Источниками права именуют обычно правовые акты, принимаемые органами правотворчества и содержащие нормы права.
Конституционные источники:
1. Конституция РФ;
2. Конституции (уставы) субъектов РФ
Законодательные источники:
· Законы о поправках к КРФ (ЗОП)
· Федеральные конституционные законы (ФКЗ)
· Федеральные законы (ФЗ)
· Законы СССР и РСФСР
· Региональные законы (РЗ)
· РЗ о поправкам к конституциям (уставам) субъектов РФ.
Отличие ФКЗ от ФЗ:
1. Более высокая юридическая сила ФКЗ (ч.3 ст.76 КРФ);
2. Принимаются по более сложной процедуре (ч.2 ст.108 КРФ) – именно квалифицированное большинство в парламенте.
3. Принимаются только по вопросам, предусмотренным в КРФ (ч.1 ст.8 КРФ);
4. Президент РФ не вправе применить по отношению к ФКЗ право вето – квалифицированное большинство изначально предполагает отсутствие претензий парламента (ч.3 ст.107).
Декларации (носят декларативный характер, провозглашая общие принципы): О государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990; О языках народов России от 25.10.1991; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991.
|
|
Подзаконные источники:
1) Федеральные:
· Нормативные указы и распоряжения Президента РФ
· Постановления правительства РФ
· Акты федеральных органов исполнительной власти
2) Региональные:
· Акты высших должностных лиц субъектов РФ
· Акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ
· Акты иных ОИФ субъектов РФ (департаментов, управлений).
Договорные (внутригосударственные) и локальные источники конституционного права. Международные источники конституционного права по Конституции РФ и Пост-ю Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г.
Договорные источники:
Внутригосударственные договоры:
1) Вертикальные договоры и соглашения (между федеральными и региональными органами власти) – прежде всего – о разграничении полномочий между органами: яркий пример – федеративный договор.
2) Горизонтальные договоры и соглашения: договоры между самими субъектами РФ.
Международные источники (ч.4 ст.15):
1) Общепризнанные принципы международного права;
2) Общепризнанные нормы международного права;
3) Международные договоры РФ
Постановление Пленума ВС РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» от 10.10.03.:
«Под общепризнанными принципами МП следует понимать основополагающие императивные нормы МП, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам МП, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств».
«Под общепризнанной нормой МП следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного».
|
|
Содержание общепризнанных норм и принципов МП может раскрываться, в частности, в документах ООН и её специализированных учреждениях.
Международные договоры могут заключаться от имени:
· РФ (межгосударственные)
· Правительства РФ (межправительственные)
· ФОИВ (межведомственные)
Примеры МД РФ: Всеобщая Декларация правы человека от 10.12.48г.; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50г. и протоколы к ней – самый мощный акт, действие которого подкрепляется страсбургским судом; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.66г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.66г.
Локальные источники КП – нормативные акты (НА) органов местного самоуправления (ОМС), регулирующие КПО.
Примеры:
· Уставы муниципальных образований (МО);
· Положения об ОМС, их структурных подразделениях;
· Акты, расширяющие права и свободы граждан на соответствующей территории, усиливающие их гарантии.
- 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
- Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
- Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
- Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.
- К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
- Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
- Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.
- 2. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").
- Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР.
- Согласно пункту "а" статьи 2 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).
- Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).
- 3. Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
- К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
- 4. Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).
- Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).
Дело Ушакова.
|
|
|
|
Гражданин И.Д. Ушаков просит признать не соответствующими статьям 2, 15 (часть 3) и 29 (часть 4) Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 5, пункт 1 статьи 23 и статью 30 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", взаимосвязанные положения которых, по его мнению, допускают временное применение международных договоров Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, до их вступления в силу без официального опубликования для всеобщего сведения, что не позволяет заинтересованным лицам своевременно ознакомиться с ними, предвидеть последствия их применения, с тем чтобы соотнести свое поведение с содержащимися в них правилами.
1. Признать пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в части, допускающей временное применение до вступления в силу международного договора (или части международного договора) Российской Федерации, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающего при этом иные правила, чем предусмотренные законом, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативного правового регулирования - не предполагает возможности применения такого международного договора (или части международного договора) в Российской Федерации без его официального опубликования.
2. Конституционно-правовой смысл пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное истолкование его положений в правоприменительной практике.
3. Федеральному законодателю надлежит в трехмесячный срок установить порядок официального опубликования временно применяемых международных договоров Российской Федерации, которыми затрагиваются права, свободы и обязанности человека и гражданина и при этом устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законом. В течение того же срока должно быть завершено официальное опубликование таких международных договоров Российской Федерации.
По истечении указанного срока любые временно применяемые международные договоры Российской Федерации, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливают при этом иные правила, чем предусмотренные законом, не могут применяться далее, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Правоприменительные решения, принятые в отношении гражданина Ушакова Игоря Дмитриевича на основаниипункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.