Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, которые всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансов организаций любых общественных формаций.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ — денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, его предприятий, учреждений, организаций и населения, используемые на цели расширенного воспроизводства. Социальные нужды. Материальное стимулирование, удовлетворение других общественных потребностей.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ — фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.
Финансовые ресурсы определяются как целевые фонды денежных средств. М/д финансами и финансовыми ресурсами существуют значительные различия:
|
|
1) Финансы – денежные отношения, являющиеся абстрактной категорией, их физически нельзя ощутить
2) Финансовые ресурсы – денежные средства. Которые можно физически ощутить, можно перевезти на другое место, на любое расстояние
3) Денежная наличность может храниться или прятаться в различных местах.
Фин. Ресурсы делятся на централизованные (бюджет, средства бюджетных и внебюджетных фондов) и децентрализованные (фин. ресурсы предприятий). Источник формирования – национальный доход, который распределяется и перераспределяется. На основании этого формируются соответствующие источники финансовых ресурсов.
ВВП=С (затраты) + V (з/п) + m (прибавочный продукт)
С - источники: амортизационные отчисления, др. отчисления (чрезвычайный налог, налог на землю, отчисления налога на использование природных ресурсов)
V – источники: налоги, отчисления в ФСЗН
m – источники: прибыль, чистый доход. Доходы от ВЭД.
Кроме названных источников фин. ресурсы образуются за счет выручки от реализации имущества, роста источников пассивов.
Характеристика источников:
1. Прибыль – систематически растет. Показатель величины прибыли – налог на прибыль, который поступает в бюджет. Последние годы источник около 15-20 % доходов бюджета составляет.
2. НДС и акцизы, таможенные пошлины. Их удельный вес около 30-50% дохода бюджета
3. Амортизационные отчисления (рост стоимости основных фондов, переоценка основных фондов). Удельный вес около 18% в общей сумме фин. ресурсов.
4. Кредиты банка (сложно измерить, так как не поступают в бюджет). Около 35% от доходов бюджета.
|
|
5. Денежные сбережения населения, хранящиеся в учреждениях банков
6. Неналоговые доходы (поступления по санкциям, прибыль НБРБ). Взимаются гос. организациями.
Все источники формирования фин. ресурсов можно разделить:
1) На микроуровне (предприятия): собственные и приравненные к ним средства (прибыль от основной деятельности, прибыль от др. видов деятельности, прибыль от фин. организаций, выручка от реализации выбывшего имущества, амортизационные отчисления, мобилизация внутренних источников); мобилизация на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и др., ЦБ); поступления в порядке перераспределения (страх. возмещения по наступившим рискам, бюджетные субсидии, финансы от вышестоящих организаций, дивиденды и % по ЦБ).
2) На макроуровне: налоговые платежи ЮЛ, ФЛ, неналоговые платежи (Прибыль банков, прибыль от продажи ЦБ, внутренние и внешние займы).
6.Направление использования фин. рес-в.:
Фин. рес-сы, создаваемые в любой стране, распр-ся м/ду гос-вом и субъектами хоз-ния. Это распр-е осущ-ся исходя из конкр-х условий развития страны, общ-ва.
В годы сущ-ния СССР, когда действовала админ.-командная сис-ма управл-я нар. хоз-вом, функционировала очень жесткая сист. распр-я фин. рес-в в рез-те кот-ой решающая часть фин. рес-в концентрировалясь в бюджете и вышестоящих орг-ях. Доля фин. рес-в, оставляемая в хоз. предпр-ях составляла незначит. часть (30-35%). У пр-ий изымались:
-значит-я часть прибыли
-излишние аморт-е отчисл-я
-часть излишних оборотных ср-в.
Все эти рес-сы направлялись низкорентабельным хоз-вам, убыточным пр-ям.
В усл-ях сущ-я республики как самост. гос-ва наметилась некот-я тенденция увел-я доли фин. рес-в, оставл. у пр-ия. Этому способствовало:
1)Программа выхода РБ из кризиса(1994). Ею было намечено: снизить централизацию фин. рес-в с 30% до 22% в первом полугодии 1995. Однако эта задача полностью не была выполнена.
2)Программа соц-эк. разв-я РБ на 1996-2000. Было намечено снижение налоговой нагрузки. Также не было выполнено.
3)Программа соц-эк. разв-я РБ на 2001-2005. Было предусмотрено снизить уровень централизации рес-в с 47,8% до 45%. (также не выполнено).
Следует различать напр-е исп-я фин. рес-в на:
МИКРОУРОВНЕ:
-внесение платежей в бюджет
-уплата страх. взносов страх. организациям
-внесение платежей в ФСЗН
- погашение задолж-ти банкам по ранее взятым краткосрочн. и долгосрочн. кредитам и % по ним
-кап. вложения, т.е. на формир-е осн. произв-х фондов в том числе на: реконструкцию, модернизацию, расширение пр-ва.
-строит-во объектов непроизв-го назначения (стр-во жилья, пионерлагерей, санаториев, бани….)
-проведение природо-охранных меропр-ий
-инвестирование фин. рес-в в цен.бумаги, приобретаемые на РЦБ (акции, облигации др. пр-ий)
-образование фондов эк. стимулир-я
-спонсорские цели
-проведение мероприятий, имеющих межгос. хар-р. (междунар. выставки др.)
МАКРОУРОВНЕ:
-развитие нар. хоз-ва и отд. его отраслей
-развитие внешнеэк. связей
-развитие науки и техники
-содержание аппарата управления
-экологические мероприятия
-ср-ва целевых бюдж-х фондов напр. на те цели, кот. предусмотрены соотв-ми положениями. (напр.: ср-ва ФСЗН- на выплату пенсий, пособий)
Особенность в напр. использ-я фин. рес-в на макроур-не: значит. часть этих рес-в (>10% от бюджетов) напр-ся на ликвидацию последствий на ЧАЭС.