Лекция 4. Нравственное содержание профессиональной деятельности

Тип лекционного занятия: информационная лекция.

Конспект лекции:

1.Нравственная сущность служения обществу и государству.

Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только деятельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгляды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных органов, об их служебной деятельности может получить положительную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.

Вспомним, на каких началах закладывался российский народный характер. Он формировался на обширных, свободным просторах восточно-европейских равнин. Россияне издревле владели землями изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две — с пятью, двадцать пять лет — с тремя и тридцать семь — с двумя противниками.

И вместе с тем территория России расширилась не только за счет завоеваний. Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки народов Средней Азии, многочисленные народности Сибири и Дальнего Востока не раз просили принять их под высокую руку русского царя. Но на протяжении всей своей истории наш народ не выпускал из рук оружия, отстаивав свою независимость, свои национальные богатства, свой уклад жизни. Да, он был вынужден создать сильное государство, но у его истоков лежало "мирное призвание". И главной ценностью россиянина всегда был мирный труд.

В IV веке до н.э. Аристотель писал, как происходит становление гражданина. В 18 лет юноша приходит на Народное собрание и дает клятву: я буду соблюдать законы, чтить отеческие святыни, буду сражаться за Отчизну, если это необходимо. А потом идет на два года в армию. И лишь после этого становится полноправным гражданином. Уже в древности люди понимали, на чем стоит держава. А сегодня мы видим, как многие упорно отказываются от любых обязанностей перед своим государством: невыгодно, трудно, опасно.

Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем предпринимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенсируют определенные материальные издержки. Уважение общества, почитание "людей государственных — важнейший показатель духовного и нравственного здоровья общества, прочности и стабильности государства.

Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качество россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику, которая была зафиксирована и научно разработана в российской философской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в национальном менталитете преобладают логическое связывание понятий, принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России получает преимущества стремление к истине путем понимания цельности бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.

В трудах выдающихся русских философов И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева и других подробна анализируется российское национальное осмысление общественных отношений. Большое место в их трудах занимает духовный, нравственный, чувственный аспект постижения истины, сочетание свободы,и единства людей на основе их любви к одним и тем» же абсолютным ценностям. Эту особенность русского патриотизма очень тонко подметил А.С. Пушкин, выразив ее в следующим строках:

Не случайно в трудах русских философов громадное внимание уделяется попыткам философского осмысления общества и человека с позиций православного христианства, которое, как мы знаем, основано на возвеличивании любви к ближнему.

Голому рационализму целого ряда представителей западной философии они противопоставляли концепцию "умного, духовного делания", определяя духовную сущность русского человека как стремление к общему благу, к поискам всеобщего добра. "Русский человек, — пишет известный философ Н.О. Лосский, — обладает особенно чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершению добра".

Поэтому именно русской философской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как "истина" и "справедливость", с категорией "совесть", и именно в русской духовной культуре, в частности, в художественной культуре нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.

Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому национальному самосознанию, русскому патриотизму, — это стремление к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие начинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый принцип: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". А ведь этот принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы, разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтонских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, наконец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свято не чтили заповедь: "Положи живот за други своя".

Конечно, главной сущностью службы является служение закону. Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон — благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, то есть как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Если же закон начинает восприниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравственный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо противоположный, т.е. общественно-дестабилизирующий, эффект.

Почему вопрос здесь поставлен таким образом? Прежде всего, потому, что, к сожалению, существует не так уж мало работников правоохранительных органов, которые, думая, что служат закону, Исполняют свои обязанности с казенным бездушием, не видя за буквой закона живых людей. Из приведенного выше анализа отчетливо видно, что подобное исполнение служебных обязанностей нередко приводит к недовольству законом, а иногда и к Враждебному отношению к внутренней политике государства.

Речь идет в данном случае, разумеется, не о противопоставлении интересов государства и чьей-либо личности, не об умалении или пренебрежении требованиями закона. Закон свят. И святая обязанность сотрудника правоохранительных органов ни в каких случаях не поступаться законом. Но если для немца главнейшим принципом общественной жизнедеятельности является "орднунг", т.е. порядок, иными словами, тот же закон, если Христос был распят, прежде всего, за то, что противопоставлял любовь к людям закону иудейской религии, то для россиянина главным является жизнь "по правде и по совести", и с позиции своих убеждений он ожидает, что закон служит этому же принципу. И одна из главных обязанностей сотрудника правоохранительных Органов — исполнять свой служебный долг, иными словами, выполнять веления закона так, чтобы они носили нравственный характер, служили бы претворению в жизнь требований социальной справедливости.

2. Уважение закона - понятие нравственное.

Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны, должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это тоже одна из граней нашего патриотизма — служение закону, уважение закона.

К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую хартию вольностей 1215 года. Если это и консерватизм, то не мешало бы нам поучиться подобному консерватизму.

Уважение закона — основа государственности.

В плане развертывания поставленной проблемы следует обратить внимание на взгляды выдающегося русского философа Н С. Соловьева, который, в частности, отмечает: "В самом существе безусловного нравственного начала как заповеди или требования совершенства, еще не достигнутого, уже заключается признание относительного элемента нравственности — именно необходимых реальных условий достижения. Сравнительное преобладание этой относительной стороны образует правовую область отношений, а сравнительное преобладание стороны безусловной — собственно нравственную область...

Различия между нравственностью и правом: 1) неограниченность чисто нравственного и ограниченность правового требования, — в этом отношении право есть низший предел, или определенный минимум нравственности; 2) право требует главным образом объективной реализации этого минимального добра, или действительного устранения известной доли зла; 3) в этой реализации право допускает принуждение.

Общее определение: право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра или порядка, не допускающего известных проявлений зла. Основание для этого в нравственности. Нравственный интерес требует личной свободы как условия для человеческого достоинства и нравственного совершенствования; но человек не может существовать и, следовательно, иметь возможность свободы и совершенствования иначе, как в обществе; итак, нравственный интерес требует, чтобы внешние проявления личной свободы сообразовались с условиями существования общества, то есть не с идеальным совершенством некоторых, а с реальной безопасностью всех. Эта безопасность, не обеспеченная безусловным законом, нравственным самим по себе, как не существующим для людей безнравственных, ограждается принудительным законом юридическим, имеющим силу и для них".

Уважение к праву - явление, формирующееся в процессе развития общественных отношений, правовой культуры общества. Об уважении к праву говорилось с момента его зарождения. И сегодня проблема знания законов и воспитания граждан в духе уважения их остается одной из актуальных.

"Почтительное", "уважительное" отношение — это связь между людьми. Всякая такая связь проявляется в соответствующем поведении. А поведение, основанное на уважении, обязательно предполагает удовлетворение притязаний уважаемого. Именно такой смысл следует вкладывать в понятие "уважение к закону".

Понимая уважение как "почтительное отношение", как "чувство", необходимо заметить, что задача воспитания и уважения к закону состоит не только в том, чтобы воздействовать на чувства человека, но и в том, чтобы влиять на поведение, соответствующее этим чувствам.

Термин "уважение" в русском языке не однозначен. Он распространяется как на сферу чувств, так и на сферу поведения, в которой под уважением понимается совершение требуемых кем-либо определенных действий. Обратившись к "Словарю русского языка", читаем: "Уважить — 1. Исполнить, признав основательным (разг.). Уважить чью-нибудь просьбу. 2. Оказать кому-нибудь уважение, выполнив его желание" (прост.).

Наиболее полная характеристика понятия "уважение" дана в философской литературе. В частности, в "Словаре по этике" говорится: "Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически (в соответствующих действиях, мотивах, а также в социальных условиях жизни общества) признается достоинство личности. Уважение предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное уважение к их убеждениям, устремлениям; чуткость, вежливость, деликатность, скромность".

Таким образом, уважение к закону предполагает поведение, соответствующее его нормам, и проявляется в готовности сознательного исполнения его требований.

Но для того чтобы достичь в этом деле положительных результатов у населения, необходимо комплексно решать задачу, связанную с его правовым воспитанием. И здесь первостепенная роль принадлежит сотрудникам правоохранительных органов.

В этих целях они активно используют печатную пропаганду, телевизионные передачи, правовое обучение, художественные средства правового воздействия и т.д.

Правовая пропаганда представляет собой определенный вид массовой идеологической работы, в ходе которой сотрудниками правоохранительных органов на основе научной информации о правовой деятельности вырабатывается у людей прежде всего эмоциональное восприятие процесса правового регулирования общественных отношений и формируется готовность беспрекословно выполнять содержащиеся в законе правила поведения. Она понимается в единстве трех основных функций: изучать, пропагандировать, организовывать правовое бытие.

Передавать кому-либо любые знания нельзя, не объясняя их. Отсюда выходит, что пропаганда и обучение — родственные понятия.

Именно здесь заложены известные резервы углубления знаний о государстве, демократии и праве. Не случайно в нашей стране получили широкий размах соответствующие классы в общеобразовательных школах, милицейские колледжи, где учащиеся изучают азы правовых знаний; на курсах повышения квалифика­ции инженерных, хозяйственных специалистов стали правилом выступления сотрудников правоохранительных органов.

Вместе с тем ключевая роль в процессе правового и правопослушного воспитания населения принадлежит низовому звену, сотрудникам, непосредственно "стоящим на земле". И одной из центральных фигур этого звена является участковый инспектор милиции — человек, в самом прямом смысле этого слова входящий в каждый дом, вступающий в непосредственный контакт с множеством граждан, ближе всех других работников правоохранительных органов стоящий к населению. Его рабочее место — конкретный микрорайон, конкретный административный участок. Он всегда на переднем крае. От результатов его работы прежде всего зависят общие конечные результаты борьбы с преступностью.

Наставники - это люди, олицетворяющие собой совесть коллективов, люди, дающие путевку в большую жизнь десяткам и сотням бойцов правопорядка. Каких наставников любит молодежь? Что ценят молодые сотрудники в своих наставниках? Результаты анкетирования показали, что их привлекают в наставнике внимательность, чуткость, стремление и способность быть старшим другом. В числе желаемых качеств опрошенными неизменно называются жизнерадостность, приветливость, доброжелательность. Большое значение имеет способность наставника заслужить доверие и авторитет у воспитанников, своим трудом и отношением к делу показывать им личный пример, а также владеть искусством доверительных отношений с молодежью.

Следует обратить внимание, что все вышеперечисленные качества — нравственного порядка. То есть наставничество — действенная форма нравственного воспитания молодых сотрудников. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что происходящие настоящее время социальные преобразования ставят перед правоохранительными органами все новые проблемы. Одна из них - эффективная организация деятельности воспитательных колоний как элемент профилактики преступлений среди несовершеннолетних. Главную роль здесь призваны сыграть руководители всех степеней и рангов, воспитатели, обслуживающий персонал — их юридический профессионализм, нравственные устои. Вспомним, что уже принятый 5 декабря 1866 года Закон об исправительных приютах дает основание для создания уставов конкретных исправительных учреждений, а дальнейшее развитие это получает в Законе о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних (19 апреля 1909 года). И главной в этих документах была определена конечная цель, связанная с назначением этих воспитательно-исправительных заведений — формирование нрав­ственного, грамотного, знающего ремесло, честного работника. Ко всем без исключения специалистам уже тогда предъявлялись требования: быть высоконравственным человеком, интеллектуально развитым, иметь педагогическую подготовку, постоянно изучать личные особенности и характер воспитанников, быть с детьми как можно чаще. С этим прямо связывались результаты их деятельности: будут хорошие воспитатели, будут и хорошие школы, и хорошие воспитанники, а впоследствии и хорошие граждане.

Эффективность работы по правовому воспитанию, уважительному отношению к закону во многом определяется наличием системы, охватывающей различные категории населения с учетом их возрастных, образовательных, профессиональных и других особенностей и предусматривающей определенную целеустремленность и последовательность в изучении основ законодательства и конкретных правовых норм.

Особое внимание надлежит уделять правовому воспитанию подрастающего поколения, налаживанию работы в условиях учебного и трудового коллективов, повышению правовой подготовки должностных лиц, хозяйственных руководителей, руководителей самых разных коммерческих структур.

В работе по формированию правосознания населения громадная роль отводится средствам массовой информации — печати, телевидению, радио, а также литературе и искусству.

В деятельности по воспитанию высокой правовой культуры трудящихся, их уважительного отношения к закону особая ответственность ложится на юридические органы и учреждения — суды, прокуратуру, милицию, адвокатуру, правовую службу различных банковских, коммерческих и иных формирований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: