Законность – это строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права действующих законов и подзаконных правовых актов.
Для законности необходимы два условия:
1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных законов (содержательная сторона);
2) точное выполнение законов, так как только наличия даже самых совершенных законов будет недостаточно (формальная сторона).
Принципы законности:
1) единство законности (понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на всей территории страны);
2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Конституции и законам всех иных нормативных и индивидуальных правовых актов);
3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с одной стороны, без законности права и свободы гражданина не могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей гарантией; с другой стороны, сами права и свободы, их осуществление являются показателем состояния законности и демократии в обществе);
4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, соблюдение законодательства является одним из существенных условий и показателей культурного уровня общества);
|
|
5) связь законности с целесообразностью (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);
6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации 1993 года, где зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Гарантии законности – это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Выделяют следующие виды гарантий законности:
1) социально-экономические (это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
2) политические (степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
3) организационные (деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, – прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
4) общественные (сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства);
|
|
5) идеологические (степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям права, уровень нравственного воспитания в обществе и т.д.);
6) специально-юридические (способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований). К специально-юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в законодательстве специальные принципы (например, презумпции невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).
Правопорядок – это состояние фактической урегулированности правом связей в обществе, качественное выражение законности. Правопорядок – это система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: субъектов правопорядка; отношений и связей между субъектами; правовых норм, регулирующих данные связи, и актов реализации права.
Структуру правопорядка составляют:
1) правовая организация общества;
2) правоотношения и связи в обществе;
3) упорядоченность правоотношений и связей.
Правовая организация включает в себя:
1) конституцию, устанавливающую основы конституционного строя, формы правления и государственного устройства, систему органов государственной власти, основы правопорядка в целом;
2) государство, как организацию политической власти общества;
3) органы государственной власти, их компетенцию, взаимоотношения и связи между ними;
4) негосударственные образования;
5) граждан.
Правоотношения и связи в обществе могут быть:
1) вертикальными (императивными);
2) горизонтальными (диспозитивными);
3) статическими (то есть длительное время находящимися в одном и том же состоянии, например гражданство);
4) динамическими (находящимися в развитии - большинство правоотношений, например гражданско-правовые, трудовые, семейные, жилищные, земельные и др.).
Упорядоченность правоотношений и связей предполагает охват и регламентацию правовыми нормами:
1) всех участников правоотношений в обществе;
2) четкое определение их статуса, субъективных прав, юридических обязанностей, полномочий;
3) разнообразных связей в обществе; методов правового регулирования; иных вопросов, нуждающихся в регламентации.
В общетеоретическом значении дисциплина – это подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах. Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:
1) дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
2) сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
3) связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
4) предполагает выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причем о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Ее нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам;
5) целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо ее результатом выступает общественный порядок.
|
|
Виды дисциплины:
В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.
Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Ее существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом.
Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.
Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.
Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, все больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования –есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа).
Планы семинарских занятий
Тема № 1. Теория государства и права как наука
(интерактивная форма занятия – «круглый стол» на тему:
«Объект и предмет теории государства и права: