Типизация организационных структур управления

Организационная структура управления — это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подраз­делений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функ­ционирование системы в целом.

Звено управления - обособленное подразделение со строго очерчен­ными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функций управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К понятию звено отно­сят также и руководителя.

Ступень управления - это совокупность звеньев, находящихся на оп­ределенном уровне иерархии управления.

Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям (взаимоотношениям, коммуникациям), которые принято подразде­лять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи (связи кооперации и координации равноправ­ных звеньев управления) носят характер согласования и являются, как пра­вило, одноуровневыми. Их основное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи (субординационные, иерархические связи) — это свя­зи руководства и подчинения, и необходимость в них возникаетпри иерархич­ности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер.

Линейные связи, то есть связи подчинения по всему кругу вопросов, -это отношения, в которых руководитель реализует свои властные полномо­чия и осуществляет прямое руководство подчиненными.

Функциональные связи, то есть связи подчинения в пределах реализа­ции определенной функции управления, носят совещательный характер. Они имеют место по линии движения информации и управленческих ре­шений по тем или иным функциям управления.

Организационные структуры управления предприятием характери­зуются такими показателями, как сложность, формализация и центра­лизация.

Сложность означает степень дифференциации различных видов уп­равленческой деятельности.

Формализация определяется количеством установленных правил и процедур.

Степень централизации управленческих решений зависит от того, на каком уровне управления принимается большая часть решений.

В зависимости от степени выраженности перечисленных характерис­тик все организационные структуры управления можно отнести либо к иерархическому типу (бюрократическому), либо к органическому (адаптивному).

Концепция иерархической структуры сформулирована немецким социологом Максом Вебером. Основные положения этой концеп­ции: четкое разделение труда, иерархичность управления, наличие фор­мальных правил и норм, формальная обезличенность при выполнении обязанностей.

Иерархические структуры характеризуются большой сложностью, высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, высокой степенью формализации (многочисленными нормами и правилами поведения), высокой степенью централизации, недостаточнойгибкостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: