Относительное количество производимого товара

Рис. 1.1. Образование относительной ми­ровой цены

Допустим, что

Q1 — объемы производства товара 1 страной I,

Q2 — объемы производства товара 2 страной I,

Q1' — объемы производства товара 1 страной II,

Q2' — объемы производства товара 2 страной II,

P1 — мировая цена товара 1,

Р2 — мировая цена товара 2,

тогда относительное количество товара 1, производимого обеими странами, со­ставит:

Q1+ Q1 '/ Q2 + Q2' (1.6)

а относительная мировая цена товара 1 составит:

P1 / P2 (1.7)

При этом так же, как и предполага­лось выше, страна I имеет относитель­ное преимущество в производстве товара 1 (формула 1.4). Это означает, что его относительная цена, выраженная в данном случае через сопоставление зат­рат рабочего времени на его производ­ство 1 / А2), ниже, чем в стране II, и на графике она находится ниже отно­сительной цены товара 1 в стране II 1' / А2'), Относительное предложение товара 1 зависит от того, каково соот­ношение внутренних относительных цен на него в странах I и II и его отно­сительной цены на мировом рынке (формула 1.7). Теоретически возможно несколько вариантов:

• Если относительная мировая цена товара 1 меньше его относительной цены в стране I 12 < А12) и уж тем более в стране II, то товар 1 вообще производиться не будет, ибо продать с прибылью его некуда, ведь в мире только две страны. Обе страны будут специализироваться на производстве товара 2. График относительного предложения товара 1 отсутствует,

Если относительная мировая цена товара 1 равна его относительной цене в стране I 12 = А12), то это значит, что работники в стране I получают такую же цену за товар 1, что и за товар 2. Поэтому им все равно, какой из двух товаров производить. (Нижняя горизонтальная часть графика относительного предложения RS.)

• Если относительная мировая цена товара 1 больше его относительной цены в стране I 12 > А12), послед­няя будет специализироваться на про­изводстве товара 1, В то же время до тех пор, пока мировая относительная цена товара 1 меньше его относитель­ной цены в стране II (P1/P2 < A1'/A2'), страна II будет специализироваться на производстве товара 2 (вертикальная часть кривой относительного предложе­ния (RS)). Поскольку количество трудо­вых ресурсов в каждой стране (L и L' соответственно) ограниченно, то при специализации страны I на товаре 1 объем его производства составляет L/A1, и при специализации страны II на това­ре 2 объем его производства составляет L'/A2'. Поэтому, если относительная цена товара 1 находится в промежутке от А1 / А2 до А1' / А2', относительный объ­ем производства товара 1 составит:

(3.8)

L/A1 / L'/A2'

• Если относительная мировая цена товара 1 равна его относительной цене в стране II (P1/P2 = A1'/A2'), то стране II все равно, какой товар производить: и за товар 1, и за товар 2 она получит равную цену (верхняя горизонтальная часть кривой относительного предложения (RS)).

• Если относительная мировая цена товара 1 больше его относительной цены в стране II (P1/P2 > A1'/A2') и уж тем более в стране I, то обе страны будут специализироваться на производстве только товара 1, а товар 2 вообще производиться не будет. График относительного предложения товара 1 стремится к бесконечности.

Таким образом, кривая относитель­ного предложения (RS) представляет линию с двумя горизонтальными отрез­ками, на которых относительная миро­вая цена равна относительным ценам в стране I и стране II, причем обе стра­ны производят оба товара, и с одним вертикальным участком, показываю­щим, что каждая из стран специализируется на производстве того товара, в котором она имеет относительное преимущество.

В свою очередь, кривая относитель­ного спроса (RD) отражает эффект за­мещения товара 1 товаром 2. Чем силь­нее растет цена товара 1, тем меньше потребители покупают его, отдавая все большее предпочтение товару 2. Если кривая относительного спроса пере­сечет кривую относительного предло­жения (RS) в пределах вертикального участка графика (точка равновесия спроса и предложения Е), то это озна­чает, что каждой стране выгодно специ­ализироваться на производстве того товара, по которому у нее есть относи­тельное преимущество. Если же кривая относительного спроса (RD') пройдет через один из горизонтальных участков графика (RS'), это значит, что смысла развивать торговлю между странами нет, ибо цены на товары, которые уста­новятся в результате торговли, будут та­кими же или даже хуже, чем без нее (пример 1.3).

Теория взаимного спроса как основа определения цены с учетом сравнитель­ных преимуществ имеет очень сущес­твенный недостаток: она применима, только если две торгующие страны при­мерно равны по размерам и внутренний спрос одной может серьезно повлиять на уровень цен в другой. Теорию можно использовать, например, исследуя тор­говлю США и Канады, но не США и Венесуэлы, поскольку изменение внут­реннего спроса и предложения на нефть в Венесуэле вряд ли приведет к сущес­твенным изменениям в ценах на нефть в США. Хотя сколько-нибудь серьез­ные подвижки американских нефтяных цен сразу же скажутся на ситуации на венесуэльском нефтяном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: