Содержание: Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов. Причины конфликтов. Соотношение причин конфликта, конфликтной ситуации и конфликта. Динамика конфликта. Основные этапы конфликта. Типы конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения. Функции конфликтов в организации.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте содержание понятия «конфликт».
2. Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:
а). Сотруднику администрация предъявляет противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;
б). Руководитель не оценил работу подчинённого и этим обидел его;
в). При принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.
3. Существует ли взаимосвязь между формулой конфликта и возможностью его разрешения?
Тема 4.2. Способы и методы разрешения конфликтных ситуаций
Содержание: Основные способы и методы разрешения конфликтных ситуаций. Содержание управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование и разрешение. Картография конфликта.
|
|
Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, соглашение, сотрудничество, избегание, приспособление. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, педантичный, бесконфликтный. Кодекс (правила) поведения в конфликте.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте сущность каждой стратегии поведения в конфликте.
2. Что запрещено в конфликте.
3. Каким образом осуществляется контроль над эмоциональным состоянием?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2003.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2003.
3. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М. 2008.
4. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М.: Инфра, 2006.
5. Кузнецов И.Н. Деловой этикет, деловое общение. – М., 2006.
6. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы, риторика, этикет. – М.: Логос, 2005.
7. Любимов А. НЛП: мастерство коммуникации. – СПБ., 2003.
8. Организация труда и трудовая этика: Древность. Ср. века. Современность. – М., 2003.
9. Титова Л.Г. Деловое общение. Теория, практика, технологии. – М.: Юнити, 2006.
10. Психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко. – М., 2005.
11. Ягер Д. Деловой протокол: стратегия личностного успеха. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
Дополнительная литература:
1. Андреева И.В., Бетина О.Б., Жмудова О.А. Бизнес-этикет. – СПб., 2006.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М., 2002.
3. Ворожейкин И. Е. и др. Конфликтология. – М.: Инфра, 2001.
4. Бачинин В.А. Этика. Энциклопедический словарь. – СПб, 2005.
|
|
5. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М., 2002.
6. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. – М., 2007.
7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Самара: АВС, 1996.
8. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – М., 1996.
9. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. / Сост. Р.Р. Кашапов. – Ижевск, 1996.
10. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. – М., 2000.
11. Лицом к лицу: практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения. – Новосибирск, 1995.
12. Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2008.
13. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.н/Д, 2002.
14. Социальная психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко. – М., 1995.
15. Энциклопедия этикета/Сост. Л.Н.Рукавчук. – СПб.: ИКФ МИМ -Экспресс, 1996.