Проектирование инфраструктуры

Понятие производственной инфраструктуры до настоящего времени еще окончательно не сложилось. Большинство авторов понимают под производственной инфраструктурой внешние условия производства, хотя к ним можно отнести и природно-климатические факторы. Некоторые исследователи при этом, пользуясь семантическими признаками, включают в состав производственной инфраструктуры, в частности транспортные сооружения. Другие рассматривают инфраструктуру с двух позиций: как собственно производственную инфраструктуру и как систему производственного обслуживания. Вместе с тем, по мере развития общественного производства происходит сближение этих двух понятий. Исходя из этого можно рассматривать инфраструктуру как совокупность отраслей, реализующих функции производственного обслуживания.

Понятие инфраструктуры используется в экономике, политике, социологии, а также во многих технических дисциплинах. Общий признак всех определений инфраструктуры во всех областях - то, что она "находится в распоряжении" и предоставляет "пользовательские функции". Необходимые для предоставления этого комплекса услуг персональные, организационные, технические, правовые и социальные предпосылки и образовывают инфраструктуру.

В широком смысле инфраструктура представляет собой комплекс базисных функций, необходимых для роста, интеграции и снабжения производящих хозяйств и включает в себя:

· материальную инфраструктуру – снабжение энергией, водоснабжение, отвод сточных вод, транспорт, коммуникации, образование, и так далее;

· институциональную инфраструктуру – правовая, финансовая, таможенная и налоговая система, информационная база, выставки, техноцентры, бизнес-инкубаторы;

· персональную инфраструктуру – количественный и качественный потенциал населения, например, структура населения, предпринимательские и профессиональные способности и так далее.

В техническом плане инфраструктура представляет собой комплекс технических средств обеспечения производства.

С точки зрения хозяйственных отраслей понятие инфраструктуры можно представить следующим образом:

Инфраструктура - совокупность материальных, социальных, персональных, институциональных средств, предназначенных для оказания комплекса услуг производящим хозяйствам и способствующая равновеликости затрат всех потребителей при потреблении аналогичных услуг при условии эффективного расходования ресурсов и средств.

Характерным признаком инфраструктуры является предоставление одинаковых услуг для многих пользователей и т.н. "сетевой эффект", выражающийся в следующем: чем больше пользователей у инфраструктуры, тем более выгодно ее использование для отдельного пользователя. Инфраструктура всегда предоставляет комплекс услуг.

Развитие производственной инфраструктуры организационно проходило следующим образом:

1. Передача части основных работ специальному персоналу.

2. Формирование специализированных служб для выполнения основных операций.

3. Создание специализированных обслуживающих подразделений в структуре предприятия (ремонт, внутризаводской транспорт и др.).

4. Выделение служб в самостоятельные предприятия и фирмы.

В развитии инфраструктуры можно выделить три типа:

1. Инфраструктура формируется заблаговременно до наступления этапа быстрого промышленного развития.

2. Возникновение и развитие базисных отраслей промышленного производства и инфраструктуры происходит одновременно.

3. Развитие инфраструктуры происходит с отставанием от форсированного развития базисных отраслей.

Первый тип развития инфраструктуры характерен для западноевропейских высокоразвитых стран. Второй тип развития инфраструктуры типичен для США и получил название американской модели. Третий тип характерен для стран бывшего социалистического лагеря. Это явилось следствием форсированного развития в странах бывшего социалистического лагеря капиталоемких отраслей тяжелой промышленности.

Переход России к рыночной экономике, интеграция в мировое хозяйство во многом обусловливают необходимость пересмотра принятых ранее в рамках централизованно управляемой экономики подходов к структуре и способам формирования информационной системы по народному хозяйству в целом, его отраслям и регионам. Способы формирования соответствующих индикаторов в значительной мере определяются функциями и особенностями рассматриваемого экономического объекта.

Основной функцией производственной инфраструктуры как иерархической совокупности организационно обособленных структурных подразделений является не производство материально-вещественной продукции, а обслуживание базовых отраслей материального производства, непроизводственной сферы и населения, создание общих условий их эффективного функционирования. Деятельность инфраструктуры направлена на развитие многосторонних и все усложняющихся связей предприятий, обеспечение сохранности массы и потребительских свойств продукции, сокращение потерь продукции на всех стадиях процесса ее производства и доведения до потребителя, увеличение коммуникабельности населения, транспортной доступности и т.д.

В период перехода к рыночной экономике нагрузка на производственную инфраструктуру существенно возрастает, функции ее заметно усложняются, появляются новые формы инфраструктурой деятельности. Эти явления обусловлены целым рядом факторов общеэкономического характера, прежде всего такими, как:

· динамика геополитической ситуации, связанная с распадом СССР на ряд суверенных государств, вспыхиванием международных конфликтов, ростом социальной напряженности;

· снижение объемов производства продукции, замедление темпов создания и внедрения инноваций;

· общая неразвитость рыночной системы и недостаточный опыт рыночного взаимодействия, нестабильность процессов развития рыночных отношений;

· кризисные явления в инвестиционном комплексе, тормозящие процессы обновления сильно изношенных основных фондов, крайне ограниченные возможности государственного финансирования;

· непрерывный рост инфляции, сопровождаемый резким увеличением цен на продукцию и услуги, сложное положение денежно--кредитной системы, разрыв цен внутреннего рынка и мировых цен, недостаток валютных средств;

· появление различных форм собственности, специфический характер реализации процессов разгосударствления и приватизации;

· конверсия научно-технического и производственного потенциала;

· изменение территориальных хозяйственных связей в рамках складывающегося нового экономического пространства;

· интенсификация процессов включения России в мировые хозяйственные связи; создание предпосылок для повышения технического уровня производства, конкурентоспособности продукции.

Специфика производственной инфраструктуры состоит в том, что она должна обеспечить условия выпуска продукции высокого качества с минимальными затратами на ее производство; носить профилактический характер, обеспечивать гибкость и преемственность при перестройке производства на выпуск нового продукта, что определяет неотделимость процессов производства и потребления инфраструктурных услуг; сетевой характер многих подсистем инфраструктуры; высокую инерционность инвестиционных процессов вследствие большой капитало- и фондоемкости инфраструктурных объектов; наличие значительных внешних эффектов и т.д.

Указанные выше факторы переходного к рынку периода оказывают непосредственное влияние на комплекс производственной инфраструктуры в целом и его отдельные подсистемы, причем не только усложняют учет известной, присущей инфраструктуре специфики, но и обусловливают изменения ее старых свойств или, возможно, появление новых.

В современном мире отчетливо просматривается тенденция глобализации - глобализации предприятий и глобализации распространения производимых ими товаров. Глобализацию предприятий можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения разработки стратегии предприятий по выводу своих товаров на мировые рынки и с точки зрения создания производств в различных странах мира.

В условиях глобализации экономики, когда масштабы деятельности и интересов предприятия распространяются на весь мир, состав и структура инфраструктуры изменяется. Учитывая происходящие процессы глобализации, можно дефинировать мировой уровень функционирования инфраструктуры.

Инфраструктуру можно рассматривать в двух аспектах: как производство и как систему производственного обслуживания. В условиях глобализации экономики производственная функция инфраструктуры постепенно утрачивает свое значение. Основной функцией инфраструктуры становится обслуживающая. При глобализации сближаются понятия обслуживания и обеспечения, производственной и обслуживающей инфраструктур.

Рассматривая инфраструктуру как материально-вещественный комплекс, обеспечивающий процесс производства и воспроизводства продукта и его реализацию, ясно, что инфраструктура осуществляет обеспечение продуктовое, информационное, финансовое, программное, кадровое, материально-техническое, энергетическое и др. Для выполнения этих целей в инфраструктуре осуществляется движение продуктовых, финансовых, технологических, информационных, материальных потоков. Движение этих потоков может иметь место как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Исходя из природы движения этих потоков производственная инфраструктура также может существовать как в фазе производства, так и в фазе обращения (рис. 2.2.10).

Инфраструктура, обеспечивающая фазу производства, может быть представлена в виде производственной инфраструктуры и внешней инфраструктуры. В фазе обращения осуществляется реализация продукции как с помощью производственной инфраструктуры, так и непроизводственной.


Рис. 2.12 Инфраструктура на предприятии и вне его

Функционирование инфраструктуры обычно подразделяют на три уровня: уровень народного хозяйства, уровень региона и уровень отдельного предприятия (табл. 2.9). Следует отметить, что такое подразделение имеет достаточно условный характер. Границы между иерархическими уровнями инфраструктуры размыты.


Таблица 2.9. Уровни функционирования производственной инфраструктуры

  Подсистемы производственной инфраструктуры
    Инструментальное хозяйство Ремонтное хозяйство Транспорт Энергоснабжение Складское хозяйство Водоснабжение Связь и информационное обслуживание Нормативное обеспечение
  Мировые производители унифицированного инструмента и оснастки Сервисные и ремонтные центры мировых производителей Магистрали мирового значения, водные пространства Мировые запасы энергии Международные товарно-сырьевые биржи, склады всемирных производителей Мировые запасы воды, каналы водоснабжения Глобальные компьютерные сети и базы данных, международные спутниковые системы связи, проводные линии связи всемирного масштаба Международные акты, межправительственные соглашения, решения всемирной торговой организации
Предприятия по изготовлению инструмента и техоснастки, товарные компании Предприятия по централизованному ремонту оборудования, фирменному сервису Все виды транспорта: железные и автодороги, водные магистрали госуд. значения, гидротрубопроводы Магистральные ЛЭП, нефтегазопроводы Государственные товарно-сырьевые компании Магистральные каналы водоснабжения, водопроводы, ирригационные сооружения Магистральные и кабельные, проводные линии связи, станции ТВ, спутниковая связь Законы, постановления правительства, отраслевые нормативные акты

Прод. табл. 2.9.

  Подсистемы производственной инфраструктуры
    Инструментальное хозяйство Ремонтное хозяйство Транспорт Энергоснабжение Складское хозяйство Водоснабжение Связь и информационное обслуживание Нормативное обеспечение
  Региональные организации по обеспечению инструментом и техоснасткой (товарно-сырьевые фирмы) Региональные организации по ремонту оборудования, сервис-центры Железные и автомоб. дороги, водные магистрали регионального значения, транспортные фирмы Региональные участки ЛЭП, гидропродуктопроводов, теплотрассы Региональные склады оптово-посреднических фирм Региональные участки каналов и водопроводов, ирригационные сооружения регионального значения Региональные линии связи, ретрансляторы ТВ. Приемно-передающие пункты Постановления администрации региона, местные нормативные акты
  Инструментальное производство предприятий Ремонтное производство предприятий Внутризаводской транспорт ЛЭП, распределительные трубопроводы, теплотрассы предприятий Склады предприятий Водопровод предприятий, очистные сооружения Линии связи предприятий Нормативы предприятия, внутренние инструкции предприятия

Так, например, вспомогательные звенья предприятия зачастую юридически являются независимыми предприятиями в рамках холдинга и оказывают услуги сторонним организациям, т.е. представляют собой элементы инфраструктуры уровня предприятия и уровня региона одновременно.

При рассмотрении вопроса обслуживания с точки зрения отдельного предприятия неизбежно встает вопрос уровня обслуживающей инфраструктуры – какой уровень инфраструктуры наиболее целесообразно использовать в данных условиях.

Современные тенденции развития экономической ситуации обуславливают возрастание роли производственной инфраструктуры. Это вызвано прежде всего неравномерностью темпов механизации и автоматизации основных и вспомогательных производственных процессов. Рост объемов и усложнение технического обслуживания, повышение сложности и многоэлементности конструкций обслуживаемых технических систем, усложнение средств и предметов труда, технологий производства приводят к возрастанию потерь из-за неэффективности системы технического обслуживания производства.

Конкретными задачами производственной инфраструктуры на предприятии являются: предотвращение возможных отклонений хода производственного процесса от заданного, создание условий для реализации преимуществ специализированной организации основного производства, функционирование на основе технологического, организационного, технико-экономического соответствия основного и вспомогательного производств, обеспечение выпуска максимума продукции заданного качества при фиксированном объеме ресурсов или заданного объема продукции при минимуме затраченных ресурсов, обеспечение гибкости основного производства при изменении номенклатуры выпускаемой продукции.

Главной целью функционирования производственной системы является выпуск конкурентоспособной продукции. Для достижения этой главной цели необходимо обеспечить оптимальное функционирование всей производственной системы, обеспечивать которое призвана производственная инфраструктура.

Таким образом, целью производственной инфраструктуры является обеспечение ритмичного, эффективного функционирования основного производства путем своевременного его обеспечения продукцией, услугами, материалами, энергией и т.д. Достижение этой цели является предпосылкой выполнения главной цели производственной системы – получения максимальной прибыли (рис. 2.13).

Производственная инфраструктура включает:

· комплексную подготовку производства;

· инструментальное обеспечение;

· обеспечение контроля качества;

· материальное обеспечение (внутрипроизводственное снабжение);

· ремонтное обслуживание;

· транспортное обслуживание;

· складское обслуживание;


Рис. 2.13 Иерархия целей производственной инфраструктуры

· метрологическое обеспечение;

· энергообеспечение;

· связь, технику безопасности.

Для организации инфраструктура – это материально-вещественный комплекс, создающий условия эффективной деятельности предприятия. По отношению к предприятию инфраструктура выступает как внутренняя и внешняя.

Проектирование производственной инфраструктуры различают на макро- и микропроектирование. Порядок макропроектирования инфраструктуры представлен на рис. 2.14.

 
 


Рис. 2.14 Укрупненная схема содержания и основных этапов проектирования производственной инфраструктуры

На стадии микропроектирования учитываются требования, предъявляемые к организации производственной инфраструктуры такие как обеспечение условий выпуска продукции заданного качества при возможной минимизации затрат, профилактичность, гибкость и преемственность при перестройке производства и переходе на выпуск новой продукции.

Этапы микропроектирования производственной инфраструктуры следующие:

1. определение объемов работ;

2. концентрация однородных процессов;

3. формирование организационной структуры обеспечивающих подразделений;

4. разработка технологических процессов выполняемых работ;

5. выбор технических средств;

6. разработка нормативно-технической документации, регламентирующей организацию производственных и трудовых процессов в инфраструктуре;

7. проектирование комплексной технологии основных и обеспечивающих процессов;

8. расчет потребности в ресурсах;

9. пространственная планировка подразделений инфраструктуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: