Калькуляция себестоимости разрабатываемого программного обеспечения осуществляется по следующим статьям:
- материалы, с учетом транспортных расходов;
- спецоборудование;
- расходы на оплату труда (в том числе, дополнительная заработная плата);
- отчисление на социальные нужды;
- затраты по работам, выполняемыми сторонними организациями;
- командировочные расходы;
- прочие прямые расходы;
- накладные расходы.
Далее приведем расшифровку, приведенных статей расходов, в определенном списком порядке.
Материалы.
В данном расчете на статью “материалы” относятся расходы на основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, использованные при выполнении разработки. Стоимость выше перечисленного определяется из величины их расхода, действующих цен и транспортно-заготовительных расходов. Причем, величина транспортно-заготовительных расходов принимается равной 15% стоимости материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, то есть, вычисляется по формуле:
|
|
,
где:
– затраты на материалы, руб.
– норматив транспортно-заготовительных расходов, 15%.
Затраты по статье “материалы” приведены в таблице 6.2.
Таблица 6.2 – Затраты по статье “материалы”
Материалы | Единица измерения | Количество | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Бумага писчая | Пачка | |||
Картридж для принтера | шт. | 2 205 | 2 205 |
Таблица 6.2 – Затраты по статье “материалы”
Компакт диск CD-R | шт. | |||
Флэш-накопитель | шт. | |||
Канцелярские товары | шт. | |||
Итого | 3 003 | |||
Транспортные расходы, 10% | ||||
Всего: | 3 453 |
Спецоборудование.
Дополнительное спецоборудование не требуется
Расходы на оплату труда.
Средняя з/пл за 1 рабочий день для каждой категории исполнителей определяется исходя из месячного оклада и среднего количества рабочих дней в месяц принимаемого за 22 дня.
Расходы на оплату труда разработчиков рассчитывается по формуле:
,
где:
Т1 – трудоёмкости выполнения работ по разработке проектируемой системы управления по каждой специальности;
С30мес – месячные оклады по каждой специальности;
Hнач – норматив начислений, устанавливаемый на данном конкретном предприятии, %;
t – среднее количество рабочих дней в месяц (22 дня).
«Отчисления на социальные нужды» рассчитывается пропорционально з/пл разработчиков в размере 26,2%:
- федеральный бюджет − 20%;
- фонд социального страхования − 3,2%;
- фонд обязательного медицинского страхования − 2,8%;
- страхование от несчастных случаев − 0,2%
ССН = СЗО НСН/100,
где НСН – суммарный норматив отчислений на социальные нужды, устанавливаемый законодательно (Налоговый кодекс РФ).
|
|
Таблица 6.3 – Затраты по статьям: “расходы на оплату труда”
№ | Специальность | Месячный оклад, руб. | Дневная ставка, руб. | Трудоемкость, дней. | Расходы по з/пл., руб. |
Инженер | 15 000 | 51 756 | |||
Главный спец. | 25 000 | 1 136 | 4 544 | ||
Итого, з/пл. | 56 300 | ||||
Отчисления на социальные нужды, 26.2% | 14 750 |
Затраты по работам, выполняемым сторонними организациями.
В качестве расходов на оплату услуг сторонних организаций условно выступают затраты на аренду машинного времени. Сумма арендной платы рассчитывается по формуле:
,
где - часовая ставка арендной платы – 25 рублей,
- время аренды ЭВМ – примем равным 504 часам (с учетом 8-ми часового рабочего дня)
Командировочные расходы.
Командировки специалистов, проводящих разработку программного обеспечения, не предусмотрены.
Прочие прямые расходы.
Смета по статье “прочие прямые расходы”, включающая затраты связанные с получением специальной научно-технической литературы, а также платежи за использование средств связи и коммуникации приведены в таблице 6.4.
Таблица 6.4 – Затраты по статье “прочие прямые расходы”
Наименование | Единица измерения | Количество | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Средства связи и коммуникации | ||||
Доступ в интернет | мес. | |||
Научно-техническая литература | ||||
Мэтью Мак-Дональд, Марио Шпушта «Microsoft ASP.NET 2.0 с примерами на C#», Москва «Вильямс», 2007 | шт. | |||
Эндрю Троэлсен «Язык программирования C# 2005», Москва «Вильямс», 2007 | шт. | |||
Сахил Малик «Microsoft ADO.NET 2.0», Москва «Вильямс», 2007 | шт. | |||
Роберт Виейра «Программирование баз данных Microsoft SQL Server 2005», Москва «Диалектика», 2007 | шт. | |||
Итого | 3 615 |
Накладные расходы.
В эту статью включаются расходы на управление и хозяйственное обслуживание проектной команды.
,
Где ННР – норматив накладных расходов, составляет 20%.
Смета затрат на НИР.
Смета затрат на НИР, основанная затратах, по статьям расходов, приведенных выше, представлена в таблице 6.5.
Таблица 6.5 – Смета затрат на НИР
№ | Статья затрат | Сумма, руб. |
Материалы | 3 453 | |
Спецоборудование | ||
Расходы на оплату труда | 56 300 | |
Отчисления на социальные нужды | 14 750 | |
Затраты по работам, выполняемым сторонними организациями | 12 600 | |
Командировочные расходы | ||
Прочие прямые расходы | 3 615 | |
Накладные расходы | 11 260 | |
Итого себестоимость разработки | 101 978 |
Определение потребности в начальном капитале.
Потребность в начальном капитале формируется за счет средств затраченных на НИР – 101 978 руб., а также дополнительных средств, необходимых для приобретения ПО для разработки и других дополнительных средств.
Потребность в начальном капитале по каждой из перечисленных выше позиций рассчитывается по формуле:
где:
– цена i-го вида оборудования (программы),
– cрок службы i-го вида оборудования (программы), принимается равным пяти годам,
k – число рабочих часов в году, 1986 часов.
– время использования i-го вида оборудования (программы), принимается равным произведению количества дней затраченных на проект на число рабочих часов в день, 504 часа
Расчеты по приведенной выше формуле, для элементов списка представленного в начале параграфа, сведены в таблицу 6.6
Таблица 6.6 – Потребность в начальном капитале
№ | Наименование | Цена, руб. | Потребность в начальном капитале, руб. |
Компьютерная техника | |||
Принтер HP LaserJet 1018 | 4 190.00 | ||
Информационные системы, системы обработки данных | |||
Microsoft Visual Studio Pro 2008 English | 28 350.00 | 1 920 | |
Microsoft Office 2007 | 4 590.0 | ||
Итого | 2 514 |
Итого суммарная потребность в начальном капитале составила: