Необходимых для выполнения заданий ЕГЭ

Словарь терминов по обществознанию по теме «Человек и общество»

необходимых для выполнения заданий ЕГЭ

1. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – полное, исчерпывающее знание о действительности и тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

2. АБСТРАГИРОВАНИЕ (от лат. abstrahere – отвлекать) – логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям.

3. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков.

4. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ – человек, стремящийся утвердить свою власть, авторитет; человек властный.

5. АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas - власть, влияние) - влия­ние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

6. АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnōstos – непознаваемый) – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

7. АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare – приспособлять) - приспособление к физической или социальной среде.

8. АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleration – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX века.

9. АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios – ценный и logos – учение) – теория ценностей; обобщенные устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интерес

10. АНТРОПОГЕНЕЗ (от греч. antrōpos – человек и genesis – происхождение) – процесс становления и развития человека.

11. АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ (от греч. anthropos - человек, genes - рождающий) - различные формы влияния дея­тельности человека на природу, например ее загрязнение.

12. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

13. Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо) ­ограничение или подавление чувственных желаний, добро­вольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, кини­ков) и особенно различных религий (монашество и т. п.).

14. Ассоциативное мышление – соединение, связь между психическими явлениями, при которой восприятие или представление одного из них влечёт за собой появление другого.

15. Аттракция – процесс формирования привлекательности человека для воспринимающего,

16. Биологические потребности человека – переживание нужды в дыхании, питании, воде,

17. Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – одно из направлений психологии ХХ века, считающее предметом психологии не сознание, а поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций на внешние стимулы.

18. Витальные (от лат. vitalis - жизненный) - жизненные.

.

19. Влечение – психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность.

20. Воображение – в психологии процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

21. Восприятие – форма чувственного познания мира; целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

22. ми.

23. Гедонизм – этическая теория Эпикура, где доброопределяется как то, что приносит людям наслаждение или избавление от страдания, а зло – как то, что приводит к страданию.

24. Гендер (англ. gender от лат. genus - род) - социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как он воспринимается другими людьми.

25. Гениальность – высший уровень развития способностей, как правило, в каком-либо виде деятельности.

26. Генотип (от греч. genos - род, происхождение, typos - отпе­чаток, форма, образец) - генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, ус­тойчивых черт, благодаря передаче которых из поколения в поколение сохраняет свою биологическую сущность на­род или этнос.

27. Гипотеза – предположение, исходящее из фактов, либо умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность ещё недостаточно изученной области мира.

.

28. Детерминизм – философская концепция, которая отрицает свободу воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях предопределены внешними, не зависящими от него обстоятельствами.

29. Деятельность – вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

30. Диада - взаимодействие двух человек.

31. Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

32. Досуг - часть свободного времени (оно является частью вне­рабочего времени), которым человек располагает по свое­му усмотрению.

33. Желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо.

34. Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

35. Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, являющиеся основанием для практической деятельности и морали.

36. Знание – продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого окружающего мира.

37. Идеал – 1) черты характера, нравственные качества и соответствующее им поведение, которые представляются как образец нравственного совершенства; 2) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях.

38. Идеальные потребности человека – переживание нужды в познании окружающего мира, осознании своего места в нём, смысле и предназначении своего существования.

39. Индивид – отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами.

40. Индивидуализм (от лат. individuum - индивидуум, особь) - понятие, обозначающее признание приоритета инте­реса индивида над групповым или общественным инте­ресом; а также совокупность идей и практических прин­ципов, согласно которым благо человека, его свобода и личностное развитие является высшей целью, а функци­онирование социальных институтов и групп - основой и средством для достижения этой цели. В обычной речи под индивидуализмом нередко понимают эгоизм.

41. Индивидуальность – специфические черты, присущие отдельной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств

42. Индивидуум (индивид) (от лат. individuum - неделимое; особь) - отдельный человек.

43. Инициатива – способность человека к самостоятельным активным действиям.

44. Интеллект – совокупность умственных способностей и прежде всего способности получить новую информацию на основе той, которая уже имеется; ум, рассудок, разум.

45. Интеллигентность – высокий уровень развития интеллекта, образованность, высокая культура.

46. Интересы – причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение.

.

47. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания.

48. Интроспекция – самонаблюдение, непосредственное наблюдение состояний сознания самим переживающим их.

49. Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются; способность непосредственного или прямого постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения».

50. Инфантилизм – стремление к иждивенчеству, требование постоянной заботы о себе, сочетающиеся с пониженной критичностью.

51. Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете, при помощи критерия практики.

52. Коммуникация (от лат. communication - сообщение, пере­дача) - в широком смысле обмен информацией между индивида­ми посредством общей системы символов.

53. Компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

54. Консолидация – объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

55. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - спор, столк­новение двух человек, социальных групп, государств за обладание тем, что одинаково высоко ценится сторонами.

56. Конфронтация (франц. confrontation) - противоборство, столкновение групп, классов, а также их интересов и убеждений.

57. Креативность – способность к творчеству.

58. Критерий истины – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы и т. д.

59. Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) -1) глава по­литической партии, общественной организации; 2) самый авторитетный член малой группы; 3) участник спортив­ного состязания, идущий впереди.

60. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества

61. Личный статус - положение, которое человек занимает в ма­лой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

62. Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты.

63. Манипулирование - в частности, воздействие на человека или группу людей с помощью особым образом подобранной информа­ции с целью получения предсказуемого поведения и определенно­го образа мыслей.

64. Меланхолик – человек (по темпераменту) с высокой чувствительностью. Даже незначительный повод может привести к слезам, чрезмерно обидчив, не уверен в себе, ненастойчив.

65. Менталитет – совокупность всех итоговпознания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

66. Мораль (от лат. moralis - нравственный) - совокупность нравственных норм, получивших в отличие от простого обычая или традиции идейное обоснование в виде идеа­лов добра и зла, должного, справедливости и др.; испол­нение требований морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественной оценки, одо­брения или осуждения); включает непреходящие духов­ные идеалы, а также исторически преходящие нормы и принципы; изучается специальной философской дисцип­линой - этикой.

67. Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.

68. Мотив (франц. motif, от лат. moveo - двигаю) - разумно объясненная причина поведения.

69. Мотивация к достижению - сильно выраженное стремление усовершенствоваться, продвинуться по службе, вырасти творчески.

70. Мы-группа - малая группа, с которой солидаризируются ее члены.

71. Мышление – высшая ступень человеческого познания.

72. Научное познание – процесс получения объективного, истинного знания.

73. Нравы - особо оберегаемые, высоко чтимые обществом мас­совые образцы действий.

74. Образ жизни - вошедший в привычку способ жизнедеятель­ности, поведения людей.

75. Образование – один из способов становления личности путём получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

76. Общение – процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

77. Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

78. Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности.

79. Общество – 1) обособившая от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения; 2) большая и устойчивая группа людей, занимающая определённую территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование.

80. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения.

81. Обязанность - круг действий или задач, возложенных на ко­го-либо и безусловных для выполнения.

82. Одарённость – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

83. Относительная истина – научная истина, не создающая полного, исчерпывающего знания об изучаемом предмете и которая в процессе познания будет изменяться, уточняться, углубляться.

84. Ощущение – форма чувственного познания мира; отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

85. Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой.

86. Познание – 1) обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности; 2) процесс постижения обществом или конкретным человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

87. Понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки.

88. Потребность – состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормальной жизнедеятельности.

89. Практика – особый способ познания мира через субъективный опыт личности.

90. Представление – форма чувственного познания мира; психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

91. Престиж (франц. prestige, первоначально - обаяние, очаро­вание) - авторитет, влияние; уважение статуса, сложив­шееся в общественном мнении.

92. Привычки - установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

93. Природа – 1) природно-географическая среда; 2) весь окружающий нас мир в бесконечном разнообразии его форм и проявлений (в этом значении – синоним понятия «Вселенная»).

94. Природные ресурсы – компоненты природной среды, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

95. Прогресс – направление развития от низшего к высшему, движение вперёд, к более совершенному и передовому, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему.

96. Разумная способность – способность человека с помощью мышления воспроизводить окружающий мир, устанавливать причинно-следственные связи и вырабатывать план деятельности в соответствии с закономерностями мира.

97. Рационализм – философское направление, признающее (в противоположность эмпиризму) разум решающим источником истинного знания.

98. Рациональное (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) - основанное на разуме, логических доказательствах, целе­сообразное.

99. Регресс (лат. regressus - возвращение, движение назад) ­ухудшение, снижение уровня, возврат от более высоких форм развития к низшим, движение назад; развитие общества, при котором негативные сдвиги перевешивают позитив­ные; противоположно прогрессу.

100. Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.

101. Речь – общение людей с помощью языка.

102. Ритуал (от лат. ritualis - обрядовый) – 1) установленный порядок обрядовых действий при совершении какого-либо религиозного акта; 2) церемониал; выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо.

103. Самоконтроль – совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя.

104. Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам, к своим поступкам.

105. Самопознание – процесс, включающий восприятие самого себя, самооценку, самоисповедь, открывает путь к самореализации.

106. Самореализация – реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей.

107. Самостоятельность – способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи.

108. Сангвиник – человек (по темпераменту) живо возбужденно откликается на всё, что привлекает его внимание. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь.

109. Синтез – воссоединение целого из частей.

110. Система – такое объединение любых объектов в природе, обществе, мышлении, в котором каждый зависит от всех остальных, выполняет определённую функцию и может быть понят только как часть этого объединения.

111. Склонность – глубокая устойчивая потребность личности в той или иной деятельности.

112. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному.

113. Сознание – использование разумной способности для контроля процесса мышления.

114. Способности – индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

115. Стыд - а) внутренний контрольный механизм, б) осознание человеком своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины.

116. Суждение – мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, которая является объективно либо истинной, либо ложной.

117. Талант – высокий уровень развития специальных способностей, проявляющийся и развивающийся в деятельности.

118. Творческая деятельность – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

119. Тезис – утверждение (в логике), которое нужно доказать.

120. Темперамент – совокупность психических свойств человека, от которых зависят его реакции на других людей и социальные обстоятельства.

121. Теория – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.

122. Тинэйджер - подросток или юноша от 13 до 19 лет.

123. Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни.

124. Традиции - это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.

125. Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

126. Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие.

127. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия, насыщения.

128. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием.

129. Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание.

130. Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - при­чина, движущая сила какого-либо процесса, явления, оп­ределяющая его характер или отдельные черты.

131. Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, предопределение, рок.

132. Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от лю­дей и воспитанные в сообществе животных.

133. Флегматик – человек (по темпераменту) обладает высокой активностью, малой чувствительностью. Его трудно рассмешить или опечалить. При больших неприятностях он остается спокойным, с трудом приспосабливается к новой обстановке.

134. Фрустрация (от лат. frustratio - неудача) - тревожность, чувство безысходности, подавленность.

135. Характер – совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей.

136. Холерик – человек (по темпераменту) несдержан, нетерпелив, вспыльчив. У него наблюдается большая устойчивость стремления и интересов, большая настойчивость.

137. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность

138. Ценности – то, что наиболее свято, дорого.

139. Церемония - последовательность действий, имеющих сим­волическое значение и посвященных празднованию ка­ких-либо событий или дат.

140. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

141. Человеческий капитал - совокупность образовательного, куль­турного, научного потенциала нации, воплощенного в конкретных людях. В условиях глобализации сохранение и преумножение чело­веческого капитала превращается в важную национальную задачу.

142. Эвдемонизм – направление в этике (возникло в античной философии), признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.

143. Эволюция (от лат. evolution – развёртывание) – развитие, при котором медленные, постепенные количественные изменения преобладают над резкими качественными изменениями.

144. Эгоизм (франц. egoisme, от лат. ego - я) - себялюбие; поведе­ние, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, вы­годе, предпочтение своих интересов интересам других людей.

145. Экзистенциализм – направление в философии, главной идеей которого является противопоставление объективного, детерминированного мира и человеческой деятельности, которая свободна и не зависит от объективных законов.

146. Экологическая ответственность - учет экологических проблем в экономической деятельности.

147. Эксперимент – непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия с целью познания интересующего объекта.

148. Экстраверт – человек, ориентированный на изучение внешнего мира.

149. Эмпатия – мысленный процесс уподобления себя другому человеку с целью понять его чувства и переживания.

150. Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий, теорий).

151. Эмпирическое познание – уровень познания, который имеет дело, прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений.

152. Эпикуреизм – учение древнегреческого философа-материалиста Эпикура. Этическое учение Эпикура основано на разумном стремлении человека к счастью, на «разумном наслаждении». Девиз Эпикура – живи уединённо. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа; познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще.

153. Эпикурейство - склонность к комфорту, стремле­ние к жизненным удовольствиям.

154. Эскапизм (от англ. escape - бежать, спастись) - стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фан­тазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения.

155. Этика – прикладная наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости; практическая философия. Этику изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель (мораль), а для того, чтобы стать добродетельным (моральным).

156. Этикет - принятая в особых социальных кругах система пра­вил поведения, составляющих единое целое.

157. Я-концепция - система представлений о самом себе, мире в целом и своей роли в окружающем мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: