Педагогическая виктимология (от лат. victime — жертва и греч. logos — слово) — отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику и изучающая содержание и способы работы с реальными или потенциальными жертвами неблагоприятных условий социализации.
Социально-педагогическая виктимология изучает развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями; выявляет категории людей, чей социально-экономический, правовой, социально-психологический статус предопределяет или создает предпосылки для неравенства в условиях конкретного общества, для дефицита возможностей, развития и самореализации; анализирует причины, разрабатывает принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Основными понятиями виктимологии являются такие понятия, как: «жертва», «виктимность», «викти-мизация», «виктимогенность», «посягатель».
|
|
Жертва может быть определена как человек, испытывающий на себе последствия негативного влияния внешнего характера (условий, ситуаций, посягателя и т.п.). Жертва — понятие, имеющее историческую и культурную специфику. Одно и то же качество личности и совокупность социальных условий в одной культуре рассматриваются как виктимные, а в другой — нет (например, юродивые в культуре средневековой Руси и ряда современных стран Востока обладают достаточно высоким, даже исключительным социальным статусом).
Принято выделять следующие виды жертв неблагоприятных условий социализации: реальные, потенциальные и латентные. Реальные жертвы — люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, инвалиды. Потенциальные жертвы — люди с пограничными психическими состояниями (неврозами, акцентуациями и т.п.); мигранты из страны в страну, из региона в регион; дети, живущие в семьях «группы риска», в семьях с низким экономическим благосостоянием и т.п. Латентные жертвы — люди, условия существования которых в принципе не являются негативными, но тем не менее не позволяют полностью реализовать заложенные от природы задатки. Примером латентной жертвы может быть ребенок-вундеркинд, чья одаренность с возрастом не превращается в гениальность, а остается на среднем уровне.
Среди потерпевших от тех или иных внешних факторов можно условно выделить три основные группы лиц:
1. Люди, для которых характерно преобладание отрицательных нравственно-психологических свойств, обуславливающих их виктимогенное поведение в конфликтной ситуации. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода характерологическими отклонениями (психопатии, неврозы, склонность к аффектам, повышенная демонстративность и т.п.). Данные личностные свойства могут служить источником психологического напряжения в межличностных отношениях и обуславливают высокий риск виктимизации личности.
|
|
2. Люди, характеризующиеся в целом положительно, ставшие жертвами посягательства в силу своего неосторожного, неосмотрительного поведения. Это люди (чаще всего дети, подростки), которые в силу недостаточности жизненного опыта не могут адекватно и своевременно предвидеть возможные негативные последствия собственного поведения (согласилась сесть в машину к незнакомому человеку; решили, что не будет ничего страшного, если прыгнуть с моста и т.д.). Поведение данной группы может варьироваться от неосмотрительного до провоцирующего. Часто виктимогенным является по сути правомерное, но по форме неосмотрительное поведение. Так, например, решение человека защитить свою оскорбленную честь в поединке с группой встречных хамов, не учитывающее психологическое состояние правонарушителей (пьяные, в группе и т.п.) и специфику конкретной ситуации (явное количественное превосходство противников, их оснащенность средствами нападения и т.п.), может с очень высокой степенью вероятности привести к негативным для него последствиям (травма, угроза жизни и т.п.).
3. Люди, ставшие жертвами обстоятельств объективного характера. К данной группе могут быть отнесены лица с различного рода врожденными недугами (инвалиды детства), пережившие ситуации, связанные с высоким риском для жизни (жертвы катастроф, природных стихий и т.п.).
Виктимизация — с одной стороны, процесс влияния на человека совокупности негативных внешних условий и факторов, с другой — процесс социально-психологических изменений личности человека под влиянием негативных внешних условий и факторов, формирующих в нем «психологию жертвы». Иными словами, процесс виктимизации имеет как объективную, так и субъективную сторону.
Среди факторов и условий виктимизации принято выделять постоянные—непостоянные и устранимые-неустранимые.
Примером постоянного неустранимого фактора виктимизации может служить олигофрения как стационарное состояние интеллектуальной недостаточности ребенка, не поддающееся кардинальным изменениям в течение жизни.
Примером непостоянного устранимого фактора может служить задержка психического развития ребенка, подвергающаяся успешной корректировке в условиях специализированных коррекционных классов школ и других учреждений.
Виктимность понимается как повышенная способность человека становиться мишенью для преступных посягательств.
В связи с этим принято выделять различные виды виктимности:
О личностную, как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих способность стать жертвой преступления; о групповую, или профессиональную, как «безличное» свойство, обусловленное выполнением человеком определенных социальных функций; О всеобщую, определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы. Наиболее виктимогенно значимыми признаками личности являются:
социально-демографические характеристики, нравственно-психологические характеристики, социально-психологические характеристики ролевого поведения.
Посягатель — человек, целенаправленные действия которого превращают другого в жертву. Роли посягателя и жертвы могут быть закреплены в ряде ситуаций жестко (например, в ситуации захвата заложников), в других же случаях имеет место быть так называемая инверсия ролей посягателя и жертвы (Л.В. Франк), когда в одном и том же лице совмещаются посягатель и жертва, либо когда они периодически меняются местами (например, в ситуации семейно-бытового конфликта, обусловленного злоупотреблением алкоголем одного из супругов, — пьяный глава семьи, избивая жену и детей, является посягателем. В трезвом же состоянии он вполне может оказаться жертвой нравственно-морального, а иногда и физического посягательства со стороны супруги, пытающейся таким способом «вразумить» мужа).
|
|
В едином комплексе мер предупреждения различных нарушений процесса социализации важное место занимает виктимологическая профилактика.
Она представляет собой организованную целенаправленную деятельность специалистов различных профессий (психологов, социальных педагогов и работников социальных служб, юристов и т.д.), направленную на выявление и устранение различных виктимологически значимых явлений и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию личности человека как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств. Так, своевременное и продуманное планирование в области социальной инфраструктуры микрорайона или города (строительство жилья, учреждений социальной сферы, обеспечение сохранности рабочих мест) может предотвратить миграционные процессы среди жителей данной территории (в поисках новой работы, более удобной школы для ребенка и т.п.); организация и проведение групповых психологических тренингов (или индивидуальных занятий) обучающего характера (приобретение навыков эффективного разрешения межличностных конфликтов, навыков психофизиологической саморегуляции и т.п.) позволит людям, прошедшим данный тренинг, более эффективно взаимодействовать с окружающими, снижая риск возникновения конфликтных ситуаций в своей жизни; своевременное консультирование и профессиональная поддержка социальным педагогом родителей из курируемой им семьи может значительно снизить риск возникновения внутрисемейной напряженности, могущей сказаться на детях, и т.д. Социально-педагогическая деятельность, помимо профилактических мер, предусматривает также деятельность по помощи и поддержке лиц, ставших жертвами неблагоприятных факторов окружающей среды (кризисные центры или специализированные отделения для детей, переживших насилие; создание в районах компактного проживания беженцев национальных культурных и образовательных центров; развитие социальной инфраструктуры, специализированной под тот или иной дефект развития человека, например, создание спортивного клуба для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.).
|
|
Вопросы и задания
1. Должен ли нести ответственность за свое поведение и образ жизни человек, оказавшийся жертвой неблагоприятных социальных обстоятельств?
2. В чем различие понятий «помощь» и «поддержка» по отношению к жертвам неблагоприятных условий?
3. Вы —^семейный педагог. Вами установлено, что в одной из семей имеют место сексуальные домогательства отчима к несовершеннолетней девочке. В личной беседе данные факты отрицаются обеими сторонами (девочка запугана). Ваши действия в этой ситуации.
4. Жители одного из домов подведомственной вам территории обратились к вам с просьбой об изоляции А. Сидорова из 35-й квартиры в связи с его неадекватным поведением. Вами в результате анализа информации о клиенте установлен факт наличия у него диагноза «вялотекущая шизофрения». Предложите варианты решения проблемы, учитывая, что законом не предусмотрено принудительное лечение данного заболевания, а Сидоров категорически отказывается лечится, не считая себя больным.
5. 5. Семейная пара целенаправленно выживает пожилую мать с общей жилплощади, настаивая на ее переезде в дом престарелых. Старушка обратилась к вам за помощью. Ваши действия.
Литература
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1997.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: лич-ностно-ориентированный подход. М., 1999.
4. Беличева С.А. Превентивная психология. М., 1995.
5. Будем работать вместе: Программы Деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
6. Василъкова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
7. Выбираем свой путь: Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1992.
8. Выготский Л.С, Лурия А.Р. Этюды По истории поведения. М., 1993.
9. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования и содержание гуманистического образования. М., 1995.
10. Декларация прав и свобод человека и гражданина России, М., 1991.
11. Ермоленко Г., Решетников О. Скаутизм как движение // Народное образование. 1959. № 5.
12. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Книга для социальных педагогов и социальных работников. М., 1995.
13. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.
14. Лебедев Д. Н. Детское общественное Движение переходного периода: тенденции, противоречия, перспективы // Внешкольник. 1999. № 5.
15. Лебедев Д.Н. Пионерия на пути в будущее (о некоторых проблемах современного пионерского движения) // Внешкольник. 1997.
16. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
18. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
19. Предмет и функции социальной педагогики. / Под ред. Г.Н. Филонова. Тюмень, 1998.
20. Программы деятельности Федерации детских организаций «Юная Россия». М., 1994.
21. Рожков И.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. М., 1996.
22. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования. М., 1986.
23. Социальная дезадаптация: нарушения поведения детей и подростков. М., 1996.
24. Социальная педагогика (курс лекций) / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000.
25. Тарарухин С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М., 1974.
26. Тешерский СВ., Никитина Л.Е. Социально-педагогическое движение детей, молодежи и взрослых // Из опыта Общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ) // Внешкольник. 1999. № 5.
27. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под, ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М., 1993. Т. 1,2.
28. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
29. Трухачева Т. В. Новые взрослые и новые дети (проблема взаимодействия). М., 1997.
30. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995.
31. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000.
32. Федеральный закон России от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Оглавление
Введение...................................................................................................... 3