Начиная знакомство с эстетикой экзистенциализма, важно принять во внимание, что это направление в философии, как и феноменология, возникает на волне критики идеализма, имеет некоторые общие с ней установки, но кроме того, как философия «личностного существования» оказывается в тесной связи с художественным творчеством. Яркими представителями этого интеллектуального движения во Франции были Г.Марсель, М.Мерло-Понти, но наиболее полно названные особенности экзистенциальной эстетики воплотились в творчестве Ж.-П. Сартра. Среди главных тем мысли Сартра следует выбрать для изучения прежде всего «воображение» и «воображаемое» как основополагающие эстетические категории, проблему ангажированности и свободы в художественном творчестве, проблему морфологии искусства.
В экзистенциальной онтологии М.Хайдеггера подход к трактовке генезиса и существа искусства должен прокладываться в контексте возвращения к признанию культурной значимости мифа: рассматривать художественное произведение как «проектирование бытия», поэзию как «язык бытия». Особого внимания здесь заслуживает интерпретация роли доминантной поэзии среди других видов искусства.
|
|
При изучении эстетической концепции К.Ясперса важно установить основные пункты дискуссии с Хайдеггером по отношению к мифологии. В фокусе анализа должна быть трактовка Ясперсом существа экзистенции, искусства как экзистенциальной коммуникации и «метафизической шифрописи».
Экзистенциальную герменевтику Г.-Х.Гадамера следует рассматривать как переосмысление герменевтической традиции от Шлейермахера, Дильтея через призму онтологии Хайдеггера. Ключом к эстетической проблематике должно быть установление своеобразия «понимания» сравнительно с традицией: понимания как способа бытия произведения искусства. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению художественного творчества и восприятия искусства как диалогу художника и зрителя.
При подготовке по данной теме рекомендуются, помимо указанных первоисточников, книги П.П.Гайденко «Прорыв к трансцендентному» и Э.П.Юровской «Жан-Поль Сартр» и учебник «История эстетики» (СПб., 2011)