Лексикон нонклассики.
Л 43 Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова.— М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).
OCR M. Бесценный
СОДЕРЖАНИЕ. 7
Авторы статей Лексикона. 13
Сокращения в подписях под статьями: 14
К философии Лексикона. 14
А.. 20
Абсолютная музыка. 20
Абстрактное искусство (беспредметное, нефигуративное) 22
Абстрактное кино. 24
Абстрактный экспрессионизм.. 26
Абсурд (от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) 27
Абсурда театр (от лат. absurdus — нелепый, несообразный, бессмысленный) 28
Авангард (фр. avantgarde — передовой отряд) 29
Автоматизм.. 34
Автоматическое письмо. 35
Адаптация. 36
Адорно (Adorno) Визенгрунд-Адорно Теодор (1903-1969) 36
Аккумуляция (фр. accumulation — накопление, аккумуляция; нагромождение) 38
Акция (или искусство акции) 38
Алеаторика (от лат. alеa — игра в кости, случайность, жребий) 39
Аналитическое искусство (см.: Филонов П.). 41
Ангажированность эстетическая (aesthetic engagement) 41
|
|
Антиномия (греч. — antinomia — противоречие закона самому себе) 43
Аполлоновское и дионисийское. 44
Аполлинер (Apolinnaire) (Гийом (1880-1918) 45
Арте повера (итал. arte povera — бедное искусство) 47
Артефакт (от лат. are — ремесло, искусство и factum — сделанное) 47
Арт-номенклатура. 48
Арто Антонен (Artaud Antonin), 1896-1948. 48
Арт-рынок. 50
Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ) 51
Ассамбляж (фр. assemblage — соединение, сборка, монтаж) 52
Атональная музыка. 52
Аура (др.-греч., лат. aura — дуновение, легкий ветерок, запах) 53
Б.. 55
Базен (Bazin) Андре(1918-1958) 55
Балаш (Balazs) Бела (1884-1949) 57
Барт (Barth) Ролан (1915-1980) 58
Батай (Bataille) Жорж (1897-1962) 60
Баухауз. 62
Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) 64
Двуголосое слово — скрещение в одном высказывании двух личностных «голосов». 66
Карнавализация — транспонирование карнавальных форм народной смеховой культуры.. 67
Полифония — теория особого типа художественного мышления. 70
Хронотоп — («времяпространство») — эстетическая категория. 71
Башляр (Bachelard) Гастон (1884-1962) 74
Безобразное. 76
Беккет Сэмюэль (Beckett Samuel), 1906-1989. 80
Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) 81
Бензе (Bense) Макс (1910-1990) 87
Беньямин (Beajamin) Вальтер (1892- 1940) 90
Берг (Berg) Альбан (1885-1935) 92
Бергсон (Bergson) Анри-Луи (1859-1941) 94
Бердяев H.A. (см.: Религиозная эстетика России) 97
Бессознательное (см.: Фрейд) 97
Богема. 97
Боди-арт (body art — англ.: телесное искусство) 99
Бодрийар (Baudrillard) Жан (p. 1929) 99
Симулякр — своего рода алиби, свидетельствующее о нехватке, дефиците натуры.. 100
Бойс (Beuys), Йозеф (1921-1986) 101
Борхес (Borges Jorge Luis) Хорхе Луис (1899-1986) 104
Бретон (Breton) Андре (1896-1966) 105
Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) 106
Булез (Boulez) Пьер (р. 1925) 108
|
|
Буньюэль (Bunuel) Луис (1900-1983) 111
В.. 112
Ван For (van Gogh) Винсент (1853-1890) 112
Ваттимо (Vattimo) Джанни (p. 1936) 113
Веберн (Webern) Антон (1883-1945) 115
Вертов Дзига (Денис Кауфман) (1896 — 1954) 116
Вещь. 118
Видеоклип. 120
Византийская эстетика (как парадигма) 121
1. Патристическая эстетика. 121
2. Эстетика аскетизма — интериорная (от лат. interior — внутренний) 122
3. Литургическая эстетика — направление в поздней патриотической эстетике. 123
4. Особое место в В.э. занимают многочисленные описания произведений искусства — экфрасис. 123
5. Антикизирующее направление. 123
Виртуальная реальность (virtual reality — англ.)в искусстве. 124
Возвышенное. 127
Воррингер (Worringer) Вильгельм (1881-1965) 131
Г.. 133
Гадамер (Gadamer) Ганс Георг (р. 1900) 133
Гарсия Маркес (Garcia Marquez) Габриэль (р. 1928) 136
Гезамткунстверк (нем. Gesamtkunstwerk — совокупное художественное произведение) 137
Герцог (Herzog) Вернер (р. 1942) 138
Гессе (Hesse) Герман (1877-1962) 139
Гибрид (лат. hybrida, hibrida — помесь) 141
Гидони Георгий Иосифович (1895-1942) 143
Гиперлитература. 143
Гиперманьеризм (ipermanierismo — итал.) 144
Гиперреализм (hyherrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) 145
Гипертекст (сверх-текст) 146
Гоген (Gauguin) Поль (1848-1903) 147
Годар (Godard) Жан Люк (р. 1930) 148
Граффити. 150
Гринуэй (Greenaway) Питер (р. 1942) 151
Губайдулина София Асгатовна (р. 1931) 153
Д.. 155
Дада (Dada), дадаизм.. 155
Дали (Dali) Сальвадор (1904-1989) 157
Деконструкция (déconstruction — фр.) 160
Делёз (Deleuze) Жиль (1926-1995) 163
Деррида (Derrida) Жак (p. 1930) 165
Детурнемент. 167
Деформация. 169
Джойс (Joyce) Джеймс (1882-1941) 169
Дизайн (англ. design — проект, чертеж, проектирование) 172
— ДИЗАЙН — ясная работа чувств, сознания, языка, рук, всего существа, 173
— ДИАЛОГ В ДИЗАЙНЕ.. 174
— РОДЧЕНКО Александр (1891- 1956) - легенда русского Д. 174
— СОТТСАСС Этторе (1917-1997) - выдающийся итальянский дизайнер. 175
— САЙТ (SITE — «Sculpture in the environment») — проектная группа в США.. 175
— ТАФ-ДИЗАЙН — мировоззрение, профессиональные принципы, этика, сложившиеся внутри Студии 176
Таф-дизайнер исповедует экологическое, сберегающее, реалистическое сознание. 176
— ОТКРЫТОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - жанр дизайнерского проектирования, близкий хай-теку. 177
Дискурс (позднелат. discursus — рассуждение, аргумент, довод) 177
Диссонанс и консонанс. 177
Додекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук, букв. — двенадцатизвучие) 180
documenta. 182
Древнерусская эстетика (как парадигма) 184
Дюфренн (Dufrenne) Микель (1910-1995) 188
Дюшан (Duchamp) Марсель (1887-1968) 190
Ж... 191
Жест авангардный. 191
Жестокости театр. 193
Жестокость. 194
Живопись действия (англ. — Action Painting) 196
З. 197
Заумь (от «за» + «ум»), заумный язык. 197
Приложение. Декларация заумного слова. 199
«Звук и свет» (Son et Lumière — фр.) 200
«Зеро» (Zero) (итал. zero — ноль) 201
И.. 202
Игра. 202
«Игра в бисер». 206
Икона и авангард. 208
Имажинизм (от англ. image— образ) 211
Имплозия (implosion — фр.) 213
Импрессионизм (от франц. impression — впечатление) 213
Инспирация (лат. inspiratio — вдохновение, внушение) 216
Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж) 216
Интерактивность (interactivity — англ.) 217
Интерпретация. 217
Интертекст. 217
Интертекстуальность. 218
Интуитивизм (от лат. intueri — пристально смотреть) 220
Информационная эстетика. 221
Информель (фр. art informel — бесформенное, абстрактное искусство) 221
Ионеско (Ionesco) Эжен (1912-1994) 222
Искусство (греч. — techne, лат. — ars, англ. и франц. — art, итал. — arte, нем. — Kunst) 224
К.. 236
Камю (Camus) Альбер (1913-1960) 236
Кандинский, Василий Васильевич (1866-1944) 238
Канон (греч. kanon — норма, правило) 239
Катарсис (греч. кatharsis — очищение) 241
Кафка (Kafka) Франц (1883- 1924) 243
Кейдж (Cage) Джон (1912-1992) 245
Кинетическое искусство (от греч.: kinesis — движение) 247
Кино, кинематография (от греч. kinеma — движение, graphe — писать, рисовать) 248
Структурализм 60-70-х гг. и теория интертекстуальности. 253
Киркегор (Кьеркегор) (Kierkegaard) Сёрен (1813-55) 254
Кич (нем. Kitsch — от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять) 255
|
|
Клее (Klee) Пауль (1879-1940) 256
Коллаж (фр. collage — приклеивание) 259
Компоузинг (composing — англ.) 259
Компьютерная графика. 259
Конкретная музыка (musique concrète) 262
Конкретное искусство (фр. — Art concret) 263
Консерватизм.. 264
Конструирование. 265
Конструктивизм (фр. constructivisme от латинского constructio — построение) 265
Концепт (от позднелат. conceptus — мысль, представление, понятие; в античности — накопление вод, зачатие, плод) 268
Концептуализм, концептуальное искусство (Concept Art — англ. concept — понятие, идея, концепция) 268
Кошут (Kosuth) Йозеф (p. 1945) 271
Красота. 271
Кристева (Kristeva) Юлия (p. 1941) 272
Кубизм (cubisme — фр. от cube — куб) 273
Кубофутуризм.. 276
Кунеллис (Kounellis) Яннис (p. 1936) 277
Кэмп (от англ. camp — лагерь, стоянка, место временного пребывания) 278
Л.. 279
Лабиринт (греч. labyrinthes — сложное переплетение, сеть, запутанность) 279
Лакан (Lacan) Жак (1901-1981) 280
Леви-Строс (Lévi-Strauss) Клод (p. 1908) 283
Леже (Léger) Фернан (1881-1955) 285
Ле Корбюзье (Le Corbusier) — псевдоним Шарля Эдуара Жаннере (Ch. Ed. Jeanneret) (1887-1965) 286
Леттризм (lettrisme — фр.) 289
Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа (1924-1998) 290
Липпс (Lipps) Теодор (1851-1914) 292
Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) 294
Лучизм (Rayonismus, от франц. rayon — луч) 295
Лэнд-арт (англ. Land Art — природо-искусство) 295
M... 297
Магический реализм.. 297
Малевич Казимир. (1878-1935) 297
Мальро (Malraux) Андре. (1901-1976) 301
Манифестарная эстетика. 304
Маринетти (см.: Футуризм) 305
Массовая культура. 305
Постмодернизм — это беспечное и легкомысленное дитя конца XX в. 307
Масс-медиа (средства массовой коммуникации) 308
Матисс (Matisse) Анри (1869-1954) 310
Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) 311
Медитативное искусство. 313
Мессидж (message — англ.: послание) 314
Метафизическая живопись (ит. — pittura metafisica; франц. — peinture métaphysique) 314
Метц (Metz) Кристиан (1931-1993) 316
Мимесис (греч. mimesis — подражание, воспроизведение) 318
Минимализм (minimal art — англ.: минимальное искусство) 319
Миро (Miro) Хуан (1893-1983) 320
Мис ван дер Роэ (Mice van der Rohe) Людвиг (1886-1969) 322
Модерн (фр. modeme — современный) 323
Модернизм (фр. — modernisme, от moderne — современный, англ. — modernism) 325
Модильяни (Modigliani) Амедео (1884-1920) 326
Мондриан (Mondrian) Пит (1872- 1944) 327
|
|
Морфинг (morphing — англ.) 330
Музыкальная графика. 330
H.. 331
Навигация. 331
Наивное искусство. 331
Неискусство как искусство. 332
Неклассическая эстетика (см.: Эстетика неклассическая) 333
Неопластицизм (см.: Мондриан) 333
Нет-арт (Net Art — от англ. net — сеть, art — искусство) 333
Ницше (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) 334
Ницше и ПОСТ-культура. 337
«Новая волна» (франц. — La nouvelle vague) 339
«Новые фовисты», или «Новые дикие» (нем. Neue Wilde) 341
Новый реализм (франц. — Le Nouveau réalisme) 342
Нон-финито (итал. non-finito — незаконченное) 342
НТП и искусство. 343
О.. 345
Объект. 345
ОБЭРИУты.. 345
Приложение. Завершение поэмы А.Введенского «Кругом возможно Бог»: 347
Оп-арт (англ. op art — сокр. от «оптическое искусство») 348
ОПОЯЗ («Общество по изучению поэтического языка») 348
Оппозиции эстетические (лат. oppositio — противоположение) 350
Ортега-и-Гассет (Ortega у Gasset) Xoce (1883-1955) 351
Остраненне (от слова «странный») 352
П.. 353
Палимпсест (греч. — palipmpseston — вновь соскобленный) 353
Парадигма (от древнегр. paradeigma — пример, образец) 354
Пастиш (от итал. pasticcio — паштет) 355
Персонификация. 355
Перформанс (англ. performance — исполнение) 355
Пикассо (Picasso) Пабло (1881-1973) 356
Письмо (франц. écriture) 358
Повседневность. 360
Полиэкран. 361
Поп-арт (англ. pop art — от popular art - популярное искусство) 362
Поп-музыка. 364
ПОСТ- (Oт ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода) 366
ПОСТ-адеквации. 368
Постимпрессионизм.. 370
Постмодернизм (франц. postmodernisme) 372
Постпостмодернизм.. 375
Постструктурализм (неоструктурализм) 375
Постфрейдизм.. 377
Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891) 380
Потлач (фр. potlash) 383
Православная эстетика (как парадигма) 384
Прекрасное. 384
Прием (литературный) 393
Примитивисты.. 393
Пространство артефакта. 394
Пруст (Proust) Марсель (1871-1922) 395
Психоделическое искусство. 396
Раушенберг (Rauschenberg) Роберт (p. 1925) 398
Реди-мейд (англ. ready-made — готовый) 400
Религиозная эстетика России. 401
Рестани (Restany) Пьер (Р. 1930) 407
Ризома (франц. rhizome — корневище) 409
Рорти (Rorty) Ричард (p.1931) 410
C.. 411
Садизм и мазохизм.. 411
Сартр (Sartre) Жан-Поль (1905-1980) 413
Светомузыка (цветомузыка) 414
Свободная фигуративность (figuration libre — фр.) 416
Сезанн (Cézanne) Поль (1839-1906) 416
Семиотическая эстетика. 418
Cepp (Serres) Мишель (p. 1930) 421
Символизм (франц. symbolisme) 423
Символическое. 430
Симулякр (simulacre — фр.) 431
Синестезия (от др.-греч. synaisthesis — соощущение) 431
Скрябин Александр Николаевич (1872- 1915) 432
Событие. 434
Сонорика (от фр. sonorité — звучность) 435
Соц-арт. 439
Средневековая эстетика (как парадигма) 440
Стиль. 443
Структурализм в эстетике. 445
Сублимация (лат. sublimo — возвышать, возносить) 448
Суггестия (от лат. suggestio — внушение; намек) 448
Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) 449
Сюрреализм (фр. surréalisme — сверхреализм) 452
Т.. 455
Ташизм (от франц. tache — пятно) 455
Текст (см.: Барт) 455
Телесность. 455
Термен Лев Сергеевич (1896-1993) 458
Теургия (греч. theoyrgia — художественное деяние; сакральный ритуал, мистерия) 459
Технообраз (technimages— фр.) 459
Тодоров (Todorov) Цветан (p. 1939) 460
Трансавангард (trans-avant-garde — фр.) 462
Тцара (Tzara) Тристан (1896-1963; наст, имя и фамилия Сами Розенсток. Родился в Румынии, скончался в Париже) 463
У.. 465
Уорхол (Warhol) Энди (1930-1987) 465
Ф... 466
Фантазм (fantasme — фр.) 466
Феноменологическая эстетика. 466
Фехнер (Fechiier) Густав Теодор (1801-1887) 470
Филонов Павел Николаевич (1883-1941) 472
Флоренский Павел Александрович (1882-1937) 475
Флуктуация (англ. fluctuation) 478
Фовизм (от фр. les fauves — дикие (звери)) 479
Фолькельт (Volkelt) Иоганнес Эммануил (1848-1930) 479
Формальный метод (в литературоведении) 481
Фотография. 483
Фрейд (Freud) Зигмунд (1856-1939) 488
Фрейдизм и искусство. 490
Фуко (Foucault) Мишель Поль (1926-1984) 492
Футуризм (futurisme, от латинск. futurum — будущее) 494
Х.. 497
Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889-1976) 497
ХАЙ-ТЕК (англ. Hi-tec; от high technology — совершенная технология) 500
Хармс см.:ОБЭРИУТы.. 501
Хейзинга (Huizinga) Йохан (1872-1945) 501
Игра, согласно X., 501
Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович, 1885-1922) 502
Художественная культура XX века (в дальнейшем — ХКДВ) 506
Хундертвассер. 507
Хэппенинг (happening — англ.; от to happen — случаться, происходить; в буквальном значении — происходить здесь и сейчас, непреднамеренно) 508
Ц.. 510
Центон (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков) 510
Ш.... 510
Шагал (Chagal) Марк Захарович (1887-1985) 510
Шёнберг (Schönberg) Арнольд (1884- 1951) 512
Шизоанализ (schizanalyse — фр.) 514
Шкловский Виктор Борисович (1893-1984) 518
Шлягер (нем. Schlager— популярная песенка) 519
Шнитке Альфред Гариевич (1934-1998) 521
Шок эстетический. 523
Штокхаузен (Stockhausen) Карлхайнц (род. 1928) 523
Э.. 528
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898- 1948) 528
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886-1959) 530
Экзистенциализм в эстетике (от лат. existentia — существование) 534
Эклектика (от греч. eklego — выбирать, собирать) 535
Эко (Eco) Умберто (род.1932) 536
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) 536
Энвайронмент (англ. environment — окружение, среда) 539
Энвайронментальная эстетика (от англ. environment — окружающая среда) 541
Эрнст (Ernst) Макс (1891-1976) 542
Эротическое. 543
Эстетизм.. 545
Эстетика (от др.-греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthëtikos — воспринимаемый чувствами) 546
Для Э. барокко (расцвет XVII-XVIII вв., термин введен в к. XIX в.; итал. barocco — причудливый, вычурный) 551
Э. романтизма (расцвет к. XVIII — нач. XIX в.) 551
Эксплицитная (или собственно философская) эстетика сформировалась достаточно поздно. 553
Эстетика неклассическая. 561
Эстетическая культура. 565
Эстетическое. 565
Эстетическое сознание. 567
Ю.... 568
Юккер (Uecker) Понтер (род. 1930) 568
Юнг (Jung) Карл Густав (1875-1961) 569
Я.. 571
Якобсон Роман Осипович (1896-1982) 571
Ясперс (Jaspers) Карл (1883-1969) 573
Предельные метаморфозы культуры - итог XX века. 575
Примечания. 600
SUMMARY.. 603
Указатель имен. 605