Задача «сделать или купить»

Задача “сделать или купить” заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно,

выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or- Buy Problem, или сокращенно — задача МОВ1, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и

чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем "спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

♦ потребность в комплектующем изделии невелика;

♦ отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

26. Показатели логистики

Логистика, как наука и сфера профессиональной деятельности, характеризуется научностью и конкретностью.

Научность логистики подразумевает выполнение подробных расчетов, проведение анализа всех показателей, характеризующих движение материального потока.

Конкретность логистики заключается в наличии вполне точного и вещественно определенного результата деятельности по управлению потоками. Конкретность позволяет осуществлять руководство логистикой со стороны учетнокалькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.

Научность и конкретность логистики обеспечивают возможность оценки реакции процесса на те или иные управленческие воздействия, корректировки и оптимизации этих воздействий. Возможность управления материальным потоком появляется лишь тогда, когда создана возможность измерения характеристик этого потока.

Рассмотрим показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики.

1. Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров. В общем случае запас является постоянно меняющейся величиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчитывают средний запас, используя при этом формулу средней хронологической;

2. Товарооборачиваемость — характеристика процесса возобновления товарных запасов. Определяется с помощью двух показателей: скорость товарооборота и время обращения товаров.

2.1. Скорость товарооборотамо) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода:

где О товарооборот за период;

З ср средний товарный запас за период. Для торговой системы следует учитывать чистый оборот, т.е. без учета внутрисистемного оборота.

Скорость товарооборота может рассчитываться по отдельным складам, по отдельным позициям ассортимента.

Если запас является производственным, то расчетный показатель будет называться скоростью оборота, который может рассчитываться отдельно по каждому виду ресурсов.

2.2. Время обращения товаров (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. Определяется по формуле:

где З ср средние товарные запасы за период;

t — число дней в периоде. Товарооборот здесь также должен быть освобожден от повторного счета. Следует отметить, что снижение Т позволяет эффективно использовать оборотные средства и экономить издержки обращения.

Как следует из формул 2.1 и 2.2, показатель времени обращения товаров обратно пропорционален показателю скорости товарооборота, т. е.:

3. Готовность к поставке (Г п). Данный показатель можно использовать как для оценки собственного уровня сервиса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщиком. Ниже приводятся три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике.

5. Затраты на связанный капитал (Ик). Данный показатель характеризует объем омертвленного в запасах капитала:

где t хр период времени, в течение которого хранится запас,

К — процентная ставка на капитал.

6. Характеристика дисциплины поставок — показатели, характеризующие объем, структуру и ритмичность поставок. Рассчитываются путем сопоставления количества, комплектности и качества фактически поставленной продукции, а также фактических сроков поставок с соответствующими обязательствами по договору.

Дисциплина поставок определяется с помощью ряда показателей:

6.1. наличие в поставленной пapmии дефектного товара;

6.2. наличие в поставленной партии товара, который

покупатель не заказывал;

6.3. отсутствие в поставке полного комплекта заказанных покупателем товаров;

6.4. наличие поставок с опозданием;

6.5. наличие преждевременных поставок. Могут использоваться также и другие показатели, отражающие степень исполнения поставщиком значимых условий договора.

7. Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Дл. Показатель характеризует долю затрат на логистику в оборотё компании. Чем выше Д, тем более значима деятельность по упорядочению материальных потоков:

где Сл — затраты на логистику за период,

О — товарооборот за период.

К затратам на логистику следует отнести затраты на осуществление следующих операций:

♦ размещение заказов;

♦ транспортировка на предприятие;

♦ склад снабжения;

♦ внутрипроизводственные перемещения;

♦ склад готовой продукции;

♦ операции по отгрузке;

♦ доставка покупателю.

Кроме того, сюда относят также все затраты на персонал, оборудование и помещения, используемые в логистических процессах, но не вошедшие в представленный выше список.

8. Характеристика работы склада представлена четырьмя группами показателей, характеризующих интенсивность работы склада, эффективность использования складских площадей, уровень сохранности грузов и общие финансовые показатели:

8.1. Показатели, характеризующие интенсивность работы склада:

8.1.1. Грузообороту склада (Г) — показатель, характеризующий мощность склада:

где Q — количество тонн, поступивших на склад (или реализованных со склада) за период времени Т,

Т — продолжительность периода, времени;

8.1.2. Грузопереработка (Гпр) — показатель, характеризующий трудоемкость работы склада:

где Гi грузооборот отдельного i-гo участка склада. При расчете грузопереработки необходимо учесть также объем работ по внутрискладскому перемещению грузов между участками;

8.1.3. Удельный грузообороту склада, характеризует мощность склада, приходящуюся на 1 м':

где S — площадь склада;

8.2. Показатели, характеризующие эффективность использования складских площадей:

8.2.1. Вместимость склада. Измеряется в кубических метрах, в тоннах или в количестве вагонов груза, которые можно разместить на складе;

8.2.2. Полезная площадь склада;

8.2.3. Коэффициент использования площади склада;

8.24. Коэффициент использования объема склада;

8.2.5. Грузонапряженность склада. Характеризует использование грузовой площади склада;

8.3. Показатели, характеризующие уровень сохранности груза, а также:

8.3.1. Число случаев хищения товаров,

8.3.2. Число случаев порчи товаров по вине работников склада;

8.4. Показатели, характеризующие финансовые результаты работы склада:

8.4.1. Расходы складов. Определяют по сумме затрат на организацию хранения различных грузов и сумме административных расходов;

8.4.2. Себестоимость хранения грузов. Рассчитывается как средняя величина по всем складам и определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских работ к числу тонно-суток хранения.

В завершение параграфа приведем перечень наиболее часто используемых показателей логистики на предприятиях Германии.

1. Отношение числа заказов к выбранному периоду времени.

2. Потребность в материалах, отнесенная к периоду времени.

3. Затраты на персонал, отнесенные к периоду.

4. Количество персонала.

5. Количество пропусков по болезни.

6. Доля запасов по отношению к обороту.

7. Стоимость заказов к периоду времени.

8. Среднее наличие на складе.

9. Различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций.

10. Количество отсутствующих на работе.

11. Стоимость наличия на складах, отнесенная к связанному капиталу.

12. Число складских позиций.

13. Продолжительность оборота склада.

14. Среднее время восстановления запаса.

15. Количество (частота) оборотов.

16. Стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций.

17. Уровень готовности к поставкам.

18. Доля запасов в обороте.

19. Доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость).

20. Число позиций заказов за период времени.

21. Средняя продолжительность хранения на складе.

22. Отношение затрат на складирование к площади склада.

23. Доля сторонних организаций в обороте.

27. Взаимосвязь закупочной и распределительной логистики

Взаимосвязь отдельных функциональных областей логистики в общих чертах охарактеризована в предыдущем параграфе. Более подробно проанализируем взаимодействие распределительной и закупочной логистики в процессе доведения продукции от поставщика к потребителю.

Рассмотрим процесс управления материальным потоком на участке между двумя предприятиями, одно из которых является поставщиком товаров, а другое — оптовым покупателем. С позиции первого предприятия управление материальным потоком должно осуществляться методами распределительной логистики. Однако с позиции второго тот же поток должен управляться методами закупочной логистики. Кажущееся противоречие легко разрешимо.

Рассмотрим управление потоком на выделенном участке, если покупатель по договору уже оплатил поставщику доставку товаров на свой склад. В этих условиях прибыль поставщика от сделки в существенной степени зависит от того, насколько рационально его служба сбыта организует доставку заказа на склад покупателя. Другими словами, управлением потоком на рассматриваемом участке в этом случае занимается поставщик. Применяемые методы относятся к распределительной логистике. Покупатель, уже оплативший доставку, от ее рациональной организации ничего не выигрывает (как ничего и не проигрывает, если доставка организована плохо). Методы закупочной логистики при управлении материальным потоком будут применяться на данном участке тогда, когда по условию договора покупатель самостоятельно вывозит товар со складов поставщика. Рациональность действий службы закупок покупателя, в этом случае, может существенно улучшить его экономические показатели.

Контрагенты могут договориться об иных условиях доставки. Допустим, иногородний поставщик доставляет товар на железнодорожную станцию своего города (а стоимость работ по доставке включает в цену поставляемого товара). Далее организует движение груза покупатель. Здесь доведением товара до станции пункта отправления занимается служба распределения поставщика, далее — служба закупок покупателя.

Точка, в которой служба распределения поставщика передает управление материальным потоком службе закупок покупателя, определяется условиями франкировки гpyза, закладываемыми при заключении договора поставки. Термин "франко" обозначает порядок учета в цене изделия издержек по доставке продукции потребителю. В договоре поставки термин "франко" указывает на то, до какой точки на пути движения продукции к покупателю издержки, связанные с транспортировкой и страховкой, несет поставщик.

Условия франкировки груза обозначают (в определенной степени) границу между сферами деятельности службы сбыта поставщика и службы снабжения покупателя. Однако не следует забывать, что как закупочная, так и распределительная логистика являются функциональными областями единой логистической деятельности. Эта деятельность осуществляется совместно как службой закупок покупателя, так и службой распределения поставщика. Поэтому все решения в области распределительной логистики должны приниматься во взаимной связи с решениями в области закупочной логистики покупателя. Только такой подход обеспечит реализацию логистической концепции управления материальным потоком.

28. Сущность закупочной логистики 29.Задачи закупочной логистики

СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

Закупочная логистика — это управление материальными по­токами в процессе обеспечения предприятия материальными ре­сурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потока­ми на данном этапе имеет известную специфику, что объясня­ет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в сво­ем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и вре­менное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

— элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

— элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию це­лей этого предприятия;

— самостоятельной системой, имеющей элементы, структу­ру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, со­гласовывая технико-технологические, экономические и методо­логические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логисти­ки — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предпри­ятия не как изолированного объекта, а как звена всей логи­стической макросистемы. Это означает, что служба снабже­ния, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприя­тие при таком подходе рассматривается как элемент всей макро­логистической системы: улучшается положение всей системы - улучшается положение предприятия, как ее элемента *

В качестве простого примера рассмотрим группу способных предпри­нимателей, каждый из которых ведет собственный бизнес. Если эти люди объединятся и начнут работать не только «на себя», но и на общий резуль­тат, то потенциальные возможности получения прибыли каждым из них, очевидно, резко возрастут.

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологисти­ческую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производствосбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению ма­териальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической органи­зации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (напри­мер, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприя­тия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе вре­мени.

Режим работы в реальном масштабе времени обеспечивает обработку информации в темпе, определяемом скоростью ее поступления. Этот режим дает возможность получать необходимую информацию о движении мате­риального потока в текущий момент времени и своевременно выдавать со­ответствующее административное и управляющее воздействие на объекты управления.

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инстру­ментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать зада­чи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и мето­дов системной организации всех участников процесса продвиже­ния материалов от первичного источника сырья вплоть до конеч­ного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетин­говый подход к предпринимательской деятельности, нарабаты­вает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снаб­жения. Особенности организации деятельности этой службы с точки зрения возможности эффективного управления матери­альными потоками рассмотрены в следующем параграфе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: