Типовые задачи в снабжении: Выбор поставщика (Методы выбора поставщика)

Существует несколько распространенных методов выбора:

- рейтинговая оценка факторов; - доминирующих характеристик; - категорий предпочтения;

- затратно-коэффициентный и др.

Метод рейтинговых оценок наиболее распространен

Определяются приоритетные критерии с конкретно измеряемыми параметрами. Для каждого критерия устанавливается принцип оценивания, как правило, весовые коэффициенты с оценкой значимости. Значимость устанавливается экспертным путем. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значений критерия на его экспертную балльную оценку для данного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера.

Многие зарубежные компании проводят рейтинг поставщика при помощи баллов для каждого фактора и каждого рейтинга. Рейтинг оценивается по трем критериям: качество, доставка и непрерывная деятельность. В рамках каждой категории имеются подпункты. Каждый подпункт оценивается по шкале от 0 до 4. Рейтинг общей оценки поставщика выводится путем суммирования категорий. Возможная максимальная оценка поставщика – 4 балла. Затем оценки взвешиваются и обобщаются.

Метод доминирующих характеристик:

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии).

Этот параметр может быть: наилучшей низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие и т.п.

Очевидное преимущество метода – простота, недостаток – игнорирование остальных критериев.

Метод категорий предпочтения:

Подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить качественную продукцию, диспетчерская служба докладывает о сроках доставки МР,

производственные отделы – об удобстве использования МР в производственном процессе и т.д.

Применима неформальная оценка поставщика работниками компании-покупателя, которая включает информацию, полученную из личных контактов между поставщиком и работниками компании-покупателя, из средств массовой информации и т.п.

Метод затратно-коэффициентный: (разновидность метода ранжирования)

Иногда называют затратно-коэффициентным методом или «методом миссий».Заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все доходы и расходы.

В результате получаются данные для сравнения и выбора варианта решений (миссий).

Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов(миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации, которая часто бывает недоступна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: