Происхождение термина, эволюция и развитие логистики как научного направления.
Родоначальник логистики французский военный специалист барон Антуан Анри де Джомени
Логистика включает широкий круг вопросов:
• планирование;
• управление;
• материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск;
• определение мест дислокации войск, путей передвижения;
• строительство дорог и укреплений.
К середине XIX века логистика сформировалась как военная наука. Применение логистики в гражданской сфере началось в 50-х гг. XX века.
Этапы эволюции логистики:
1) Фрагментация (1920-1950)
2) Период становления логистики (1950-1970)
3) Период развития логистики (1970-1980)
4) Интеграция (1980-1990)
5) Современный этап (1990- наст. вр.). Неологистика
Совет логистического менеджмента США,1985 г: Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.
|
|
С позиции российской школы: Логистика – это наука об оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, финансовых и других потоков и управление ими в определенной макро-, микро- или мезо-экономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
Основные объекты исследования логистики.
Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.
Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне нее.
В основе классификации финансовых потоков лежат следующие признаки:
• отношение к логистической системе; направление движения; назначение; форма расчета; вид хозяйственных связей; способ переноса авансированной стоимости.
Информационный поток – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.
• По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий – на магнитных носителях, в виде электронных программ и т.п.
|
|
• По времени возникновения и периодичности использования, информационные потоки бывают регулярные, периодические, оперативные, on line, off line.
• По степени открытости и уровню значимости информационные потоки бывают открытые, закрытые, коммерческие, секретные (конфиденциальные), простые, заказные.
• По способу передачи данных: курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс, телекоммуникационные сети.
Сервисные потоки – потоки услуг, генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Характеристики сервисных потоков:
• Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.
• Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
• Сервис – деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
• Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.
• Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).