Кафедра гуманитарных наук
Баскакова М.В.
ФИЛОСОФИЯ
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения технологического факультета
Тверь 2012 г.
Составители – Баскакова Марина Васильевна, к.ф.н., доцент
Рецензент – доцент кафедры теории языка и межкультурной коммуникации, кандидат филологических наук Стасюк А.В.
Методическая разработка рассмотрена и утверждена на заседании кафедры гуманитарных наук от 27.02.2012 г. Протокол № 8.
Методическая разработка рассмотрена на заседании методической комиссии экономического факультета от 21.12.2012 г. Протокол № 7
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………4
Тема 1. Роль философии в жизни общества ……..……………………………….5
Тема 2. Познание, его возможности и границы ………………………………….7
Тема 3. Культура. Многообразие и взаимодействие культур ………………….. 9
Тема 4. Природа человека и смысл его существования ………………………...12
Тема 5. Личность. Проблема свобод и ответственности……………………..…13
|
|
Тематика контрольных работ……………………………………………………...16
Литература…………………………………………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Философия» призвана дать студентам необходимые знания по истории философии, теоретическим аспектам современной философии, формировать навыки самостоятельного и системного мышления, расширить общекультурный кругозор.
В ходе изучения дисциплины предполагается:
- сформировать представление о системе философских знаний, научить студентов ориентироваться в истории философии;
- познакомить с основными понятиями, категориями и проблемами философии, развить способность к самостоятельному анализу и осмыслению принципиальных мировоззренческих вопросов, постоянно находившихся во внимании философов.
В результате изучения данной дисциплины студент должен научиться применять общефилософские знания в своей профессиональной и иной деятельности, иметь представление о сущности бытия и познания, универсальных законах, лежащих в основе природы, общества, человека.
Учебным планом для студентов заочного отделения предполагается написание контрольной работы. Основными требованиями являются:
- номер темы студент выбирает по последней цифре зачетной книжки
- выполнение работы на основе учебной, научной и энциклопедической литературы по дисциплине «Философии»;
- обязательное присутствие в работе плана, включающего введение (постановка целей, задач), основную часть (не более 3-х глав); заключение (подведение итогов);
- в конце работы студент должен указать список литературы (не менее 4-х источников);
|
|
- объем работы должен быть около 0,5 печатного листа (13-14 листов А-4)
Тема 1. Роль философии в жизни общества
План:
1. Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Миф и религия. Мировоззрение в системе культуры.
2. Философия как мировоззрение. Место философии в истории культуры.
Методические рекомендации:
1. Люди всегда размышляли о мире, в котором они живут, о тех явлениях, с которыми они сталкиваются, о своей собственной жизни. Постепенно складывались представления, имеющие значение мировоззрения, в форме мифа, религии, философии.
Основываясь на понимании мировоззрения как целостной системы взглядов человека на мир, на своё отношение к этому миру и к себе самому, во-первых, охарактеризуйте особенности каждого из указанных типов мировоззрения, покажите, какая существует связь между ними и накопленными людьми знаниями о мире; во-вторых, объясните, каким образом в мировоззрении выражаются потребности людей в разные исторические эпохи; в-третьих, покажите, какое воздействие способно оказывать и оказывает мировоззрение на людей, на их поступки.
Опираясь на знания, полученные в курсе культурологии, покажите, что мировоззрение – одно из важнейших явлений культуры. Развитие человека как существа социального, как личности исторически определённого типа происходит в рамках данного мировоззрения. В нём человек раскрывает себя, обнаруживает меру своего личностного развития. Так, в мифе содержатся знания о происхождении мира и человека, его ремёсел, а также представления об отношении человека к миру природы: они едины. Миф предписывает правила нравственного поведения, сообщает представления об идеале: красоты, мастерства, благородства…
Подобно мифу религия ставит человека и мир в зависимость от сверхъестественного, но характер этой зависимости и понимание сверхъестественного приобретает иные черты, а сама религия как система взглядов и отношений имеет более сложную структуру. В частности, человек наделяется значительной самостоятельностью в выборе своей судьбы; в своей творческой деятельности он не просто подражает, но выступает соработником богу и т.д. Разберите, какой из элементов религии является собственно мировоззрением, как он взаимодействует с другими элементами. Следует обратить внимание на особенности понимания сверхъестественного в мифе (пантеизм) и в религии (трансцендентное), связать соответствующие понятия с особенностями личностного развития человека. Важно также показать, в чем суть религиозного удвоения мира.
Место религии в культуре определяется неоднозначно. С одной стороны, религия - явление культуры. С другой стороны – существует понятие религиозной культуры, обозначающее совокупность включённых в религию способов и приёмов, а также результатов религиозной деятельности. Ядром этой культуры является культ, а содержание ценностей определено религиозным сознанием (мировоззрением). Следует разобрать, как связаны, в чём совпадают и в чём не совпадают понятия «религия как явление культуры» и «религиозная культура».
Завершая рассмотрение вопроса, сформулируйте понятия «миропонимание» и «мироощущение», в которых заключаются основные аспекты мировоззрения: знания об общих отношениях человека и мира, а также способность человека эмоционально переживать свое отношение к миру. Попытайтесь объяснить выражение «религиозная картина мира».
2. Появление и развитие философии означало рождение возможности и потребности людей в объяснении мира с позиции разума. При этом человек в определённой степени сохраняет связь с мифом. Подтвердите присутствие мифа в учении Платона о душе и способности человека к познанию мира.
|
|
Изучение особенной философии как мировоззрения должно показать, что философия в отличие от мифа и религии видит мир как целое, стремится к доказательному знанию; ставит перед собой задачу поиска истины, объяснения причинности в мире, определения общезначимых нравственных ценностей.
При подготовке к семинару нужно обратить внимание на то, что философы, утверждая вечность и цельность мира, решали вопрос о том, как связаны и как взаимодействуют две стороны реальности – материальная и идеальная. В зависимости от того, какой виделась связь материального и идеального, философы создавали материалистическую или идеалистическую картину мира. Обратите внимание на понятия идеализма и материализма.
Обсуждая вопрос о месте философии в культуре, следует ориентироваться на общепринятую периодизацию истории философии: античность, средневековье и т.д. Важно помнить, что каждая историческая эпоха имела свои особенности в общественной жизни, в способах освоения мира, свои представления о ценностях и т.п., а следовательно, свои особенности в понимании и оценках философии.
Следует кратко остановиться на объяснении значения термина «философия». Первым это понятие употребил Пифагор: кого (в его понимании) можно было назвать философом? Постарайтесь раскрыть мировоззренческий смысл триединства мудрости, провозглашенного Демокритом: быть мудрым, значит: правильно мыслить, правильно говорить, правильно поступать. Известно, что мудрость и знания взаимосвязаны – как в этом случае следует понимать мысль Гераклита о том, что «многознание уму не научает»? Расскажите, почему в Античности о философии говорили, что она есть «мать мудрости, искусств и всех наук»? В какой мере допустимо отождествление философии со всей суммой человеческих знаний? Что означает выражение «философская картина мира»?
Рассказывая о философии в средние века, обратите внимание на причины, приведшие философию к положению «служанки богословия»; в частности, вспомните, что теологи сами проявляли интерес к философии. Почему?
|
|
В XVII-XVIII вв. философия приобрела значение общетеоретического знания, т.к. все большее развитие получали вопросы конкретных наук, а с другой стороны – философия стремилась разрабатывать методы познания. Так, одна из работ И.Ньютона имела название «Математические начала натуральной философии», а книга по основам ботаники Линнея – «Философия ботаники». Постарайтесь обосновать или опровергнуть правомерность приравнивания философии к общетеоретическому знанию.
Наконец, раскройте современное понимание философии как учения о всеобщем. Как следует соотносить его с очевидной всеобщностью таких наук, как современная математика и логика?
Особое внимание следует уделить такой черте философии, как альтернативность решений – очень привлекательной для мыслящего человека. Важно показать, что философия даёт человеку не только знания, но и возможность выбора, который обусловлен ценностными, нравственными основаниями.
Место и роль философии в жизни общества определяет и то, что люди (общество) озабочены не только тем, что они мыслят, но и тем, как они это делают. Объясните понятие «рефлексия».
Завершая обсуждение вопроса, сформулируйте основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, смысложизненная.
Понятие для усвоения: мировоззрение, миф, религия, философия, онтология, гносеология, аксиология, антропология, идеализм, объективный идеализм, эйдос, материализм, субстанция, пантеизм, трансцендентный, диалектика, детерминизм, креационизм, провиденциализм, теоцентризм, теология, номинализм, реализм, геоцентризм, гелиоцентризм, антропоцентризм, гуманизм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, врожденные идеи.