Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценит мудрость (софию), под которой понимает искусность, умение, мастерство. Такое понимание мудрости роднит его и с предшественниками по античной философии — «любви к мудрости». «Муд-
1 Аристотель. Соч.: В 4т. М., 1984. Т. 4. С. 178.
рость в искусствах, — пишет Стагирит, — мы признаем за теми, кто безупречно точен в своем искусстве: например, Фидия мы признаем мудрым камнерезом, а Поликлета — мудрым ваятелем статуй, подразумевая под мудростью, конечно, не что иное, как совершенство искусства»1. Но так же как Сократа и Платона, Аристотеля привлекают не только частные виды «мудрости», не отдельные умения, а «умение всех умений», т.е. мудрость вообще: «Однако мы уверены, что существуют некие мудрецы в общем смысле, а не в частном...» Отправляясь именно от высокой оценки мастера и умельца в своем деле, Аристотель вслед за своими предшественниками стремится найти и определить мудрость как таковую. Это нужно подчеркнуть специально, чтобы не произошла подмена воззрений Аристотеля и всех древних не лучшими из наших воззрений. Такая подмена нередко происходит, и тогда «любовь к мудрости» древних воспринимается наподобие наших заумных рассуждений, которые в наше время порой выдаются за философию, хотя на деле не имеют к ней никакого отношения. Подлинное искусство слова стояло у древних греков в том же ряду, что и искусство мастера, в какой бы сфере он ни трудился. Не случайно в Древней Греции были развиты логика и риторика, которым и сам Аристотель уделял особое внимание. Но Стагирита к тому же привлекала и более общая задача — вполне естественная при высокой оценке мудрости, — дойти до ее высших пределов, обобщив достижения во всех областях знания и искусства. С этой целью он прежде всего прибегает к классификации знаний и умений.
|
|
Аристотель разделил науки на три большие группы: теоретические («умозрительные»), практические («рассудительные») и творческие (продуктивные). К первым он отнес философию, математику и физику, ко вторым — этику и политику, к третьим -- искусство, ремесла и прикладные науки. Как видим, третья группа это не совсем науки в современном понимании: это знания о том, как нечто можно «сделать», произвести.
Для Аристотеля они являются базовыми, отправляясь от которых следует идти к знанию более теоретическому и общему. Обратим внимание и на то, что под практическими науками Стагирит понимает этику и политику, т.е. то, что связано с общением людей. Основа этики и политики — рассудительность, а практические науки — это науки о поступках и о выборе правильной линии поведения среди людей. Именно такое понимание практики сохранится на длительные времена, и например, И. Кант напишет в XVIII в. «Критику практического разума», в которой будет рассматривать не что иное, как вопросы нравственности. Для Аристотеля практические науки — учение об одном из видов мудрости: умении общаться с людьми, но «всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение
|
|
организуется ради какого-либо блага... больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»1. Таким образом, политика попадает в класс практических наук, изучая наиболее важную сферу общения. Однако человек не довольствуется, конечно, ни знанием того, как нечто можно произвести, ни того, как происходит общение и как следует общаться, — человека интересуют и вопросы устройства мира, души, причины именно такого, а не иного их устройства. Причем эти вопросы можно поставить и вне их связи с практически-нравственно-политическими и ремесленно-продуктивными потребностями. Тогда возникают науки теоретические, или «умозрительные», среди которых физика (одной из частей которой Аристотель считает психологию), математика и, наконец, наиболее «умозрительная» из всех наук — философия.
Философия — наиболее общая из всех наук, поэтому она есть «умение всех умений», выраженное в форме чистого знания. Следовательно, по отношению ко всем другим наукам она выступает как то, что формирует наиболее общие принципы, действующие во всех науках. Однако философия сама по себе не преследует никаких практических и эмпирических целей, она не связана с использованием ее знаний для удовлетворения материальных нужд. Поскольку другие науки подчинены этим целям и нуждам, постольку они не самоценны, зависят от них. Умозрительность и отказ от того, чтобы быть использованной в каких-либо лежащих за ее пределами целях, есть не недостаток, а достоинство философии. Только так она может выразить и разрешить глубинную потребность человека — стремление получить ответ на «последнее почему». В философии выражается чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая от лжи. «Таким образом, — заключает Аристотель, — все другие науки более необходимы, чем она, но лучше ее — нет ни одной»2.