Философия профессионализма

обосновывает свои положения исходя из гуманистических и демократических идеалов и ценностей. Удовлетворение потребностей человека, развитие его потенциала и способностей, повышение благосостояния, развитие ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей, достижение социальной справедливости - таковы основные доминанты философии социальной работы сегодня1.

IFSW, International Code of Ethics. - 1976.

Философия социальной работы базируется на следующих аспектах: географическом, политическом, социально - экономическом, культурном, духовном. В своей совокупности и каждый в отдельности в отдельности они определяют ценностные ориентиры, базисные подходы и этические принципы идеологии социальной работы.

Географический аспект. Деятельность осуществляется в определенных границах.

Политический аспект. Страны, где осуществляется деятельность социальных работников, имеют различные политические системы. Деятельность осуществляется в соответствии с принципами социальной работы, независимо от политической системы.

Социально-экономический аспект. Надлежащие условия жизни, доступ к трудовой деятельности, система здравоохранения и образования, доступ к системе социального обеспечения и обслуживания – право человека в современном обществе.

Культурный аспект. Традиции, убеждения, культура отдельных лиц, групп, общин, стран должны уважаться и сохраняться. Это важнейший принцип антидискриминационной политики, гарантия стабильности и развития общества.

Духовный аспект. В любом обществе существует своя система ценностей. Для развития системы ценностей социальной работы необходимо принимать во внимание духовный мир, ценности, чаяния, идеалы, философию, этику тех, с кем работают социальные работники.

Эти аспекты в философии профессионализма должны способствовать созданию справедливых социальных институтов,способных обеспечивать безопасность и развитие человека без ущерба его достоинства.

Билет.

Мегауровень ценностей социальной работы

1. Право на жизнь

Ценность человеческой жизни является основой основ всей работы в области социальной защиты и поддержки. Это предполагает, что право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Активная поддержка жизни человека, противодействие нарушениям его прав, деятельность в области обеспечения и улучшения качества жизни — важнейшие ценностные ориентации социальной работы.

2. Свобода

Все люди рождаются свободными и имеют право на свободу, каждый человек имеет право на свободный выбор образа жизни. Согласно Всеобщей Декларации прав человека, свобода включает: свободу от рабства и подневольного состояния, свободу от пыток и жестокого обращения и наказания, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, свободу передвижения и выбора места жительства.

3. Равенство и недискриминация

Принцип равенства в социальной работе тесно связан с принципом справедливости, недискриминации, где последнее понимается как равенство и уважение достоинства. Недискриминация противостоит дискриминации, подход к человеку на основе одного из его признаков: пола, расы, цвета кожи, религиозных или политических убеждений и т.д. Перечень признаков дискриминации постоянно растет, что связано с происходящими в мире изменениями и существующими традициями.

4. Справедливость

Справедливость — основа общества, она предполагает уважение достоинства его членов и обеспечение безопасности и неприкосновенности личности. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические. Справедливость — гарантия прав и свобод человека, в случае признания виновным каждый член общества имеет право на справедливое судебное разбирательство, гуманное обращение, исправление и социальное перевоспитание.

Социальная справедливость предполагает удовлетворение потребностей человека, справедливое распределение материальных ресурсов, доступ к таким услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей, социальную защиту и обеспечение. Социальная справедливость — основное средство защиты человека, условие для развития человечества.

5. Солидарность

Будучи важнейшей ценностью в социальной работе, солидарность означает понимание страданий и чаяний человека, участие в борьбе за его права. Социальные работники должны не только оказывать помощь людям, но и солидаризироваться с отдельными лицами, группами, общинами, с жертвами насилия, изгнания или ущемления свобод в любой точке мира.

Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также в ситуациях, обусловленных нуждой, социальной несправедливостью и пренебрежением. Солидарность — это активная помощь уязвимым слоям населения и жертвам нарушений прав человека.

6. Социальная ответственность

Социальная ответственность — практическая сторона солидарности. Деятельность по оказанию поддержки, защиты интересов, предоставление помощи нуждающимся. Социальная ответственность, имеет дополнительную смысловую нагрузку — «попечительство». В соответствии с этим концептом, любые ресурсы, которыми владеет сообщество должны быть использованы для улучшения положения человека. При этом «попечительство» предполагает, что и человек в свою очередь использовал свои таланты и способности во имя прогресса человечества. Ценностный смысл социальной ответственности состоит в оказании помощи и предоставлении услуг бедным и нуждающимся.

7. Обеспечение мира и отказ от насилия

Безусловной ценностью является мир, причем не только в форме отсутствия организованного конфликта. Обеспечение мира связано с достижением гармонии с самим собой, другими людьми и окружающей средой. Признавая, что конфликты неизбежны, социальные работники стремятся урегулировать их мирным и ненасильственным путем. Эволюционный подход предполагает, что посредничество и примирение, последовательность, уважение и понимание, знание являются более эффективным средством урегулирования конфликтов, чем революционный подход, предполагающий разрушение и дальнейшее обновление. Мирное развитие — неизменная цивилизационная ценность всех людей на планете, которые стремятся к социальной справедливости и созданию мира.

8. Отношения между человеком и природой

Поиск гармонии с природой является одной из важнейших стратегий человечества накануне третьего тысячелетия. Несовершенные промышленно-экономические модели производства, использование токсичных промышленных ресурсов, радиоактивное загрязнение, потребительское отношение к природе, отсутствие соответствующей информации создают угрозу для уязвимых слоев населения. Комплексные программы с целью предотвращения деградации окружающей среды, программы экологического воспитания, кампании по охране окружающей среды — важнейшие мероприятия социальных работников.

Билет.

Макроуровень ценностей социальной работы Ценности данного уровня обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, работодателями, перед профессией4. 1. Преимущества индивида по отношению к обществу Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющий клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным членом. Социальный работник своими действиями и поступками не должен нарушать гражданские и юридические права клиента. Социальный работник стоит на защите общественных интересов в тех случаях, когда клиент нарушает законодательство, и его свобода действий является насилием по отношению к свободам и правам окружающих. 2. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом Конфиденциальность — средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, поскольку может повлечь за собой изменение жизненных стратегий клиента, ухудшение его жизненного сценария. Конфиденциальность в профессиональной деятельности включает: информирование клиента о целях получения у него информации и ее границах, согласование с клиентом вопросов обсуждения его проблем с третьими лицами в случае профессиональной необходимости, а также использование информации клиента в научных целях. Социальный работник должен предоставлять записи, которые ведутся в процессе реабилитации. 3. Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации, имплицитные концепты взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных услуг он должен отделять свои ценностные ориентации, эмоции, чувства от профессиональных связей и отношений с клиентом. Нормативные требования профессии связаны с контролированием отношений. Принцип взаимозависимости «ты — мне, а я — тебе» недопустим в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента, поскольку основу профессионального взаимодействия составляют не потребительские, а ценностные ориентиры, взаимоуважение, альтруизм. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для извлечения личной выгоды. 4. Стремление к социальным изменениям, соответствующим осознанным социальным потребностям Социальный работник оказывает услуги клиенту, осознавая истинные мотивы его запроса о поддержке и помощи, в соответствии с его нуждами и предпочтениями. Социальный работник выступает против всех форм дискриминации и насилия, проявляет социальную активность в стремлении гармонизировать общественные отношения. Деятельность по изменению социальной среды является необходимым условием профессиональных требований. 5. Готовность к передаче знаний и умений другим Социальный работник — это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Его знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиентов. Знание ситуации, проблемы, осознание конфликтов и причин неудач является определенным видом поддержки клиента. Приобретение новых знаний об общественных связях и отношениях должно способствовать развитию общества, в этой связи социальный работник должен выступать за изменение курса социальной политики, законодательства, стратегий развития учреждений социальной защиты и общественных институтов. Социальный работник должен критически проверять появляющиеся новые знания и не отставать от жизни, внося посильный вклад в развитие социальной науки и своей профессии. 6. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание Социальный работник выступает против любых форм дискриминации человека на основании расовой и национальной принадлежности, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхождения, семейного, имущественного или сословного положения, политических убеждений, умственных и физических недостатков. Личные качества, состояние или статус клиента не могут быть основанием для предпочтений, выступать в обыденном смысле как «хорошие» или «плохие» относительно субъективных ценностных ориентации самого социального работника. Для социального работника должен быть важен сам клиент, в его собственной неповторимости жизненного сценария. Ориентация и предпочтения клиента предстают как «хорошие» или «плохие» только в том случае, если они мешают ему нормально функционировать в обществе, в межгрупповых и межличностных взаимодействиях. Объективная отстраненность от личностных ценностных концептов позволяет социальному работнику с соответствующим уважением относиться к клиенту. 7. Стремление к развитию самопомощи клиента Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен приложить максимальные усилия к тому, чтобы не оставаться постоянным субъектом поддержки клиента. Основная задача поддержки заключается в том, чтобы научить клиента самостоятельно восстанавливать утраченные связи и отношения с миром, группой, индивидуумом и самим собой. Социальный работник не должен ориентировать клиента на то, что всегда будет его «костылем», на который тот будет опираться в любой трудной жизненной ситуации. 8. Готовность действовать от имени подопечного, несмотря на возможные фрустрации</P< td>
 
Социальный работник, действуя от имени своего подопечного, обязан защищать его интересы и права в любых государственных и негосударственных институтах. Защита прав и интересов клиента должна осуществляться на основе этичного, компетентного и профессионального исполнения своих обязанностей, даже в тех случаях, когда субъективные ощущения социального работника связаны с подавленностью, неуверенностью в своих силах, отсутствием должного внимания со стороны соответствующих сторон. 9. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества Социальный работник должен принимать необходимые меры, чтобы всем членам общества были доступны необходимые ресурсы, услуги, возможности в целях развития социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника направлена на осуществление всеобщего благоденствия. Нищета, голод, недоедание, бездомность, отсутствие средств к существованию — важнейшие проблемные области социальной работы, где реформаторская деятельность профессионалов закладывает институциональную основу для всеобщего благоденствия и справедливости. 10. Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого в той мере, если оно не мешает исполнению служебных обязанностей. Социальный работник отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, однако он ответственен и за престиж своей профессии и должен способствовать уважению к ней5. Ценностные предположения являются основой профессиональной компетенции социального работника. Основная направленность ценностных ориентации, норм и этических принципов реализуются в ценностных подходах, которые, согласно исследованиям Маклеода и Мейера, идентифицируют профессионала.6 Таблица 3
Профессиональные ценности Непрофессиональные ценности
Обеспечение—удовлетворение Борьба и отрицание
Групповая ответственность Индивидуальная ответственность
Взаимозависимость Индивидуальная автономия
Инновация — изменение Традиционализм
Индивидуальное достоинство Система целей
Культурный детерминизм Природосообразность
Разнообразие идеалов, ценностей,стилей жизни Однородность

Мезоуровень ценностей социальной работы

Социальная работа является нормативной дисциплиной, она имеет дело с ценностями и социальными нормами людей. В этом отношении учет норм и ценностных ориентации клиентов является необходимым условием для философских концептов социальной работы.

Формируя свое поведение в обществе, человек идентифицирует ценностные ориентации с основными жизненными проблемами. Согласно концепции Ф. Кланхон, повторяемость жизненных проблем дает возможность их классификации:

• человек, взаимодействуя с природой и окружающей средой, либо доминирует над ней, либо сосуществует, либо ею порабощен;

• человек оценивает природу человека как добрую или злую, либо в сочетании добра и зла;

• человек предпочитает в большей степени будущее, чем прошлое или настоящее;

• человек предпочитает виды деятельности, связанные с развитием и становлением;

• человек оценивает свои отношения с остальными людьми с позиций прямой, косвенной и индивидуальной взаимозависимости7.

В различных культурах и обществах эти ценностные ориентации имеют свои различия и свою систему приоритетов.

Классификация Памфрея вводит различные уровни ценностей. К первому уровню он относит абстрактные ценности, такие, как демократия, справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация. Ко второму уровню относятся ценности функционирующей личности: «хорошее — плохое» общество, «хорошая — плохая» семья, «престижная — непристижная» работа и т.п. Третий уровень составляют инструментальные, или операциональные, ценности. С точки зрения обязательств, которые берет на себя человек в процессе функционирования в сообществе, у него могут иметься аутентичные, адаптивные, аспирационные ценности.

Таблица 4

Метаценности Характеристики
Целостность Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок
Совершенство Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствование
Завершение Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Билет.

Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».

Билет.

Социальная работа как учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основной теории и практики социальной работы применительно к профилю учебного заведения.

Задачи учебных дисциплин — донести добытые наукой знания до обучающихся в наиболее приемлемой и доступной форме.

В структуре вузовской подготовки социального работника, к внешней форме системы подготовки, было выделено 3 уровня, включающие 11 самостоятельных блоков (например, ознакомление с отечественным и зарубежным опытом, изучение и анализ нормативных документов, анализ различных социальных ситуаций, прохождение практики в социальных службах, саморазвитие студентов).

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности.

Студенты обучаются дисциплинам по четырём циклам:

  1. общие гуманитарные и социально-экономические;
  2. общие математические и естественнонаучные;
  3. общие профессиональные;
  4. дисциплины специализации.

Мировой опыт государств с рыночной экономикой свидетельствует, что без специальных и общественных структур социальной защиты населения, без четкого функционирующего механизма социальной помощи отдельным группам и слоям населения гуманное, духовно и нравственно богатое демократическое общество, правовое государство могут существовать лишь виртуально. Вот почему в целом ряде стран активная разработка научных проблем, связанных с прикладной социологией, социальной экологией, социальной инженерией, социономией, сопровождается широким распространением и утверждением новой престижной специальности — «социальная работа».
Одна из важных профилирующих дисциплин в системе вузовской подготовки соответствующих специалистов — «Теория социальной работы». Изучение данной учебной дисциплины позволяет вооружить будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесообразных организационных структур, содержания, форм и методов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь населению.
Как известно, учебная дисциплина есть систематизированное изложение с учебными целями основ соответствующей науки. Понятия «учебная дисциплина», «учебный курс», «учебный предмет» часто употребляются как синонимы, хотя это не совеем оправдано. Исходя из общепринятого определения, можно заключить, что теория социальной работы как учебная дисциплина — это систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебного заведения.
Наука и учебные дисциплины могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает тождественности понятий, поскольку наука и учебная дисциплина решают различные задачи. Основная задача теории социальной работы как науки — познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно: основная же ее задача как учебной дисциплины — донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме.
Наука всегда шире и богаче по содержанию, чем учебная дисциплина, и развивается по отношению к ней с опережением. Это обязывает педагогов постоянно следить за научными новинками и исследованиями в области социальной работы и обогащать научными достижениями содержание учебных занятий и учебных дисциплин. Непременное условие творческого использования научных достижений в учебных курсах и на занятиях — непосредственное участие в научно-исследовательской работе не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов. Только при этом условии в учебном курсе «Теория социальной работы» подготовка кадров по специальности «социальная работа» будет проводиться с учетом современных требований к профессионализму. Как учебная дисциплина теория и практика социальной работы в настоящее время изучается во многих высших учебных заведениях, создавших факультеты социальной работы, на различных курсах системы под готовки и повышения квалификации работников социальной сферы. В учебных планах вузов, готовящих высококвалифицированные кадры для органов и учреждений в структуре социальной защиты и помощи населению, эта учебная дисциплина является одной из профилирующих.
Теория социальной работы, входя в учебные планы факультетов, вместе с тем решает не совсем идентичные задачи, что находит выражение в целевой установке учебного курса.
Под целевой установкой понимается научно обоснованные предполагаемые результаты учебно-воспитательного процесса по данной учебной дисциплине. Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый. Эти требования являются определяющим началом для разработки тематических планов и учебных программ.
В самом общем виде цель учебного курса «Теория социальной работы» — вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Билет.

Старость — это объективный социальный риск, поэтому необходимо создать условия и предпосылки для адаптации к ограничениям жизнедеятельности в пожилом возрасте. Пожилые граждане особенно престарелые и долгожители, нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей, а именно: надежном жилище, полноценном рациональном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и понимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после кончины.
Основная цель социальной политики – это достижение социально–экономического и морального благополучия людей, перешагнувших порог пенсионного возраста.
2 цель - способствовать безусловному соблюдению конституционных прав и законных интересов пожилых людей, в том числе на социальное обеспечение;
3 цель - содействовать обеспечению человеческого достоинства пожилых людей, утверждению их новой общественно значимой роли в социальном развитии;
4 цель - добиваться оптимального уровня индивидуальной адаптации лиц пожилого возраста к жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях;
5 цель - предоставлять необходимую социальную помощь и гарантированное социальное обслуживание, способствующие созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости;
6 цель - участвовать в формировании общественного консенсуса в отношении положения и проблем пожилых людей;
7цель - способствовать привлечению дополнительных инвестиций для финансирования мероприятий по социальному обслуживанию пожилых людей в духе «нового партнерства», опираясь на инициативу общественности, используя участие негосударственных структур.
В основу этой деятельности положены следующие основные принципы;
1. предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
2. содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной общественной жизни;
3. соблюдение равенства прав и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг;
4. дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;
5. выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;
6. адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;
7. использование новых технологий социальной работы, направленной на удовлетворение потребностей и нужд пожилых людей;
8. ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;
9. обеспечение информированности всего населения о положении пожилых людей в обществе, о правовых гарантиях и возможностях получения социальной помощи и услуг в пожилом возрасте.
Цель, преломленная в условиях той или иной ситуации, становится конкретной задачей. Совокупность задач социальной работы может быть использована также для содержательной характеристики социальной работы как особого вида общественной практики. В перечень задач социальной работы могут быть включены следующие формулы.
1.Гуманизация социальных и государственных норм отношений к жизни индивида, семьи и сообщества. Социальная работа призвана решать задачу продвижения в общественном сознании ценностей сострадания категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2.Развитие потенциалов общественных институтов в сфере помощи нуждающимся. Это значит, что необходимо привлекать негосударственные, неформальные институты к помощи отдельным лицам и группам, создавать и пополнять финансовые и материальные резервы социальных учреждений за счет спонсорской помощи, международного сотрудничества.
3.Соотнесение общественных эталонов существования в обществе с ресурсным потенциалом общества. Реализация этой задачи требует соблюдения принципа справедливости на всех уровнях социальной политики и социальной работы (выработка законодательств распределение бюджетных средств, непосредственного распределения всех видов помощи).
4.Согласование общественных норм и представлений о норме нуждающегося в помощи может происходить не иначе как в режим переговоров, завершающихся заключением контракта. Контракт может иметь или не иметь юридической силы, однако в нем необходимо оговорить взаимные ожидания и «правила игры» при оказании помощи.
5.Актуализация внутренних ресурсов объекта социальной работы Активизация возможностей самих клиентов социальных служб, с одной стороны, позволяет рационально использовать имеющиеся общественные ресурсы как в настоящий момент, так и в будущем. С другой стороны, только развитие у лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, самостоятельности и ответственности за обстоятельства собственной жизни обеспечит в наибольшей степени полноценность социального функционирования, ощущение собственной востребованности и полезности. Вследствие этого перед социальными работниками должна формулироваться задача - поддерживать активную жизненную позицию клиента социальной службы, содействовать ему в развитии способностей, социального опыта самопомощи, самообеспечения и организации своей жизни на личностно и социально приемлемом уровне.
6.Облегчение использования (обеспечение доступности) общественных ресурсов для объекта социальной работы обусловлено готовностью к управлению ресурсами обеих сторон помогающего взаимодействия. Клиент должен владеть информацией о том, какие услуги и выплаты, где, когда и при каких обстоятельствах он может получить. Кроме того, социальная поддержка нуждающегося состоит в обучении оптимальным способам взаимодействия с ресурсными источниками.
Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы других наук. Их можно разделить на несколько групп:
1- Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития.
2. Общие принципы социальных (общественных) наук: принципы историзма социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности.
3. Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.
4. Организационные принципы — социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
5. Психолого-педагогические принципы
6. Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности социальной помощи, гармонизации общественных групповых и личностных интересов и др.
Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине — его потребности в помощи.
Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их.
Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятии, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.
Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов
Принцип клиентопроцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Основан на праве человека делать собственный выбор образа жизни и конкретных действий, даже если его поведение не соответствует общепринятым моральным нормам.
Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми.
Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.
Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашенной, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях. Она не должна разглашаться.
Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными.
Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Знание об окружающей нас социальной действительности — это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.
Все методы социальной работы можно разделить на две группы:
1) методы решения задач;
2) методы получения знания.
К методам решения задач относятся следующие.
Социологические
В своей деятельности социальные работники обращаются, прежде всего, к таким социологическим методам, как анализ документов (письменные, печатные, личные, безличные официальные, неофициальные), наблюдение, опросы и контент-анализ (содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений).
Психологические
Специфика психологических методов заключается в том, что они направлены на изучение человеческой психики.
Другие методы
Роль социологических и психологических методов в социальной работе огромна, но не исключительна. Используя их, социальные работники получают информацию об условиях жизни людей, а также их личностных особенностях. Важную роль в их деятельности играют, однако, и другие методы, требующие от них определенных теоретических знаний и практических навыков, основными из которых являются социально-психологические, педагогические, организационные, правовые, финансово-экономические и медико-социальные.
Социально-психологические позволяют изучать закономерности поведения людей, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам.
Значение педагогических методов обусловлено тем, что в своей деятельности социальные работники часто сталкиваются с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний из области педагогики. Организационные методы связаны с организацией трудовой и общественной деятельности социально незащищенных групп. Обращение социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь нуждающимся основывается на определенном законодательстве, без которого она была бы невозможна. Они должны владеть финансово-экономическими методами, направленными не решение проблем материальной поддержки, а также экономических льгот и санкций.
Медико-социальные методы применяются теми, кто занимается санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.
Многообразие методов социальной работы не означает, что все они используются при решении каждой из ее задач. Выбирая определенные методы, социальный работник руководствуется задачами, стоящими перед ним. К методам получения знания относятся:
Коммуникативные
Социальная работа является частным случаем коммуникации. В процессе коммуникации знание выступает как информация. Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, т. е. приемами, направленными на поддержание нормального хода общения между людьми, которые обмениваются информацией.
Философские
Поскольку знание получается в результате познания человеком окружающего мира, оно является предметом специального исследования гносеологии (или теории познания).
Логические
Познание включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование имеющегося уже знания.
Процесс становления социальной работы далек от завершения и осмысления ее принципов и методов и носит плюралистический характер.

Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций. Центральным из них можно назвать ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, закрепленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой2. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие.
Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социальном смысле: справедливость с точки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.
Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содержание и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить па практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними.
Уравнительный тип справедливости предоставляет людям одинаковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации социального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетворяя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и неудовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие неблагополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных страт и представляет для них источник социальной напряженности.
Как видно, общество не может ни утвердиться в каком-либо одном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта социальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социально-экономического и морально-психологического развития. Американский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое неравенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным. Д. Смит в обоснование положений, почему социальная справедливость не должна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально.
Однако теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют как бы постоянные колебания в рамках некоего континуума представлений о справедливости, приближаясь то к одному, то к другому полюсу.
Следует признать, что в настоящих условиях принцип справедливости должен воплощать в себе оба начала — как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граждан, независимо от их индивидуальных или социальных особенностей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обеспечение некоего социального минимума, который выражается в минимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т. п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производительного и результативного труда.
Как уже отмечалось, с принципом социальной справедливости неразрывен ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индивидам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмешиваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.
Конечно, для кризисного российского социума каждая ситуация является в известной мере чрезвычайной, однако, к сожалению, начала социальной ответственности не слишком распространены в нашем обществе. Многолетнее существование государственного патернализма и всесторонней опеки, характерной для традиционного общества, привело к тому, что ряд индивидов пассивно ожидает поддержки от государства, не задумываясь о собственном вкладе в организацию своей судьбы и разрешение возникающих трудных жизненных ситуаций. Даже в тех случаях, когда индивиды или семьи могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность, они не прилагают к этому усилий.
Кроме того, есть значительное количество индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных дефектов, возрастных или иных особенностей. Поэтому нереалистично было бы предполагать, что в любом обозримом будущем социальная помощь будет сведена только к самопомощи и государство сможет снять с себя обязанность поддержки ряда своих граждан. Даже при максимальном развитии морально-психологических установок и социальных технологий самообеспечения, самопомощи, групповой и соседской взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смогут выжить без последовательной социальной поддержки со стороны государства. Тем не менее, должна проводиться широкая организационная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную социальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.
В качестве следующего руководящего принципа социальной политики следует назвать СОЦИАЛЬНУЮ СОЛИДАРНОСТЬ, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот механизм заключается в перераспределении денежных средств через систему налогов и пособий. Однако, в то же время, этот процесс можно рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоровью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своеи физической или интеллектуальной полноценности, состояния здоровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, это означает, что достаточно значительная часть населения будет сегрегирована и ограничена в своих социальных правах. Это не просто задевает демократические установки современного общественного сознания, но также служит постоянной угрозой социальной безопасности. Достаточно давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее действенной и прагматичной профилактикой социальной нестабильности и криминальной активности. Поэтому, не имея возможности ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных.
Следующим принципом социальной политики является ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
В документах Международной организации труда, созданной в 1919 г., ныне – специализированного органа ООН, выработаны общие принципы социального партнерства, среди которых:
• равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
• равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;
• обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
• принцип трипартизма, т. е. участия в переговорах трех сторон:
государственной власти, работников и работодателей.
Социальное партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продуктивно действует в эффективно функционирующей экономике. Однако в российском кризисном социуме внедрение начал, предусмотренных этим принципом, признание всеми сторонами «правил игры», предусмотренных им, также способно смягчить социальную напряженность, послужить механизмом, который (в рамках своей компетенции) действительно способен сбалансировать противоречивые интересы различных социальных слоев и групп и государства, создать неразрушительные технологии разрешения кризисов и обеспечить поддержание социального развития.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ призван обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом. Он предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ предусматривает предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и рациональному трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечить необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни. Этот принцип предусматривает сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики.
Среди других важных принципов социальной политики следует выделить ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ (поддержки), который предусматривает оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики. Этот принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация принципа субсидиарности позволяет не только более эффективно использовать существующие материальные ресурсы, но и более гибко реагировать на вновь возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем самих граждан.
Итак, мы видим, что принципы социальной политики в большинстве своем были выработаны в процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ социального государства. Они, без сомнения, будут изменяться и в дальнейшем, однако, как можно предположить, их гуманистический фундамент останется неизменным.

Билет.

По словам Р.Штаммлера, «социальная жизнь есть внешним образом урегулированная совместная жизнь людей». Сама идея общества предполагает порядок; одним из важнейших аспектов всего исторического развития человечества является развитие организаций. Э.Дюркгейм утверждал, что в совершенствовании структур и деятельности организаций заинтересовано общество в целом, поскольку это дает ему возможность через «образование специфических групп регулировать их собственную деятельность, развивая внутри них то, что иначе станет анархическим». Заинтересован в том же и каждый отдельный человек, так как «анархия болезненна для него» и он «испытывает страдание от беспорядка, возникающего в межличностных отношениях, когда они не подчиняются какому-либо регулирующему влиянию».
Проблема «порядка» в социальной науке первоначально была сформулирована в рамках социальной статики и механицизма. Т.Гоббс осуществляет попытку объяснить законы социального упорядочения с методологических позиций классической механики, которая на тот момент имела статус общенаучной парадигмы. Элементы социального механизма – это индивиды, обладающие свойством природного равенства в праве на жизнь. Социальное взаимодействие подобно взаимодействию однородных, но разнонаправленных атомов, поэтому «война всех против всех» – это естественное социальное состояние, которое является небезопасным и заставляет человеческий разум искать мира и следовать ему. Это положение Гоббс называет «естественным законом», который противостоит естественному праву всеобщей индивидуальной свободы. Из первого естественного закона вытекает второй: при согласии людей отдельный человек должен отказаться от такой части своей свободы по отношению к другим людям, от какой отказываются и они по отношению к нему (общественный договор). Гарантом договора, механизмом упорядочения социальных отношений становится Государство. Таким образом, социальный порядок у Гоббса – это нормативный порядок, поддерживаемый иерархической структурой политической власти.
Образ «идеального социального порядка», совпадающего с понятием «идеальная организация», представлен в многочисленных социальных утопиях. Модель социального порядка, представленная в утопиях – это разновидность порядка нормативного (гомеостатического). Основополагающим принципом организации социальной жизни является системная упорядоченность, укрепление социальной структуры посредством иерархизации и строгой функциональной определенности ее составных элементов, управление как целенаправленная деятельность по поддержанию устойчивого, предсказуемого состояния общества.
Проблема оптимального социального порядка имеет много интерпретаций и, тем не менее, вечно актуальна: каким образом возможно организовать общественную жизнь? В формулировке Г.Зиммеля этот вопрос звучит так: «Что делает общество возможным?» Некоторые течения социологической мысли по-прежнему выдвигают на первый план роль нормативного порядка, например, – сторонники американского структурализма. Парсоновский «человек социологический»- это существо нормативное. Парсонс различает два вида процессов, позволяющих социальной системе сохранить свои качественные границы и успешно адаптироваться к внешним условиям. Это, во-первых, интегративные и регулирующие процессы, имеющие компенсаторный характер: обеспечивают восстановление равновесия после возмущений и создают условия для воспроизводства общества. И, во-вторых, процессы структурных изменений, затрагивающие систему основных общественных ценностей и норм: регулируют взаимодействия единиц в системе. Взаимозависимость частей или переменных выступает наиболее общим и фундаментальным свойством системы. Основанные на общезначимых нормах и ценностях отношения между частями системы обеспечивают ее стабильность, равновесность и упорядоченность. Таким образом, равновесие у Парсонса понимается как самоподдерживающийся порядок внутри функционирующей системы. А основным механизмом поддержания порядка является система общественных ценностей и норм.
Социальное действие, по сути, имеет стохастическую (вероятностную, случайную) природу. Между элементами в системе действия возникает совокупность отношений, но в этой совокупности некоторые связи могут быть более или менее условными. Каждому условному отношению могут соответствовать или не соответствовать альтернативы. Это стохастическое качество социального действия выдвигает на первый план способность индивидов принимать решения. Как отмечает Ж.Падьоло, «социальный деятель испытывает чувство неопределенности из-за недостатка информации о системе действия, в которую он включен, из-за нестабильности системы, где деятель не может полностью контролировать окружение. В контексте неопределенности индивиды и группы располагают только частичными и неадекватными данными о своих взаимных позициях; и те и другие плохо или неполно предвидят чужие установки и поведение, или с трудом распознают последствия своих действий». Нормативные ограничения направлены на то, чтобы контролировать и уменьшать неопределенность, пронизывающую социальное действие. Совокупность правил или «инструкций», «стандартов» вносит порядок и смысл в социальное поведение, позволяют избежать хаоса или, по крайней мере, путаницы в действиях. Общество складывается в более или менее гармоничную структуру благодаря тому, что его члены, преследуя разные индивидуальные цели, соблюдают одинаковые правила поведения, установленный конститутивный порядок. Единые абстрактные правила, предотвращающие произвол, дискриминацию со стороны одних людей по отношению к другим, обеспечивают тем самым наибольшую возможность свободы для всех. В результате, такого рода свобода становится, по словам Прудона, «матерью, а не дочерью порядка». Каждый человек стремится к удовлетворению своих потребностей, достижению личных целей, но в то же время он вынужден сотрудничать с другими, считаться с законами и обычаями, выполнять функции, необходимые другим. Так складывается общественная жизнь, и именно это функционирование целых общностей упорядоченным образом Я.Щепаньский называет социальной организацией: социальная организация — «система способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: