К трем основным сводам правил ВОЗ, предназначенным для обеспечения качества, эффективности и безопасности применения лекарственных средств: "Качественной лабораторной практике" (GLP), "Качественной клинической практике" (GCP) и "Качественной производственной практике" (GMP) в последние годы прибавился новый – с условным названием "Качественная фармацевтическая практика" (GPP).
Первые три кодекса профессиональной практики распространяются на доклинические исследования, клинические испытания и процесс производства лекарств, а правила GPP касаются сферы их распределения, в первую очередь, розничной торговли.
В связи с этими правилами провизоры (фармацевты) обязаны обеспечить надлежащее качество услуг, оказываемых каждому больному.
Ключевым элементом является обязательство, накладываемое профессией повсюду в мире – содействовать обеспечению отличной деятельности в пользу тех, кому служим.
Данный документ призван помочь национальным фармацевтическим организациям:
· обратить внимание провизоров (фармацевтов) на развитие элементов предоставляемых ими услуг в соответствии с изменяющимися условиями;
· принять меры к обеспечению соответствия фармацевтического образования, как начального, так и последующего;
· на всех стадиях образования должное внимание уделять развитию и совершенствованию навыков общения.
Задача НАП заключается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицинского назначения и услугами здравоохранения, а также оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении.
Требования НАП предполагают, что:
· первой задачей, стоящей перед провизором (фармацевтом), должно быть благосостояние больного независимо от его местонахождения;
· основной деятельностью аптеки является обеспечение больных лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также наблюдения за эффектом от применения лекарств;
· основной частью деятельности провизора (фармацевта) является содействие рациональному и экономному назначению и правильному использованию лекарственных средств;
· каждый элемент аптечной услуги должен быть ориентирован на отдельную личность, был четко определен и доведен до каждого участника.
Для удовлетворения этих требований необходимо, чтобы:
· основой идеологии аптечной практики являлись профессиональные факторы, хотя признаются и экономические;
· провизор (фармацевт) вносил вклад в решения по применению лекарственных средств;
· взаимоотношения с другими работниками здравоохранения рассматривались как партнерство с взаимным доверием и конфиденциальностью во всех вопросах, относящихся к фармакотерапии;
· взаимоотношения с другими провизорами (фармацевтами) были коллегиальными, а не конкретными;
· провизор (фармацевт) владел необходимой медицинской и фармацевтической информацией о каждом больном;
· провизор (фармацевт) имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию об используемой терапии и лекарственных средствах;
· все провизоры (фармацевты) несли личную ответственность за поддержание и оценку своей компетентности;
· образовательные программы по подготовке будущих профессионалов адекватно отражали происходящие и ожидаемые в будущем изменения в аптечной практике.
Четыре основных элемента деятельности НАП включают:
1. Деятельность, связанную с:
· укреплением здоровья;
· избеганием ухудшения здоровья;
· достижением здорового образа жизни.
2. Деятельность, связанную с поставками, использованием лекарственных средств и устройств для их введения (что возможно осуществить в аптеке, лечебно-профилактическом учреждении, домашних условиях).
3. Деятельность, связанную с самолечением, включая советы по лекарственным средствам и, где целесообразно, предоставлением лекарственных средств.
4. Деятельность, связанную с влиянием на назначение и применение лекарственных средств.
В дополнение к этим 4 основным элементам НАП предусматривает:
· установление связей с другими сообществами работников здравоохранения в работе по укреплению здоровья всего населения;
· профессиональную оценку рекламных материалов по лекарственным средствам и другой продукции, связанной со здоровьем людей;
· распределение проверенной информации по лекарственным средствам и другим аспектам здоровья;
· вовлеченность во все стадии клинических испытаний лекарственных средств.
Для каждого из 4-х элементов НАП должны быть установлены и внедрены в профессиональную деятельность национальные стандарты к необходимым помещениям для:
· укрепления здоровья и профилактики ухудшения состояния здоровья;
· отпуска и использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения (приема рецептов, информации, для конфиденциальной беседы к т. д.).
Каждая страна принимает свои собственные стандарты в силу различий экономических, социальных, культурных и других факторов. Богатые страны обычно имеют эффективные юридически обоснованные системы регулирования сферы обращения лекарственных средств. Во многих развивающихся странах таковые отсутствуют.
С позиций надлежащей аптечной практики и этических критериев продвижения лекарственных средств на рынок особого внимания заслуживает имеющая место в международной торговле реализация некачественной и фальсифицированной фармацевтической продукции.
Это явилось основной причиной принятия Резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения 47. 13 (WHA 47. 13) об оказании странам-членам ВОЗ помощи в сфере предотвращения использования фальсифицированных лекарств (1994 г.) и создания рекомендаций ВОЗ WHO/EDM/QSM/99./ по разработке специфических мер борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами.
Таким образом, НАП рекомендуется рассматривать как перечень профессиональных задач, осуществление которых послужит интересам больных или посетителей аптек.