Объемно–пространственная структура русского храма. (Дмитриевский собор, церковь Спаса на Нередице, церковь Покрова на Нерли). София Киевская. Художественные особенности мозаик

Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма.

Особенность структуры и декора древнерусского храма: кубовидность, пятиглавие и одноглавие, луковичная и шлемовидная главы, трехлопастное завершение фасадов, украшение барабанов рядами арочек, треугольничков.

Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский "звериный стиль", а в некоторых случаях видны романские влияния.

Дми́триевский собо́р города Владимира («Дмитровский») придворный храм, построен в 1194—1197 гг. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. фрагменты композиции «Страшный суд».

Це́рковь Спа́са на Нере́дице— храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Церковь Покрова́ на Нерли (Покров на Нерли, XII век) — храм во Владимирской области России, выдающийся памятник владимиро-суздальской школы, считается одним из самых совершенных храмов России. Церковь построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, предположительно облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров, подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 3 м).

Храм кубического типа, крестово-купольной системы, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с арочным фризом и углублёнными многоарочными порталами. Стены церкви имеют слегка заметный наклон внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резным рельефом. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма — восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века.

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров.

Украинское барокко – направление в архитектуре, возникшее в Украине в XVII веке. Основные отличия от западноевропейского барокко – более смягченные орнаменты и упрощённые формы.

Наилучшими образцами живописи барокко стали церковные фрески в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Главные принципы украинского барокко – это роскошь и оригинальное расположение частей и деталей зданий, декоративность орнамента и игра светотени, подчёркивавшие преимущества громадной площади каменных церквей. Украинские архитекторы этого времени делали попытки объединить европейские веяния искусства барокко с собственными традициями деревянных построек в сооружении храмов.

Богоматерь Оранта /Святитель Василий Великий /Благовещение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: