Четыре типа человеческих ошибок при работе при работе на ПЕВМ уровни их негативного эффекта и обратная связь

Наибольшее количество человеческих ошибок при пользовании программным обеспечением упрощенно можно разбить на четыре типа:

1 Ошибки, вызванные недостаточным знанием предметной области.

Теоретически, эти ошибки методологических проблем не вызывают,

сравнительно легко исправляясь обучением пользователей. Прак%

тически же, роль этих ошибок чрезвычайно велика

2 Опечатки. «Опечатки» происходят в двух случаях: во%первых, когда

не все внимание уделяется выполнению текущего действия (этот тип

ошибок характерен, прежде всего, для опытных пользователей, не

проверяющих каждый свой шаг) и, во%вторых, когда в мысленный

план выполняемого действия вклинивается фрагмент плана из другого

действия (происходит преимущественно в случаях, когда пользователь

имеет обдуманное текущее действие и уже обдумывает следующее

действие).

3 Несчитывание показаний системы. Ошибки, которые одинаково

охотно производят как опытные, так и неопытные пользователи.

Первые не считывают показаний системы потому, что у них уже

сложилось мнение о текущем состоянии, и они считают излишним его

проверять, вторые – потому что они либо забывают считывать показа%

ния, либо не знают, что это нужно делать (и как это делать).

4 Моторные ошибки. Фактически, количество этих ошибок пренебре%

жимо мало, к сожалению, недостаточно мало, чтобы вовсе их не

засчитывать. Сущностью этих ошибок являются ситуации, когда

пользователь знает, что он должен сделать, знает, как этого добиться,

но не может выполнить действие нормально из%за того, что физичес%

кие действия, которые нужно выполнить, выполнить трудно. Так,

никто не может с первого раза (и со второго тоже) нажать на экран%

ную кнопку размером 1 на 1 пиксель. При увеличении размеров

кнопки вероятность ошибки снижается, но почти никогда не

достигает нуля. Соответственно, единственным средством избежать

этих ошибок являе тся снижение требований к точности движений

пользователя.

Уровни негативного эффекта

Ошибки, исправляемые во вре%

мя совершения действия, напри%

мер пользователь перетаскивает

файл в корзину и во время перетас%

кивания замечает, что он пытается

стереть не тот файл.

3. Ошибки, которые исправить мож%

но, но с трудом, например реальное

стирание файла, при котором

никаких его копий не остается.

2. Ошибки, исправляемые после

выполнения действия, например,

после ошибочного уничтожения

файла его копия переносится из

корзины.

4. Ошибки, которые на практике

невозможно исправить, т.е. ошибки,

которые по тем или иным причинам

невозможно обнаружить формаль%

ной проверкой (т.е. невозможно

обнаружить их не случайно). При%

мер: грамматическая ошибка в

тексте, формально удовлетворяющем

правилам языка.

Наличие человеческих ошибок, которых нельзя обнаружить и исправить до

окончательного совершения действия, всегда свидетельствует о

недостаточно хорошем дизайне

Теперь пора сказать, как избавится от ошибок, исправляемых после.

Понятно, что исправить что%либо «во время» можно только тогда, когда во

время совершения действия видно, что происходит и как это действие

повлияет на изменяемый объект. Соответственно, чтобы дать пользова%

телям исправлять их действия на ходу, этим пользователям надо дать

обратную связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: