Коммуникационные барьеры и эффективность коммуникаций

Коммуникационные барьеры и связанные с ними информационные искажения — это причины и изменения, которые происходят с сообщением в процессе движения от отправителя к получателю. Можно выделить четыре вида коммуникационных барьеров: «рассеивание» и «замещение»; различия в людях – «контактерах»; семантическая многозначность; неправильный выбор каналов.

Рассеивание – это потеря части информации в процессе движения по сети. Обычно это происходит тогда, когда кому-то из «контактеров» что-то кажется несущественным, либо просто проявлено недостаточно внимания.

Замещение тесно связано с «рассеиванием». Когда теряется, казалось бы, второстепенная информация, на ее место приходят какие-то новые детали. Последние часто никакого отношения к общению не имеют. Это чьи то предположения в каком-то звене коммуникационной сети.

Не случайно многие теоретики менеджмента указыва­ют, что в каждом звене коммуникационной «цепочки» теряется либо подменяется до 25 % информации.

Различия в людях-«контактерах» заключаются в уровне знаний, жизненном опыте, социальном статусе, эмо­циональных состояниях. Разные люди по-разному воспри­нимают одну и ту же информацию.

Семантическая многозначность как коммуникационный барьер состоит в следующем. Одни и те же слова часто имеют несколько значений. В русском языке таких слов немало. У ряда слов в английском языке имеется до 30 значений и оттенков. Чтобы избежать искажений, в науке, например, особое значение имеет такое явление, как «понятийный аппарат», т. е. даются точные определения основных понятий (категорий).

Неправильный выбор каналов также может стать барьером. Канал следует выбирать в зависимости от вида и характера сообщения. Каждому виду информации соответствует какой-либо канал, который сможет донести ее с минимальными искажениями.

Например, эмоциональные сообщения надо передавать лично, а не через других, либо в письме. Зато информация стандартизированная, предназначенная сразу для не скольких получателей, хорошо передается письменно и «веером».

https://www.aup.ru/books/m98/


рыночных условиях не будет достигнута, если одно или несколько подразде­лений не будут достаточно эффективно интегрированы в ее общей структуре. Более того, плохая интеграция может сказаться на эффективности организа­ции уже через несколько недель или месяцев.

Например, фирма, производящая текстильные изделия в условиях жест­кой конкуренции, частой смены номенклатуры изделий для удовлетворения потребительского спроса и частой смены поставщиков в связи с изменением спроса на виды тканей, не может выпускать все виды тканей одновременно потому, что из-за изменений моды, вкусов покупателей может произойти за­товаривание. Выпуск же всех видов тканей небольшими партиями снизил бы риск затоваривания, но лишил бы производителя экономических преиму­ществ масштабности. Кроме того, если он не сможет удовлетворять поступаю­щие заказы, то рискует быть вытесненным с рынка своими конкурентами. То обстоятельство, что временной лаг между моментом выпуска продукции и ее фактической продажей может достигать шесть и более месяцев, еще более осложняет проблему приведения производства в соответствие со структурой спроса. Это означает, в частности, что фирма может направить ресурсы на вы­пуск тканей, не пользующихся спросом, и не будет замечать допущенной ошиб­ки в течение полугода. Таким образом, для достижения намеченных показате­лей по уровню прибыли и производству, этой фирме необходимо наладить бо­лее эффективную интеграцию и информационную взаимосвязь между отде­лом сбыта и производственным отделом. Если же отдел сбыта и производ­ственный отдел будут независимо друг от друга максимизировать свои усилия каждое в своем направлении вместо совместной работы над общими целями, фирма может оказаться не в состоянии достичь поставленных целей, даже если отдел сбыта будет эффективно торговать, а производство — производить.

Таким образом, структура предприятия является органическим единством организационной структуры производства и организационной структуры управ­ления по линии производственной организации. Вне такого единства структу­ра предприятия немыслима. Избранный вариант организационно-производ­ственной структуры задает первоначальную схему структуры управления. Формой же организации составных элементов предприятия как системы явля­ется его структура, отражающая упорядоченное расположение элементов и форму их взаимосвязи и превращая действующую структуру в систему. Соответственно структуризация системы управления находит свое проявление (отражение) в функционально обособленных единицах аппарата управления (цех, отдел, бюро и т. п.), которые являются звеньями структурной цепочки управления. Произ­водственная структура неотделима от соответствующей структуры управле­ния как организующего начала производственного процесса. Организацион­ная структура является одновременно способом и формой объединения персо­нала фирмы для осуществления производственных и управленческих целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: