Глава III человек в процессе социализации

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв­ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что Человек как объект содержанш процесса социализации опреде- соииализапии ляется заинтересованностью общества в том,

чтобы человек успешно овладел ролями муж­чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча­ствовать в социальной и экономической жизни (профессио­нальная социализация), был законопослушным гражданином (по­литическая социализация) и т. д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе­цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа­ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола­гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т. е. утверждая при­оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей­ствий общества.

Взгляды Э.Дюркгейма во многом стали основанием разрабо­танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео­рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирова­ния в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у

вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояль­ности и, как максимум, чувство преданности по отношению к сис­теме. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие цен­ности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам стано­вится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали­зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю­щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти­пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р.Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест­вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Человек как субъ- Человек становится полноценным членом ект социализации общества, будучи не только объектом, но и,

что важнее, субъектом социализации, усваи­вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч. X. Кули, У. И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской груп­пы), т. е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри­вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т. е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получив­шее название символического интеракционизма, центральным понятием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаимодействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социаль­ного индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имею-

щихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодейст­вия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч. X. Кули, У. И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж. Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со­циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ­ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознан­но, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т. е. проявляет свои субъектность и субъективность.

В определенной мере условно мной были выделены три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе или эта­пе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно-культурные задачи - достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

На каждом возрастном этапе человеку необходимо: достичь оп­ределенной степени познания телесного канона, свойственного той культуре, в которой он живет; усвоить элементы этикета, символи­ки, кинесического языка (жесты, позы, мимика, пантомимика), свя­занные с телом и полоролевым поведением; развить и (или) реали­зовать физические и сексуальные задатки; вести здоровый образ жизни, адекватный полу и возрасту (гигиена, режим, питание, спо­собы сохранения здоровья и оздоровления организма, физического саморазвития, управления своим психофизическим состоянием);

перестраивать самоотношение к жизни, стиль жизни в соответствии с половозрастными и индивидуальными возможностями.

Все это имеет некоторые объективные и нормативные разли­чия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женст­венности в различных этносах, регионах, возрастных и социаль­ных группах и т. д.).

Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые - специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определенный период его истории. Эти задачи объективно определяются обществом в целом, а также этнорегиональными особенностями и ближайшим окружением человека.

Специфические социально-культурные задачи встают перед человеком на каждом возрастном этапе в процессе участия в жиз­ни общества. От человека в соответствии с его возрастными воз­можностями ждут приобщенности к определенному уровню об­щественной культуры, владения некоторой суммой знаний, уме­ний, навыков, определенного уровня сформированности ценно­стей. На каждом возрастном этапе перед человеком стоят задачи, связанные с его участием в семейной жизни, в производственно-экономической деятельности и т.д.

Задачи социально-культурного ряда имеют как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в верба­лизованной форме институтами общества и государства. С дру­гой - задачи, воспринимаемые им из социальной практики, нра­вов, обычаев, психологических стереотипов непосредственного окружения. Причем эти два слоя не совпадают между собой и в большей или меньшей степени противоречат друг другу. Кроме того, и тот и другой слой может не осознаваться человеком или осознаваться частично, а нередко в той или иной мере искажен­но.

Социально-психологические задачи - это становление самосоз­нания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержание и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня самоуважения и меры самопринятия. Так, например, перед подро­стком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отли­чия от них, а перед юношей - тех, от которых зависят мировоз­зрение, определение своего места в мире и т. п.

Самоопределение личности предполагает нахождение ею опре­деленной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятель­ности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребенку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации - ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отно­шений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняется в ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Что же касается определения планов на различные отрезки бу­дущей жизни, то, во-первых, речь идет о решении задач ближай­шего будущего. Например, если в среде сверстников считается престижным иметь определенный интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации. Во-вторых, речь идет о решении задач более отдаленного будущего: выбор про­фессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своем будущем жилище, свободном времяпре­провождении и т. д.

Самореализация предполагает реализацию человеком актив­ности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полез­ными, социально приемлемыми, а также асоциальными и анти­социальными.

Самоутверждение - достижение человеком субъективной удов­летворенности результатом и (или) процессом самореализации.

Подчеркнем еще раз, возрастные задачи - объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или почувствованы зада­чи, и от ряда других обстоятельств, цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

Например, подросток, решая задачу естественно-культурного ряда - соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно увеличить свою мускульную силу, что в прин­ципе вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для ре­шения задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы его переживания были приняты окружаю­щими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недости­жимо.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно опре­деляет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запро­сами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определенным образом реагировать на это. Че-

ловек может изменить цели, искать более реальные пути их дости­жения, наконец, самоизменяться.

Решение задач всех трех названных групп является объектив­ной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы оста­ются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это де­лает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешенная в определенном возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через опре­деленный период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным поступ­кам и решениям, к дефектам социализации.

В целом надо заметить, что поскольку человек активен в реше­нии объективных задач, является творцом своей жизни, сам ста­вит перед собой те или иные цели, поскольку он может рассмат­риваться как субъект социализации.

Человек как Человек не только объект и субъект социали­зации. Он может стать ее жертвой. Это связа­но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Жертва процесса социализации

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф­фективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способ­ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее -части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само­реализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа­лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо­собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа­лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способ­ный в какой-то мере противостоять ему, т. е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социа­лизации - диссидентом, правонарушителем, или еще как-то от­клоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере про­дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци­рует жертвы социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла­рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное

неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа­ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как лично­сти.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных се­мей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особенностями самого человека.

Человек как жертва Социализация конкретных людей в любом неблагоприятных обществе протекает в различных условиях, условий социализа- для которых характерно наличие тех или

ции иных многочисленных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому

объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми челове­ка наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди­телей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические травмы;

эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнори­рование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи;

антигуманность работников детских учреждений; отвержение свер­стниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготов­ность к обучению; негативное отношение учителя и (или) свер­стников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ре­бят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ви­деосмотрение; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикома-ния; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоци­альные и преступные группы; опережение или отставание в психо­сексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета се­мьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность;

вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование;

физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или не­достатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со сто­роны сверстников, романтические неудачи; суицидальные устремле­ния; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, про­ституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неу­дачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то­талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя­заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объектив­ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий со­циализации являются инвалиды, люди с психосоматическими де­фектами и отклонениями. Столь же явно к числу жертв относятся сироты и все дети, находящиеся на попечении общества и (или) государства. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными психическими состояниями и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, растущих в семьях с низ­ким экономическим, образовательным, моральным уровнями, а также метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания определенного этноса (количество таких людей возрастает в ситуациях распада государств, например СССР и Югославии, сопровождающихся резким увеличением миграцион­ных потоков, а также в динамично изменяющихся обществах).

* * *

Человек выступает во всех трех ипостасях - объекта, субъекта и жертвы и в стихийной, и в направляемой, и в социально-контролируемой социализации. Последняя, т. е. воспитание, играет в этом специфическую роль, так как, будучи относительно целена­правленным и планомерным, может в большей или меньшей степе­ни влиять на характер, содержание и результаты социализации.

Эффективность и мера этого влияния во многом зависят от после­довательной реализации педагогами принципа гуманистической направленности воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: