Содержание. Электронный образовательный ресурс

ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭСТЕТИКИ

Электронный образовательный ресурс

Научные редакторы: Л.А. Закс, Н.К. Эйнгорн

Екатеринбург

Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» (УрФУ)

ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ

Электронный образовательный ресурс

Электронный курс лекций

Научный редактор: Л.А. Закс

Екатеринбург

Светлой памяти создателя кафедры

Этики, эстетики, теории и истории культуры,

Аркадия Федоровича Еремеева, посвящается

Основы Эстетики

Содержание

Посвящение 3

Содержание 4

Предисловие 5

Лекция 1: Эстетика как наука. 11

Лекция 2: Сущность эстетического 21

Лекция 3: Основные эстетические ценности 37

Лекция 4: Феномен искусства, проблема

его сущности и социокультурных функций 57

Лекция 5: Произведение искусства, специфика

художественного образа. 75

Лекция 6: Морфология искусства 89

Лекция 7: Специфика современной художественности 127

Список рекомендуемой литературы 145

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед Вами, уважаемые студенты, материалы к курсу эстетики для нефилософских факультетов Уральского федерального университета, подготовленные коллективом преподавателей кафедры этики, эстетики, теории и истории культуры философского факультета.

Уже почти полвека наша кафедра читает курс эстетики (и этики) на практически всех факультетах бывшего Уральского госуниверситета, а теперь – Уральского федерального университета. Мы очень гордимся и дорожим этой работой, бережем традицию, в соответствии с которой не только студенты-гуманитары, но и математики, физики, химики и биологи постигают основы таких философских наук, как этика и эстетика. Нам эта практика и эта традиция кажутся очень правильными, соответствующими духу и идеалам настоящего, классического университетского образования, всецело сохраняющими свое значение, свою необходимость и в XXI веке. Почему?

Дело, с одной стороны, в глубоком непреходящем значении философии, законными составляющими которой 2,5 тысячи лет остаются этика и эстетика. Современному человеку так же, как и его предшественникам, необходимо надежное мировоззрение, верно ориентирующее в жизни, дающее людям понимание мира и самих себя, вооружающее их адекватным сознанием подлинной сложности и богатства современности, ее практических и духовных проблем. И помогающее пережить их духовно и решить практически.

Но, с другой стороны, не менее важно и то, на что устремлены творческие силы, огромные знания и многовековой опыт этики и эстетики. Эти философские науки занимаются теми особыми сферами культуры человечества, которые, не имея, кажется, прямого практически-утилитарного значения, с глубокой древности и самыми великими мудрецами рода человеческого считаются неотъемлемыми особенностями вида homo sapiens, важнейшими условиями подлинно человеческого существования. Эстетика «отвечает» за философское познание двух больших взаимосвязанных сфер человеческого духа, двух форм человеческого отношения к миру: эстетической и художественной.

С этими сферами культурное сознание и память человечества связывают представления о возможном (и вполне реальном) духовном богатстве жизни. О больших, сильных и ярких, вдохновляющих человека, очищающих его душу и раскрепощающих его сущностные силы переживаниях, устремлениях и порывах. О великих творческих взлетах человечества и об удивительной талантливости реальных людей. Об обретении глубокого понимания собственной духовно-душевной жизни каждого человека, его отношений с миром и другими людьми, об открытии желанного для каждого смысла своего существования и оправдании собственной жизни как необходимой и «ненапрасной». Из эстетической и художественной сфер люди веками питались верой, любовью и надеждой, рожденных в сокровенных переживаниях красоты и возвышенного, в дерзновенных и плодотворных творческих исканиях. Люди давным-давно осознали духовную и практическую необходимость этих сфер, что точно выразил Ф.М Достоевский: «Потребность красоты и творчества, ее воплощающего, неразлучна с человеком, и без нее человек не захотел бы жить на свете». Истинная правда!

Именно поэтому так важно сохранять на уровне общества культуру эстетического отношения к миру и его художественного освоения. А для этого – ведь такова специфика этих областей культуры – нужно приобщать и каждого человека к этим областям, воспитывать в людях способность и потребность к эстетическому отношению и искусству, развивать их эстетический и художественный вкус. «Над вымыслом слезами обольюсь» –точно сформулировал Пушкин важнейшие черты сердечного, искреннего и эмоционального общения художественно развитого воспринимающего с условным (и не скрывающим своей условности) художественно-образным миром произведения искусства. Со способностью такого общения, такой отзывчивости люди не рождаются – этому учатся. И этому учат. Через эстетическую и художественную практику, прежде всего: тот, кто не созерцает и не переживает эстетического богатства мира, кто не читает стихов, не ходит на выставки и не «зажигается» картинами, кто не грустит, не радуется и не мечтает вместе с музыкой, никогда этому не научится.

Но и научные знания о сложных сферах культуры, накопивших удивительные духовно-ценностные богатства, помогают эстетическому и художественному развитию личности. Они помогают формировать интерес к этим духовным сферам, учат понимать и ценить их огромное значение, их особенности: особенности их «устройства» и работы, условий и способов их воздействия на людей и, с другой стороны, непростого приобщения самих людей к миру эстетических ценностей, идеалов и чувств, к миру художественных образов, ассоциаций и переживаний. Например, современное искусство очень не похоже на традиционное, к тому же часто несет весьма сложную информацию, требует особого воспринимательского поведения, соучастия, специальной работы с языком и даже с конкретной художественной ситуацией. Чтобы такое искусство понимать, нужно много знать и об искусстве вообще, и о законах искусства новейшего. Всему этому учит современная эстетика. К счастью, нам, преподавателям эстетики, все реже приходится «биться головой об стенку» – агитировать «за эстетику», доказывать ее необходимость. Мы с радостью видим, как все большее число университетских студентов заинтересованно учатся понимать и классическое, и модерное искусство. Как они активно соучаствуют в интенсивной художественной жизни культурной столицы Урала и как они внимательно и вдумчиво вникают в предлагаемые им эстетические знания, начало которым положили (вдумайтесь!) еще более 2500 лет назад такие великие мыслители, как Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель. А ведь и после них глубоко размышляли о мире эстетических ценностей и мире искусства самые гениальные представители человечества. В том числе наши великие соотечественники, художники и ученые, начиная с Ломоносова и Тредиаковского, Пушкина и Белинского и кончая нашими блистательными современниками: философами-эстетиками А.Ф. Лосевым и М.С. Каганом, филологами-эстетиками С.С. Аверинцевым и Ю.М. Лотманом, поэтом И. Бродским, композитором А. Шнитке, кинорежиссерами А. Тарковским и Ю. Норштейном.

Предлагаемые вниманию студентов университета и всех, кто хотел бы разобраться в основных проблемах эстетики, материалы заключают в себе осмысление и обобщение в доступной форме многовекового опыта эстетики, ее проблем, категорий, идей и исследовательских подходов, а также нередких в истории эстетики дискуссий. При этом, не буду скрывать, весь этот огромный информационный багаж осмыслен и обобщен, внутренне концептуально объединен на основе системы взглядов свердловско-екатеринбургской университетской (УрГУ) школы эстетики, созданной в конце 1950-х – начале 1960 годов Л.Н. Коганом и А.Ф. Еремеевым. Профессор Аркадий Федорович Еремеев (1933–2002) был создателем и бессменным руководителем кафедры эстетики Уральского госуниверситета с 1966 по 2000 год, а все, кто сегодня работает на этой кафедре и преподает эстетику в нынешнем УрФУ (как, впрочем, и в других вузах города и области), являются его учениками.

Предлагаемые материалы включают в себя:

1) краткий курс лекций по основным проблемам эстетики;

2) хрестоматию по эстетике, содержащую отрывки из научных текстов по освещаемым в курсе эстетики проблемам и выступающую дополнением данного курса, пособием, помогающим получить представление об имеющихся в эстетике теориях и подходах, освоить основы эстетических знаний. Кроме того, хрестоматия включает и ряд фрагментов художественно-литературных сочинений, так или иначе воплощающих соответствующие темы эстетической науки;

3) коллекцию презентаций, включающих ряд художественных и логико-схематических иллюстраций, дающих представление о художественном материале данного курса, и основных логических схемах, в которые укладывается предлагаемая нами концепция эстетического и художественного;

3) задания (кейсы) по программе курса – для аудиторной и самостоятельной работы с комментариями и библиографией для решения предложенных заданий;

4) тесты для самостоятельного и/или аудиторного, совместного и/или индивидуального текущего контроля знаний во время изучения основ эстетической науки;

5) вопросы для подготовки к итоговой отчетности.

Мы, авторы, очень надеемся, что наши материалы будут полезны в освоении непростой науки – философской эстетики. Понимая при этом, что – как и во всяком духовном освоении – путь к пониманию, к способности рассуждать, интерпретировать, оценивать многозначные эстетические и художественные явления лежит только через собственную духовно-творческую активность учащихся, через их диалог с наукой, ее текстами, субъектами и… самим собой. Мы считаем нашей основной целью – помочь этому диалогу «на почве эстетики» состояться, помочь заинтересованным студентам мыслить «в логике» нашей науки, видеть мир ее глазами.

Мы будем рады любым откликам на наши материалы, любым конструктивным замечаниям и предложениям по их улучшению. Желаем всем нашим читателям-студентам успехов на путях освоения одной из старейших в мире наук – эстетики.

Заведующий кафедрой этики, эстетики, теории и

истории культуры, доктор философских наук,

профессор Лев Абрамович Закс

ЛЕКЦИЯ 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

1. Возникновение эстетики как философской науки

2. Предмет эстетики

3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

1. Возникновение эстетики как философской науки

Эстетика – специфическая наука в сфере философии. Первым эстетическим размышлениям философов 2, 5 тыс. лет, но как философская наука эстетика выделяется лишь в XVIII веке.

XVIII век, именуемый в истории культуры веком Просвещения, поставил задачу формирования человека разумного, владеющего знанием и применяющего его для всестороннего понимания и преобразования мира. Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает вопрос, а что изменять в человеке, как формировать человека разума? Над этим вопросом задумался А. Баумгартен (1714–1762) – немецкий философ, который шел от антропологии. В XVIII веке человек рассматривался как совокупность трех духовных способностей: разума, воли, чувства. Обозначив этот «треугольник», Баумгартен обнаружил, что первые две способности рассмотрены еще античной философией. Философия, занимающаяся понятийной сферой, давно оформлена – это логика. В XVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда и наука, рассматривающая законы рационального познания – логика. Вторая способность - воля – свобода поступания, также давно, еще в античности («Никомахова этика» Аристотеля), осмыслена философией в этике, философии поступка, смысловая сторона которого и интересует философию. Но есть еще сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим начала заниматься с XVIII века, но соответствующего раздела философского знания еще выделено не было. В 1750–1758 гг. Баумгартен публикует свой знаменитый труд под названием «Эстетика» («Aesthetica»), который обозначил рождение новой науки. И здесь Баумгартен обращается к древнегреческому aisthetikos – чувственный, эмоциональный. Чувственный, в том числе, имеет общий смысл и с древне-славянским «чуять», т. е. и для русского сознания чувствовать – значит постигать, проникать куда-то. А Баумгартен и говорил, прежде всего, о чувстве как способности постижения мира, тех его сторон, которые недоступны рациональному познанию: например красоты и гармонии мира. Затем он пробросил мостик: высшая форма чувствования – чувство красоты, а высшая форма красоты – искусство, и в эстетику он включил и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика существует как философская наука, философия эстетического и искусства.

Окончательное становление эстетики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И. Канта (1724–1804). Кроме «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), Кант создает «Критику способности суждения» (1790), а точнее «Критику оценочной способности суждения», где Кант формулирует специфику этой сферы. А. Баумгартена принято называть отцом эстетики, поскольку имя науке дал именно он, на самом деле он только зафиксировал сложившиеся реалии. Эстетика как философская наука начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетической проблематики в исторической динамике. Нас интересует теория эстетики и потому определим объект и предмет эстетики.

2. Предмет эстетики

Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект – те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки определяет предмет – цель постижения, модальность существования объекта и это внутреннее содержание науки. Что я хочу познать в объекте и понимание чего составляет науку – предмет.

Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет в эстетическом отношении к миру. Эти особые качества человек назвал прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д. Итак, первый пласт объекта эстетики – эстетические явления действительности. Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Сразу определим, что мы не сводим все многообразие эстетических явлений к красоте: эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос – вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы, и этим вопросом эстетика задается всегда. Как писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

……….что есть красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде?

По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой.

Второй пласт объекта эстетики как науки: эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые очевидны как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые проблему эстетической субъективности поставил Кант, выделив те свойства, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить сферу эстетических явлений. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, особого, эстетического сознания и его отдельных элементов, структур. Сюда входят структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание. Эстетическое сознание является специфической структурой: может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и, наоборот, феномен эстетства – гипертрофия развитого эстетического сознания, упоенного красотой человека, нравственный аспект поступков которого совсем не рассматривается.

Эстетическая выразительность и ценность мира является человеку, будучи опосредована психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику.

В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологическими механизмами обнаружения эстетического в опыте чувств занимается психология, задача эстетики – понять универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры и процессы эстетического сознания. Можно зафиксировать неразрывность первого и второго пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Категориальным выражением неразрывности эстетического бытия и эстетического сознания становится в эстетике категория эстетического отношения, объясняющая это интегрирование.

Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира – важнейшая категория, начиная с Ф. Шиллера (1759–1805) и И.В. Гете (1749–1832). Предметом эстетики является изучение наиболее общих оснований и закономерностей эстетического освоения мира человеком.

Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. С самого начала культуры это присуще человечеству, и сфера многостороннего переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. возникла деятельность, которая специфически проектирует формы такого переустройства – дизайн. Эстетическаяпрактика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика формирует и меняет не только объект – окружающий мир, в ее ходе формируется и субъект эстетического отношения. В эстетической практике происходит очень тонкая работа над духовным миром человека. Речь идет об эстетическом воспитании и самовоспитании. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

Наконец, четвертый пласт – искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. В русском языке это обозначено: наряду с «эстетическим», существует другое слово – «художественный». Искусство – система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

Второй макрообъект эстетики – искусство, а ключевая категория, на которой базируется современная эстетика – художественное.

Традиционный взгляд заключается в том, что художественное совпадает с эстетическим (древний взгляд), затем для Гегеля, в эпоху классической эстетики, эстетика - это философия искусства, и эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции уже в XX веке придерживался М.М. Бахтин (1895–1975). Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются – это позиция современной американской эстетики. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, до сих пор преследуя эстетические цели. Эстетическое качество мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве – как эстетическое отношение автора к миру и его видение эстетических ценностей; в художественном произведении, которое есть единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, где художественная ценность включает ценность эстетическую; в художественном восприятии, предполагающем наслаждение красотой и выразительностью формы. Сегодня выясняется, что не только в форме красоты, но и уродства эстетическое присутствует в искусстве. И здесь возникает вопрос: как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Все ли, что «сотворил» человек, считающий себя художником, и есть искусство? Чем же занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять? Философия искусства ставит следующие вопросы:

1. Что есть искусство? В чем его сущность? В чем интегральная специфика искусства, позволяющая результаты творчества относить к сфере художественной?

2. Какова структура искусства? Что составляет феномен искусства?

3. Для чего искусство? Каковы социокультурные функции искусства?

4. Каковы закономерности генезиса и исторической эволюции искусства?

5. Что есть историческая типология или историческая морфология искусства, т. е. каковы исторические типы искусства.

Итак, статус эстетики как науки определяется ее предметом – выявлением наиболее общих оснований и закономерностей эстетического и художественного освоения мира.

Особенностями предмета эстетики определяется философско-мировоззренческая природа и место науки в структуре гуманитарного знания. Эстетическое отношение к миру, возникающее в архаической культуре, является одним из фундаментальных мироотношений, выявляющих меру соответствия мира и человека, характер вписывания человека в мир. Категории эстетики раскрывают мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание человека, ценностные приоритеты культурных эпох.

3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

Хотя сам термин «эстетика», как мы видели, ввел Александр Баумгартен в эпоху Просвещения, эстетическая мысль уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное осмысление эстетического опыта как внутри других наук (философии, риторики, филологии, богословия и т. п.), так и самими творцами искусства – художниками. Благодаря трудам Платона, мы знаем о первых философских размышлениях о прекрасном. Задолго до XVIII века, уже в эпоху античности, определились основные категории и проблематика науки эстетики, которые рассматривались на протяжении всех последующих этапов ее развития. Исследователи истории эстетики (В.В. Бычков) выделяют условно три периода становления науки: протонаучный (до середины XVIII века, до появления труда Баумгартена), классический, совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII–XIX в.) и постклассический или неклассический (с Ф. Ницше и до настоящего времени).

В европейской традиции на первом этапе эстетика активно развивалась в античности, в особенности в рамках древне-греческой философии, затем в Средние века, и – далее в Возрождении и культуре XVII века внутри художественно-эстетических направлений классицизма и барокко.

Развитие науки эстетики в классический период связано, прежде всего, с немецкой классической философией в лице Лессинга (1729–1781), Шиллера (1759–1805), Гете (1749–1832), и, главным образом, Канта (1724–1804) и Гегеля (1770–1834), а в XIX веке – с культурами романтизма, реализма и символизма.

Начавшийся с Ницше (1844–1900) неклассический этап философии, радикально меняет характер и понятийный аппарат философской эстетики, выводя ее за пределы аналитики в сферу метафорического рассмотрения. Неклассическая эстетика XX века вернулась к категориальному анализу сущности эстетического и искусства, но существенно дополнила состав и понятийные доминанты аппарата науки.

В «протонаучный» период предмет размышления античной эстетики (пифагорейцы, Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.), Платон (428 или 427–348 или 347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.), римские риторики) – природа красоты, особенности искусства и его восприятия. Такие категории как прекрасное, трагедия и трагическое, возвышенное, комическое, эстетическое наслаждение и катарсис навсегда вошли в арсенал эстетической науки, благодаря античности. Средневековая эстетика (Августин Блаженный (354–430), прежде всего) ввела в систему эстетических категорий понятие символического образа, рассмотрев его главные модификации (подражательный, аллегорический, знаковый), выделила творчество как процесс, вызывающий к жизни красоту и искусство. Важным моментом преемственности развития эстетики внутри первого этапа является убежденность мыслителей в теснейшей связи прекрасного с ценностями этическими – добром, благом, любовью. Эстетика Возрождения и последующих классицизма и барокко, опираясь на идеи античности и средневековья, акцентирует внимание на анализе закономерностей художественного творчества и выявлении оптимальных, с точки зрения человека, правил построения художественного произведения.

Идеи классической эстетики органично продолжали размышления античности, правда, менялась трактовка сложившихся категорий в зависимости от философских позиций мыслителя. Немецкая и английская (Шефтсбери (1671–1713), Берк (1729–1797), Юм (1711–1776)) философия XVIII века ввела проблемы изучения эстетического субъекта в качестве главных для эстетики. Значительное место классической эстетике будет уделено в наших лекциях, где мы еще обратимся к ее трактовке эстетического и искусства.

Начало неклассического этапа эстетики определяется философским поворотом второй половины XIX века, определяемым в свою очередь радикальной культурной модернизацией, продолженной XX веком. В XX веке проблемы эстетики продуктивно рассматриваются в контексте таких наук как искусствознание, культурология, психология, социология, семиотика, лингвистика и новейших философских направлений, таких как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, семиотическая философия и философия постмодернизма. Категориальный аппарат и методология названных наук значительно обогатили эстетику в исследовании современных форм эстетической практики и искусства и определили возможность их объяснения. Например, характерная черта эстетической практики человека ХХ в. – стремление к созданию чего-либо уродливого; это становится закономерностью эстетического формообразования и художественной формы, и является приметой кризиса культуры, ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Понятно, что категория безобразного становится полноправной категорией новейшей эстетики. Таким образом, если обратиться к арсеналу ее категорий, становится понятной приставка «не»: эти категории не являются эстетическими с точки зрения эстетики классической. Неклассическая эстетика или нонклассика в качестве главных берет проблемы существования современного человека, употребляя категории симулякр, артефакт, абсурд, заумь, безобразное, жестокость («жесть» в просторечии), деконструкция. С утверждением в гуманитарных науках исследования феномена повседневности как специфической сферы человеческого существования, в эстетику вошли такие категории как арт-практики (новейшие формы искусства), актуальное искусство (в противовес изящному, классическому).

По отношению к развитию эстетики в XXI веке философы говорят о постнеклассической науке, предмет которой не меняется, но трансформируются методы его исследования в зависимости от трансформации сфер эстетического и искусства. Кроме того, нельзя не отметить и широкое развитие прикладной эстетики, в качестве полей которой выступают эстетика художественной критики, рекламы, имиджа, костюма, города, бизнеса, наконец. После тотальной эстетической революции культуры начала XX века все ее сферы становятся объектами эстетического формообразования, анализом закономерностей которого эстетика продолжает заниматься.

Контрольные вопросы:

1. Когда возникает наука эстетика?

2. Кто является создателем философской эстетики и почему?

3. Каково происхождение названия науки?

4. Чем определяется статус эстетики как философской науки?

5. Каков объект и предмет эстетики как науки?

6. Какие исторические этапы развития прошла эстетика?

7. Какими категориями обозначен каждый из этапов эстетики?

8. Почему эстетику XX – XXI вв. обозначают с приставкой «не»?

9. Чем занимается современная эстетика?

10. Что такое прикладная эстетика?

Литература:

· Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: Изд-во МБА, 2010. - 784 с. – (Российские Пропилеи).

· Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. – С.544.

· Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. /Под. ред. В. В. Бычкова. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2003. – 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: