Тема № 20 Законность и правопорядок в современном обществе

Законность – это строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права действующих законов и подзаконных правовых актов.

Для законности необходимы два условия:

1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако­нов (содержательная сторона);

2) точное выполнение законов, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Кон­ституции Российской Федерации 1993 года, где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, – прокуратуры, суда, милиции и т.д.);

4) общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе и т.д.);

6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

Правопорядок – это состояние фактической урегулированности правом связей в обществе, качественное выражение законности. Правопорядок – это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.

Структуру правопорядка составляют:

1) правовая организация общества;

2) правоотношения и связи в обществе;

3) упорядоченность правоотношений и связей.

Правовая организация включает в себя:

1) конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов го­сударственной власти, основы правопорядка в целом;

2) государство, как организацию политической власти общества;

3) органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;

4) негосударственные образования;

5) граждан.

Правоотношения и связи в обществе могут быть:

1) вертикальными (императивными);

2) горизонтальными (диспозитивными);

3) статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);

4) динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотно­шений, например гражданско-правовые, трудовые, семейные, жилищные, земельные и др.).

Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:

1) всех участников правоотношений в обществе;

2) четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;

3) разнообразных связей в обществе; методов правового регулирования; иных вопросов, нуждающихся в регламентации.

В общетеоретическом значении дисциплина – это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах. Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:

1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);

2) сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3) связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;

4) предполагает выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предпи­саниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;

5) целью дисциплины является состояние упорядоченности соци­альных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок.

Виды дисциплины:

В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.

Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.

Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.

Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования –есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).

Планы семинарских занятий

Тема № 1. Теория государства и права как наука

(интерактивная форма занятия – «круглый стол» на тему:

«Объект и предмет теории государства и права:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: