работы менеджера в распознавании проблем и ситуаций, определении их природы, выявлении их свойств, закономерностей поведения и развития, в оценке внешних и внутренних ситуаций, в определении всего управленческого процесса.
Считается, что в современном менеджменте исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени руководителя.
Опыт успешного управления основан на комбинациях синтеза знаний и искусства менеджмента. Дальновидные, перспективные решения, определяющие ясные цели и способствующие решительным действиям, требуют использования экономических законов и закономерностей.
Исследование законов на практике осуществляется через выверенные принципы (правила) управления. Принципы, в отличие от законов, разрабатывают и совершенствуют, формируя миссию и стратегию производственно-хозяйственной деятельности. Всеобщие принципы управления (иерархичность, системность, необходимое разнообразие объекта и субъекта управления, обратные связи) “разработаны” природой и применительно к организациям составляют содержание кибернетического менеджмента.
Успешность реализации экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических методов во многом будет зависеть от приемов и инструментов работы менеджера. Техника руководителя выступает в роли способов и приемов переводов принципов в практику менеджмента.
В соответствии с выполнением поставленных задач и функций управления подбирается конкретная техника индивидуальной или групповой работы менеджера. Например, техника планирования включает методы – балансовый, аналитический, нормативный, экономического анализа; техника контроля – предварительный, промежуточный, заключительный.
Технические приемы работы менеджера позволяют заменить один метод другим, более эффективным.
6) КОМАНДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Командный менеджмент, направление менеджмента, преследующее цели ориентации работников на творческую составляющую работы; совместное участие работников с руководителями в управлении организацией; взаимный контроль и взаимопомощь; использование группового и индивидуального потенциала.
Под командными эффектами в бизнесе мы понимаем конкурентные преимущества, создаваемые путем системного формирования и развития команд в организации на всех уровнях структуры и межфункционального взаимодействия.
Каковы следствия устойчивых командных эффектов в организации?
1) Согласованность в действиях сотрудников всех уровней структуры в ситуациях:
- противоречия интересов;
- Неопределенности цели;
- Неопределенности способа действия.
2) Высокая управляемость, основанная на индивидуальной и коллективной ответственности.
3) Высокая скорость внедрения.
4) Лояльность и приверженность менеджменту:
- Снижение текучести кадров;
- Развитие компетенций состава, за счет наставничества и добровольного взаимообучения;
- Снижение затрат на адаптацию персонала;
- Снижение субъективной значимости постоянной части компенсационного пакета.
5) Повышается вероятность принятия более проработанных и качественных решений.
6) Надежность (особенно в случае форс-мажорных ситуаций) при общем снижении затрат на контрольные функции:
- повышение результативности;
- снижение зависимости от отдельных сотрудников (в том числе, руководителей всех уровней);
- повышение самоорганизации, самоконтроля;
- групповой контроль (линия контроля внутри группы жестче, чем контроль внешней среды).
7) Повышение стоимости «бренда» за счет согласованности представления о Компании формируемой контактным персоналом во внешней среде (без дополнительных финансовых вложений на рекламу и PR).
8) Инициатива в создании новых стандартов, путей оптимизации, поступающая от членов команды.
В условиях возрастающей неопределенности и ограниченности ресурсов сплоченная команда способна выдвинуть больше вариантов решения проблемы, параллельно обрабатывать поступающую информацию, отделяя варианты решения от эмоциональной вовлеченности участников. Кроме того, команда может работать в структуре распределенного лидерства. Об этом говорит практика мировых и российских компаний, где изначально у истоков бизнеса стояли два человека, а не один.
Сейчас на рынке прослеживается тенденция, когда конкуренты объединяют усилия для создания и продвижения совместного продукта, а в команде специалистов это объединение тем более требуется.
Условия внедрения командного менеджмента:
1) Первое лицо компании готово развиваться как командный лидер и развивать свою управленческую команду.
2) Члены управленческой команды и топ-менеджеры развиваются как лидеры своих функциональных команд.
3) Цели компании (стратегические и оперативные) амбициозны и известны всем сотрудникам организации. Действуют процедуры обратной связи “сверху вниз”, “снизу вверх” и по горизонтали.
4) Система мотивации (материальной и нематериальной) прозрачна, ориентирует сотрудников как на личную, так и на общую результативность.
5) Философия компании является реальным инструментом управления.
6) Отсутствуют примеры использования “политического” стиля управления и традиция “двойных стандартов”.
Таким образом, развитие командного менеджмента, позволяющее использовать командные эффекты для повышения конкурентоспособности бизнеса, с нашей точки зрения, это объективная реальность. Для того, чтобы она стала реальностью наших организаций, необходима ВОЛЯ к созданию СОВМЕСТНОГО УСПЕХА с единомышленниками.