Миграционная политика

Миграционная политика составляет одно из направлений демографической политики государства. Она представляет собой совокупность способов и мер целенаправленного воздействия органов государственного управления на миграционное движение населения, изменение миграционного поведения некоторой территориальной общности людей или ее отдельных членов с использованием социальных, экономических, экологических, политических и иных методов управления.

В зависимости от субъект-объектных признаков можно выделить три территориальных уровня миграционной политики:

· общегосударственный;

· региональный;

· местный (муниципальных образований).

Миграционная политика тесно связана с другими направлениями социально-экономической политики (занятости, демографической, налоговой, жилищной и др.) и является частью региональной политики. Цели миграционной политики исходят из общих политических и социально-экономических установок общества, они дифференцированы в зависимости от различий миграционной ситуации в территориальных общностях людей.

Цели миграционной политики должны быть направлены на достижение желательных состояний для всего общества или его отдельных территориально-организованных частей и соответствовать общегосударственной политике.

Целью осуществления миграционной политики развитых государств мира является стремление оптимизировать миграционное движение населения, обеспечить соответствие между предложением трудовых ресурсов и спросом на нее, повысить благосостояние и духовное развитие всех членов общества.

Задачи, которые может преследовать миграционная политика того или иного государства весьма разнообразны. Их содержание может состоять в следующем:

1) в обеспечении экономики трудовыми ресурсами необходимой квалификации;

2) стимулировании миграции из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы;

3) содействии оптимизации воспроизводства населения и его социально-демографической структуры по административно-территориальным единицам;

4) выравнивании условий и уровня жизни в территориальном плане и т.д.

Правительство каждого государства обладает суверенностью права в определении направлений и целей своей миграционной политики.

Важную поддержку в осуществлении прогноза, разработки и субсидирования национальных программ в области миграций населения осуществляет Комиссия ООН по народонаселению. Главным образом эта помощь оказывается развивающимся странам. Кроме данной организации, регулирование миграций населения является одной из приоритетных целей в деятельности Международной организации труда (МОТ). Некоторые аспекты миграций населения (касающиеся здоровья и образовательного статуса мигрантов и членов их семей) регулируются международными конвенциями и договорами, заключенными под эгидой ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Разработка и осуществление миграционной политики подразумевает и выбор мер, с помощью которых данная политика будет реализована.

Выделяют две основные группы методов (средств) воздействия на миграции населения в процессе осуществления миграционной политики:

5) меры прямого воздействия на миграции населения ( к ним можно отнести образование определенных организационных форм по осуществлению переселения населения – миграционных органов);

2) меры косвенного воздействия на миграции населения (например, осуществление дифференциации уровня налогообложения, цен на предметы потребления, недвижимость, уровня оплаты труда и т.д.).

Выбор и применение этих мер осуществляется в соответствии с целью и задачами миграционной политики. Соответственно они могут быть направлены или на стимулирование притока населения в ту или иную страну, отдельный ее регион, или на ограничение этого притока, и даже на отток населения.

Л.А. Гостлинг на основе анализа исторических форм осуществления миграционной политики выделил и разграничил 4 основные формы официального вмешательства государства в распределение населения:

1. Политика стихийных перераспределений, при которых отсутствует какое-либо прямое вмешательство правительства, в плане оказания влияния на районы, направляющие или принимающие мигрантов.

2. Политика регулируемых перераспределений, при проведении которой имеет место вмешательство органов государственного управления либо в направляющем, либо в принимающем районе. Например, оказание консультационной помощи в направляющем районе по вопросам трудоустройства, предоставления жилья, организация языковых курсов, курсов ознакомления с культурой страны, принимающей мигрантов, или предоставление возможностей трудоустройства, обзаведения жильем в принимающем районе.

3. Политика проведения организованных переселений, при проведении которой правительство использует сочетание положительных и отрицательных стимулов, с тем, чтобы побудить население переехать из одного конкретного места в другое.

4. Политика принудительного перераспределения населения, при осуществлении которой правительство применяет силу для перемещения людей из одного места в другое.

Вследствие неоднородности миграционной ситуации, сложившейся в России в начале 90-х гг. ХХ в., наличия ряда сложно разрешимых проблем, вопросы управления миграцией стали сферой деятельности государства. В 1992 г. в Российской Федерации был создан специальный орган — Федеральная миграционная служба. В 2000 г. он был преобразован в Департамент миграционной политики Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ. А в 2002 г. в соответствии с указом Президента В.В. Путина «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» № 232 от 23.02.2002 г. все полномочия, касающиеся регулирования миграции, в том числе регистрация трудовой миграции и выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, были переданы в Министерство внутренних дел РФ.

В Федеральной миграционной программе на 1998 - 2000 гг. от имени Правительства Российской Федерации было указано, что «…основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов...»[46]. При этом основное внимание в Федеральной миграционной программе уделяется решению проблем вынужденной миграции, регулированию потоков внешней миграции, решению задач внешней трудовой миграции, предупреждению незаконной миграции. Во внутренней миграции выделяются подлежащие приоритетному государственному регулированию потоки, основу которых составляют «переселенцы из регионов кризисного и экономического неблагополучия, бывшие военнослужащие и члены их семей, переселяющиеся в связи с проведением военной реформы, представители репрессированных народов, возвращающиеся к местам прежнего проживания»[47].

Как отмечает отечественный исследователь Н.В. Воробьев, разработка устойчивой региональной миграционной политики в современных условиях представляется сложной, ввиду изменчивости обстановки, неоднозначности оценок одних и тех же процессов с различных точек зрения. Так, миграционное взаимодействие с Китаем и другими зарубежными странами рассматривается с двух противоположных позиций: открытости и закрытости страны для иммигрантов. Иногда концептуальные вопросы миграционной политики обсуждаются в аспекте создания «демографического барьера» на южных границах востока России. Высказывается, в частности, точка зрения, что следует осуществить широкомасштабное заселение освоенной южной и центральной части области (как и всей южной части Азиатской России) переселенцами из европейской части страны, русскими и русскоязычными мигрантами из стран СНГ. Это связывается не только с необходимостью преодоления неблагоприятной тенденции уменьшения численности населения, но и тем глобальным геополитическим и демографическим обстоятельством, что Сибирь и Дальний Восток оказываются как бы в человеческом вакууме по соседству с перенаселенными Китаем, Кореей, Японией, что в условиях ослабления России грозит стихийным переселением десятков миллионов людей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона на север континента. Однако в настоящий момент у России нет демографических резервов, и переселяться на восток страны, уже потерявшей к настоящему времени миллион человек (по сравнению с началом 90-х гг. ХХ в.), попросту некому. Кроме того, учитывая хронический недостаток финансовых ресурсов на реализацию подобных предложений, создание сибирско-дальневосточного «демографического барьера» в современных условиях можно оценить как нереальное[48].

В настоящее время в развитых государствах мира разработаны и применяются различные методики по изучению распределения населения и осуществлению контроля за въездом мигрантов. В большинстве своем они построены на основе использования индивидуального подхода к рассмотрению обращений мигрантов о получении разрешения на въезд в страну в правомочных юридических и административных органах.

Безусловно, что на процесс формирования миграционных потоков оказывает свое влияние целый ряд причин экономического, демографического, политического и иного характера. Вместе с тем, значительную роль в формировании данных потоков играла и играет миграционная политика, проводимая странами, принимающими мигрантов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: