Конкуренция — борьба между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей.
Сущность конкуренции полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:
1)расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции;
2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);
3) внедрению достижений науки и техники в производство,
4) улучшению качества продукции и обслуживание потребителей;
5 банкротства предприятий, рост безработицы;
6) возникновению экономических кризисов;
7) обогащению одних и обедненности других;
8) монополизации экономики.
Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны.их соотношения зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.
Различают виды конкуренции (совершенная и несовершенная):
|
|
Совершенная конкуренция – состояние рынка, при котором существует множество производителей и потребителей, которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж. цена под действием спроса и предложения.
Главные достоинства совершенной конкуренции:
1) Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей
2) Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене;
3) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека.
Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка.
Недостатки совершенной конкуренции:
1)медленный тех.прогресс
2) блага, которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.
3) не учитываются разные вкусы потребителей.
Несовершенная конкуренция - это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.
Основные условия несовершенной конкуренции:
1) На рынке действует ограниченное число производителей
2) Существуют экономические барьеры проникновения в данное производство.
3) Рыночная информация искажена и не объективна.
Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, тк ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.
Различают 3 типа:
1) монополия,
2) олигополия,
3) монополистическая конкуренция.