«ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
В конце XX века, когда многие специалисты в области этики начали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая — несостоятельные или малопродуктивные в сегодняшней ситуации постмодерна претензии этики как на безоговорочное морализаторство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приводящие нередко к схоластике. Вторая тенденция — спасительная, на наш взгляд, для этики и, безусловно, продуктивная для общества — это обращение ее к проблемам прикладного характера, реальное превращение ее в то, о чем говорил еще Аристотель - в «практическую философию».
Сегодня существование и функционирование прикладной этика как полноправной части «большой» этики выступает общемировой тенденцией, а разработка ее проблем становится магистральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение многих из этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.
Интенсивное развитие прикладной этики обусловлено, прежде всего, тем, что актуализируется и становится все более значимой необходимость формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности. Радикальное реформирование общества как основополагающая линия его развития на ближайшие и отдаленные годы требует качественно новой ментальности граждан. Общество нуждается в высокоразвитой гражданской позиции личности; в новом неантропоцентрическом экологическом сознании людей; в высокой культуре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в таких ответственных сферах деятельности, как педагогика, медицина, юриспруденция, журналистика. Таким образом, необходимость существования и развития прикладной этики может рассматриваться как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, с одной стороны, потребностям и личности и общества; а с другой — уровнем их нравственной культуры. Готовность и способность этики ответить на этот заказ и является современной модификацией её традиционной роли — быть «практической философией».
Назревшая необходимость разработки и внедрения принцип и норм прикладной этики, в том числе и профессиональной, определяется, прежде всего, демократизацией существенных отношений и, как следствие, возрастанием роли свободы выбора. В свою очередь расширение свободы выбора связано, во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сферах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапазона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в-третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс "людей (и даже детей); в-четвертых, с отсутствием готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведения во многих ситуациях (нет образца для подражания и «правильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора другому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разрешительные и побудительные. Все это оказывает серьезное влияние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается «заброшенным» (по выражению экзистенциалистов) современный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. Это требует от личности самостоятельности исканий и принятия решений, опирающихся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры, на нравственную надежность личности, предполагающую возрастание ее ответственности. Необходимость дать человеку конкретные нравственные ориентиры усугубляется при этом «глобальностью» моральных проблем: нет сферы жизни, нейтральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окончательном решении для себя.
В этих условиях прикладная этика и отдельные ее отрасли, такие, например, как профессиональная, выступают как конкретизация общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. В результате прикладная этика аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности. Решение прикладной этикой этих задач предполагает:
• выявление особенностей отдельных социальных и профессиональных групп: прикладная этика - это этика, всегда имеющая конкретного адресата, например, «молодежь», «педагоги» и др.;
• выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и анализ их специфики;
• обнаружение таких особенностей и ситуаций, которые иногда отличаются от общих моральных повелений (ситуативная этика), необходимость объяснить, «оправдать» эти отличия как «неизбежное зло» и в то же время минимизировать их.
При этом прикладная этика не просто использует наработки этической теории, а превращает их в специфическую, практически новую информацию, преобразованную для нужд конкретной деятельности или ситуации. Отсюда проистекают и ее основные особенности — по сравнению с общей этикой:
• прикладная этика более специализирована и поэтому более прагматична;
• она включает в себя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических;
• в ней превалирует технологический аспект: она включает в себя разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов, становящихся ее «опредмеченной силой»;
• в процессе «приложения» этики происходит своеобразное доразвитие ею общечеловеческих норм и требований этики, что проявляется в следующем:
- происходит «переоценка ценностей» - их переосмысление и преобразование;
- возникают новые моменты их связи друг с другом, административными и правовыми требованиями, обычаями;
- меняется их место в иерархии ценностей;
- возникают новые установки и ценности, имеющие место только в данной сфере деятельности.
Все эти особенности характерны и для такого раздела прикладной этики, как профессиональная этика.