На первом собеседовании с потенциальным работодателем принято:
а.) спросить: «Сколько дней будет продолжаться мой отпуск?»;
б.) попросить извинения за то, что не умеете что-то делать;
в.) рассказать о семейных проблемах;
г.) сказать о полезных возможностях жены (мужа);
д.) упомянуть имена высокопоставленных персон, с которыми вы знакомы;
е.) спросить: «Какие у меня будут перспективы роста?»;
ж.) протянуть руку для рукопожатия нанимателю;
з.) поблагодарить секретаря того, кто проводил беседу;
и.) сесть, не дожидаясь приглашения;
к.) после собеседования написать письмо нанимателю с выражением благодарности.
Тема 7. Нравственные основы деятельности и этикет руководителя
(2 часа)
1. Этические нормы организации и этика руководителя.
2. Современный руководитель: личные качества и стиль руководства.
3. Управление и самоуправление карьерой.
4. Этика разрешения конфликтов.
Темы докладов и рефератов.
1. Руководитель и лидер.
2. Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем.
3. Сравнительный анализ теорий лидерства.
4. Этические нарушения в международном менеджменте.
5. Флирт на работе.
Контрольные вопросы и задания.
1. Каковы требования к внешнему виду и манерам руководителя?
2. Укажите нравственные и этикетные требования к общению руководителя с подчиненными.
3. Назовите этические нормы поведения руководителя во время делового совещания.
4. Назовите требования делового этикета к кабинету руководителя.
5. Распространяется ли требование этичности поведения на внеслужебное поведение руководителя?
6. Как связаны между собой уровень личной общей культуры руководителя и уровень этичности его служебной деятельности?
7. Каковы последствия оставленного без внимания неблагоприятного нравственного климата в коллективе?
8. Приносит ли экономическую выгоду этичное поведение руководителя?
9. Охарактеризуйте сущность и содержание взаимной оценки руководителя и коллектива.
10. Какие этические функции выполняют коллективные мероприятия, организованные руководителем (собрание сотрудников, деловое совещание и другие)?
11. Каковы нравственные черты успешного лидера?
12. Являются ли этическими следующие нарушения в процессе обсуждения вопросов на собрании:
- подмена тезиса;
- передергивание утверждений;
- утаивание сведений;
- замалчивание успехов;
- членение коллектива?
13. Почему «круглый стол» как форма обсуждения служебных вопросов наиболее этична?
14. Определите степень этичности «группового эгиозма» в группе, где вы учитесь.
Основная литература
1. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы: учеб. для бакалавров по специальности "Гос. и муницип. упр." / Н. А. Омельченко. – 5-е изд., перераб. и доп.. – Москва: Юрайт, 2013. – 408 с.: ил.
2. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения: учеб. для бакалавров по экон. направлениям и специальностям / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. – Москва: Юрайт, 2013. – 463 с.
3. Дусенко, С. В. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие для вузов / С. В. Дусенко. – Москва: Academia, 2011. – 221, [2] с.
4. Кузнецов, И. Н. Деловой этикет: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 346, [1] с.
5. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие по экон. специальностям / Р. Н. Ботавина. – Москва: Финансы и статистика, 2005. – 203, [3] с.
6. Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб. пособие / В. С. Кукушин; Изд. 4-е, перераб. и доп.. – Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. – 295 с.
7. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учеб. для вузов по специальности "Упр. персоналом" / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. – Москва: ИНФРА-М, 2004. – 366, [1] с.
8. Корпоративная этика: учеб. пособие / [авт.-сост. И. Н. Кузнецов]. – Москва: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. – 480 с.
9. Белолипецкий, В. К. Этика и культура управления: учеб.-практ. пособие для гуманитар. фак. вузов / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. – Москва; Ростов-на-Дону: МарТ, 2004. – 380 с.
Дополнительная литература
1. Степанов, П. П. Этика ответственности государственных служащих / П. П. Степанов, Р. А. Рагимов // Социология власти. – 2008. – № 1. – С. 81-89.
2. Перевозчикова, Л. С. Духовно-нравственная доминанта в формировании социальной компетентности личности / Л. С. Перевозчикова // Социология власти. – 2007. – № 4. – С. 64-71
3. Рябов, П. В. Проблема личности в философии анархизма / П. В. Рябов // Вопросы философии. – 2010. – № 5. – С. 47-56.
4. Соловьева, С. В. Любовь как феномен власти / С. В. Соловьева // Вопросы философии. – 2010. – № 10. – С. 38-50.
5. Братусь, Б. С. Любовь как психологическая презентация человеческой сущности / Б. С. Братусь // Вопросы философии. – 2009. – № 12. – С. 30-42
6. Сидорина, Т. Ю. Феномен благотворительности и моральное самосознание / Т. Ю. Сидорина // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 44-56.
7. Тренев, Н. Н. Нравственный климат как основа инновационного развития / Н. Н. Тренев // Инновации. – 2011. – № 1. – С. 62-65.
8. Культура, социальная ответственность и этика управления // Менеджмент в промышленности: учеб. пособие / Э. А. Карпов, В. Г. Козырев, А. Г. Схиртладзе, В. П. Борискин. – Старый Оскол, 2010. – С. 134-157
Вопросы для подготовки к зачету.
1. Понятия добра и зла в профессиональной деятельности.
2. Профессиональная мораль, ее особенности.
3. Понятия чести и достоинства в профессиональной деятельности.
4. Понятия совести и долга в профессиональной деятельности.
5. Понятия счастья, смысла жизни и предназначения человека.
6. Мораль и право: сходство и различие.
7. Сущность морального выбора личности.
8. Сущность и содержание этики деловых отношений.
9. Понятие этикета: история возникновения. Деловой этикет.
10. Функции этикета.
11. Приветствие, представление в деловой сфере.
12. Визитная карточка, ее история, роль и функции в деловой жизни; виды визитных карточек.
13. Требования к одежде и внешнему виду делового мужчины.
14. Требования к одежде и внешнему виду деловой женщины.
15. Этические стандарты оформления служебного помещения и рабочего места сотрудника.
16. Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины.
17. Виды письменного делового общения и этические требования к ним.
18. Нравственные аспекты критики в служебных взаимоотношениях.
19. Нормы этикета при посещении выставок.
20. Деловые приемы: требования этикета к их организации и проведению.
21. Поведение за столом во время деловых приемов.
22. Сувениры и подарки в деловой сфере: что, кому, когда и как дарить.
23. Как дарить и принимать цветы.
24. Требования делового этикета к проведению презентаций.
25. Этика делового телефонного разговора.
26. Особенности этических норм работы секретаря-референта.
27. Деловой этикет руководителя: прием посетителей; проведение совещаний; личные контакты с сотрудниками.
28. Роль переводчика в деловых переговорах и нормы этикета его служебного поведения.
29. Деловая риторика: этические нормы речевого воздействия в деловых отношениях.
30. Этика поведения в общественном и личном транспорте: в самолете, поезде, на теплоходе, в автобусе, личном автомобиле.
31. Требования делового этикета:
- к выступающему на собрании;
- к выступающему на совещании;
- к проводящему деловую беседу.
32. Этический корпоративный кодекс, его содержание и назначение.
33. Механизмы внедрения этических норм в деловую сферу.
34. Этика деловых отношений в мировой практике.
35. Этика поведения в гостинице.
36. Этика похоронного обряда.
37. Этика дружбы.