Донцов, Жуков, Петровская:
1) Заинтересованное и уважительное отношение к практической социальной психологии власть и деньги имущих для изыскания резервов совершенствования своей деятельности. Рекламные агентства, банки, штаб-квартиры политических партий, государственный комитет.
2) Профессиональные психологи пересмотрели свое отношение к практике, ощутили осмысленность собственной деятельности, что подняло её авторитет. Возрасла доля прикладных разработок. Опрос: «Быть социальным психологом – это призвание (миссия) или работа (профессия)?»: 50% - «и то, и другое»; 20% - «миссия» и лишь 15% - «работа».
Основные типы идентичности психологов:
1) Политически активный борец: «Психолог должен выявить и устранить социальные корни человеческих страданий; включиться в активную политическую борьбу за изменение провоцирующих страдания обстоятельств». Не столько обретают технологические знания и навыки, сколько шлифуют персональные достоинства посредством образования.
2) Междисциплинарный эксперт, диагностирующий социальные проблемы и намечающий пути их разрешения: «Главная задача психолога – познание и преобразование социальной реальности как условия создания достойного существования каждому». Главный способ воздействия на среду – использование профессиональных техник и методов.
|
|
3) Психоаналитик, посредством психотерапии облегчающий страдания пациента: «Единственный доступный объект психологической помощи – отдельный человек в системе конкретных межличностных связей». Рабочий орган – собственная личность.
4) Клинический психолог, профессионально способствующий преодолению индивидуальных трудностей и отлично владеющий набором техник психодиагностики и коррекции.