Эта система должна обеспечить пользователя развернутыми ответами на его вопросы следующих типов: «Что есть Х?», «Как получен Y, «Почему получен Y, а не X?», «Зачем получен Y?», «Как устроен Z?». Вопросы первого типа требуют от системы выдачи всей информации об интересующем пользователя предмете. Они предполагают обращение к базе данных или базе знаний. Часто эту подсистему называют системой доверия. Она как бы демонстрирует пользователю свою эрудицию, широту своих знаний.
Вопросы второго типа касаются самой процедуры получения некоторого результата. В существующих сейчас системах [42, 43] ответы на подобные вопросы являются прерогативой подсистемы объяснения. Эти ответы формируются решателем, в котором сохраняется «трек» его деятельности по синтезу программы и ее реализации. Как правило, полный трек пользователя не интересует, в нем слишком много избыточной и несущественной информации. Поэтому обычно заранее строятся «заготовки» объяснений для тех мест, которые имеют принципиальное значение. Чаще всего это места разветвлений процесса», а также всевозможные условия на выбор того или иного метода решения задач. Эти заготовки наполняются решателем конкретным содержанием при решении конкретной задачи.
|
|
Вопросы третьего типа более сложны. Система должна не просто выдать трек решения или последовательность означенных заготовок, но и обосновать невозможность получения альтернативного решения, о котором спрашивает пользователь. Для того чтобы ответить на подобный вопрос, системе иногда надо провести опровергающий вывод по методу обратной волны, т.е., допустив истинность альтернативного решения, показать, что для него нет подходящих исходных, данных. В других случаях система должна проверить условия выбора при тех альтернативных переходах, при которых вместо пути, ведущего к решению Y, возникает возможность движения по пути, ведущему к решению X, и выдать пользователю обоснование сделанного выбора.
Вопросы первых трех типов используются в существующих сейчас экспертных системах, входят в число вопросов, на которые может отвечать их система объяснения. Два оставшихся типа вопросов пока не получили хороших средств для своей реализации. Вопрос «Зачем получен Y?» характерен, скорее всего, для интеллектуальных роботов, а не для интеллектуальных интерфейсов, так как это вопрос о причинах. В интеллектуальных же интерфейсах причины порождаются самим пользователем. Вопросы последнего типа нужны, как правило, не пользователю-непрофессионалу, а специалисту, который хочет разобраться в том, как функционирует система, какая форма представления знаний в ней используется, какие принципы используются при выводе решений и т.д.