Социальный заказ в образовании занимает важное положение в обществе. В процессе осознания собственных потребностей в своей деятельности, у людей начинают формироваться запросы, выражаемые в определенном наборе требований, реализация которых должна привести к их удовлетворению. Таким образом, социальный заказ связан с условиями развития личности, ее способности к продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно - досуговой деятельности.
Жизнь в обществе всегда предъявляет определенные требования к человеку через общественные институты, с которыми он взаимодействует, но и сам человек предъявляет к себе требования (или пожелания), чтобы вписаться в современную социальную жизнь. Отслеживание выполнения социального заказа на деятельность учреждений дополнительного образования является крайне необходимым, поскольку в основе деятельности учреждений дополнительного образования лежит заказ на деятельность. Процесс функционирования и процесс развития системы дополнительного образования детей осуществляются под воздействием социального заказа на них. Если сложившаяся система удовлетворяет общественным запросам, то она находится в состоянии процесса функционирования, в противном случае формируется социальный заказ на определенные изменения, которые в процессе развития системы должны привести к тому, что требования общества будут удовлетворены. Поэтому одним из показателей эффективности деятельности всех современных образовательных учреждений является степень удовлетворения социального заказа на образование.
|
|
Наиболее важной составляющей социального заказа на дополнительное образование является заказ детей и их родителей. Именно он определяет цели, содержание, формы организации и результаты образовательной деятельности учреждения.
При проведении исследования общественного заказа необходимо включать следующие блоки:
- общественный заказ на личность воспитанника УДОД (это модель идеального ребенка, совокупность качеств, свойств, умений, навыков и способностей, которыми должен обладать современный воспитанник образовательного учреждения в соответствии с требованиями, заложенными в нормативных документах федерального уровня);
- общественный заказ на образовательное учреждение дополнительного образования детей (это требования к деятельности учреждений дополнительного образования детей);
- общественный заказ к самой системе дополнительного образования детей, выраженный через наличие определенных условий ее функционирования, через требования к ней как важнейшему компоненту непрерывной системы образования РФ.
|
|
Исследование социального заказа на дополнительное образование позволяет определить рейтинг видов деятельности, которыми предпочитают заниматься дети, увидеть, насколько осознанно и самостоятельно они осуществляют свой выбор, выявить оценку удовлетворенности деятельностью дополнительных образовательных объединений разных учреждений образования. Кроме того, исследование может дать информацию об информированности детей и родителей о деятельности в системе дополнительного образования, а также степени ее привлекательности.
При анализе важно выявить сущность социального заказа, осознать государственный заказ на личностном уровне. Система дополнительного образования должна строиться на основе позиции посредника между государством и ребенком, стремясь, с одной стороны, выполнить заказ общества на формирование социально-адекватной личности и, с другой стороны, удовлетворить конкретные потребности и запросы детей и их родителей. В результате анализа социального заказа необходимо провести обоснование возможностей его реализации в соответствии с реальными возможностями.