Определение необходимого количества складов ООО «Гифтек-Рефлекшен» на обслуживаемой территории

Одним из основных моментов оптимизации распределительной системы является определение необходимого количества складов. В первую очередь тут нужно учитывать количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими материального потока. Приоритетным фактором здесь, как впрочем при любом процессе оптимизации, является минимизация суммарных издержек.

Если сделать число складов небольшим (например, 2), то в этом случае транспортные расходы по до­ставке будут наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров предполагает наличие 3-4 распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению бу­дут минимальными. Однако появление в системе распределения такого количества дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управле­ние всей распределительной системой. Не исключено, что до­полнительные затраты в этом случае могут значительно пре­высить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.

По­этому, в нашем случае предпочтительным является вариант, согласно которому район обслуживается тремя дополнительными складами. Всего в системе распределения будет функционировать четыре склада (т.к. склад готовой продукции по-прежнему может выполнять распределительную функцию).

Покажем, как появилась такая цифра, использовав данные из работы [5,с.47].

Отметим, что при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведе­ния материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. В качестве переменных выступают следующие издержки:

1) транспортные расходы;

2) расходы на содержание запасов;

3) расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяй­ства;

4) расходы, связанные с управлением складской системой.

1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения.

Весь объем транспортной работы по доставке товаров потре­бителям, соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:

а) расходы, связанные с доставкой товаров на склады систе­мы распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);

б) расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние перевозки).

При увеличении количества складов в системе распределе­ния стоимость доставки товаров на склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается количе­ство рейсов, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости не прямоли­нейный, так как здесь имеются условно-постоянная и условно переменная составляющие, в результате чего расходы по достав­ке растут медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60 километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.

Другая часть транспортных расходов — стоимость достав­ки товаров со складов потребителям, с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокра­щения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы при увеличении количе­ства складов в системе распределения, как правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму за­висимости влияет увеличение расходов на завоз товаров на скла­ды (при увеличении количества складов).

Общий график зависимости транспортных расходов от коли­чества используе-

мых складов приведен на рисунке 15:


 
 


Рисунок 15 – Зависимость суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в системе распределения

2. Зависимость затрат на содержание запасов от количе­ства складов в системе распределения.

При увеличении числа складов со­кращается зона обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как зона обслужива­ния. Причин тому может быть несколько. Например, необходи­мость содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой тиражирование страхового запа­са, то есть, создавая несколько складов, необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный запас во всех складах возрастет (по сравнению с запасом в распредели­тельной системе с одним центральным складом). Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения указан на рисунке 16.


Рисунок 16– Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения

3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией склад­ского хозяйства от количества складов в системе распределе­ния.

При увеличении количества складов в системе распределе­ния затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижа­ются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства, возрастают. Проис­ходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр увеличиваются.

В общем виде графически зависимость между количеством складов в системе распределения и размером эксплуатационных затрат представлена на рисунке 17:

 
 

Рисунок 17 – Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от количества складов в системе распределения

4. Зависимость затрат, связанных с управлением распре­делительной системой от количества входящих в нее скла­дов.

Характер данной зависимости представлен на рисунок 18. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличе­нии количества складов кривая расходов на системы управления делается более пологой.

Обязательным условием возможности эффективного функ­ционирования распределительной системы, имеющей несколь­ко складов, является компьютеризация управления.

Зависимость совокупных затрат на функционирование си­стемы распределения от количества входящих в нее складов, полученная путем сложения всех графиков, указанных в этом пункте, приведена на рисунке 19.

 
 

Рисунок 18– Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества входящих в неё складов

Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст нам оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае — 4 склада).

Рисунок 19– Зависимость совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее складов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: