Прогресс как социально-филосовские проблема

Прогресс (лат – движение вперед) – буквальное значение для механики, перемещение тела в пространстве по кривой или прямой (механике).

Руткевич М.Н.: развитие, по восходящей линии от более простых форм орг-ции к более сложным, что предполагает совершенствование системы упр-ния.

Развитие – качеств изменения объекта, процесса, явления.

Августин Блаженный: линейно-стад. развитие чел-ва от грехопадения к страшному суду или ко второму пришествию.

Эпоха Просвящения: разум, рац-ть, наука.

А. Тюрго (шк. Физиократов) находил прогрессивные изменения во всех сферах в рез-те просветления чел разума.

Кандерсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794). Способность к самосовершенствованию безгранична, но наступает эпоха разума, прогресс подчиняется законам => можно предвидеть и ускорить

Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) просветитель-еретик. Прогресс нельзя понимать однозначно. Любые Науки – порождены чел пороками: астрономия – суеверие, геометрия – скупость, физика – пустое любопытство, риторика – честолюбие и ложь, мораль – гордыня. Науки бессильна решить задачи, которые перед собой ставит и ее достижения опасны. Н – разложение об-во.

Неоднозначность прогресса: первобыт люди свободны, => оседлая жизнь и част собственность => рабство и нищета (регрессия при прогресс)

К. Леонтьев (1831-1891) равенство – путь к небытию. Сам бог жаждет неравенства. Прогресс – стремиться не к ед-ву, а к осущ-нию разнообразн сценариев. Гармония мира требует многообразия. Прогресс – переход от простоты к многообразию и оригинальности.

С. Франк (1877-1950) Прогресс – это не высшая конеч цель всеобщая, у каждого чел есть своя цель.

Совр представления о прогрессе. Первая мир война => сомнения, что чел-во развивается правильно, прогрессивно. Шпенглер, Франк. Еще больше сомнения, после втор мир войны и изобретения ядерного оружия. Наука перестала = прогрессу.

Кроме того, неравномерность развития об-ва: * разный ур-нь в разных странах, * разный ур-нь в разл соц сферах внутри одного об-ва.

Т.о. прогресс относителелн. Прогресс системы м.б. связаны с регрессом ее отдел частей.

Прогресс - направление развития сложных систем (в том числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Казалось бы, прогресс в истории человечества очевиден. Однако с научной точки зрения это утверждения спорно. В настоящее время существуют теории либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признаки такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, становится относительным, зависящим от порции того или иного субъекта, от того с точки зрения какой системы ценностей субъектов подходит к пониманию исторического процесса. Основная проблема авторов данных теорий - абсолютизацией какой-либо одной или нескольких детерминант общественного прогресса (например, название техники, или развитие науки, или упадок культуры).

С точки зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.
Таким образом, прогрессом можно назвать процесс развития системы, при котором:
возрастает число ее подсистем,
усложняется структура системы,
увеличивается число связей между элементами системы,
возрастает набор функций отдельных элементов и подсистем системы.

Теория прогресса появляется в эпоху нового времени и характерна для теорий единого человечества.

Предпосылки теории прогресса (по С. Булгакову)

1. Человечество движется в некоторых заданных координатах к конечной цели

2. Наличие разумного плана истории, одновременно внур. для человечества и внешн. над человеческого

3. Предсказуемость истории (знание законов, объяснение програссивн развития человечества)

4. Проблема отдельного человека (его участие в прогрессе человечества)

Критерии прогресса:

-моральное развитие – история человечества это становление морально развитого, совершенствующегося человека

-права и свободы человека (Т. Гоббс)

-просвещение и образование (XVIII в Вольтер, Дидро)

-развитие свободы (Гегель, Маркс)

-Научно – техническое развитие (Тоффлер, Белл)

Проблемы общественного прогресса являются важнейшими проблемами социальной философии. Они всегда волновали мыслителей, исследовавших социум по восходящей линии его развития. Так, еще в античности римский поэт и философ Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" попытался рассмотреть и проследить этапы движения общества от одной ступени к другой. Со временем жизнь налаживается, появляются продукты, одежда, возникают города и, таким образом, человечество постоянно и непрерывно совершенствуется. Особое внимание проблемам общественного прогресса стали уделять в Новое время. Тюрго всемирную историю рассматривает как последовательность успешных действий человеческого рода. Кондорсе - человеческий дух был "великим двигателем исторического развития". Гердер, как и его французские единомышленники, пытался представить всю историю как единый развивающийся процесс.

Гегель, как известно, применил принцип развития к историческому процессу. Он пытался представить исторический процесс как поступательное прогрессивное движение человеческого общества. Природа, по его мнению, не развивается, ибо в ней ничто не ново, и многообразная игра ее форм, как пишет немецкий философ, вызывает скуку. В отличие от природы в человеке обнаруживается действительная способность изменяться и притом изменяться к лучшему. Маркс впервые научно раскрыл сущность общественного прогресса. Он подчеркивал, что понятие прогресса нельзя брать в обычной абстракции, что всегда требуется конкретно анализировать прогрессивное движение общества, а не строить спекулятивные конструкции. Маркс показал, что всякий прогресс следует рассматривать через производительные силы, образующие основу всей истории людей. Именно рост и совершенствование производительных сил показывает восходящее развитие человеческого общества. Н. А. Бердяев считает, что идея прогресса имеет религиозные корни. Она "предполагает цель исторического процесса и раскрытие смысла его зависимости от этой конечной цели". Общественный прогресс - это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Вера в общественный прогресс сопровождала человека тысячелетиями. Пожалуй, идея прогресса была самой главной идеей в социальной философии, даже тогда, когда ее подвергали критике. В первой половине XIX века идея прогресса доминировала в обществознании. "Идея прогресса становится общим местом в философии, внедряется в литературу, искусство и науку. Дух романтического оптимизма сопровождается верой в разум и мощь человека. Представляется, что наука и технология способны гарантировать постоянное улучшение". Конечно, в настоящее время есть больше оснований для пессимизма, по сравнению с теми периодами, когда в социальной философии преобладали оптимистические воззрения. Во-первых, миллионы людей не могут удовлетворить свои элементарные потребности, во-вторых, происходит сильное социальное расслоение людей. В-третьих, слаборазвитые государства постоянно отстают от развитых, и это отставание все больше и больше увеличивается. В-четвертых, рушатся традиционные семейные устои, и из-за этого происходит депопуляция многих развитых государств. В-пятых, люди все больше и больше отчуждаются друг от друга. В-шестых, не решаются глобальные проблемы современности и т.д. и т.п.

Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы.

^ Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название «исторический прогрессизм».

Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса:

1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы.

2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей.

3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными.

^ В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая), которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса.

^ Концепция стадий, разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели общества).

Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования.

«Комплексный критерий» социального прогресса учитывает:

- качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества;

- уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями;

- характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера;

- качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности;

- состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития;

сохранение мира на планете и т.п.

При этом следует учитывать, что общественный прогресс – это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития. Прогресс в истории всегда сочетается с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями. Прогресс складывается из достижений всех народов и государств на планете, но соотношение прогресса, регресса и «застоя» всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития отдельных стран и народов, а также человечества в целом.

Таким образом, процесс исторического развития общества и исторический прогресс – разные понятия, которые не следует смешивать. Происходящие в обществе изменения не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Понятие «общественный прогресс» - это характеристика, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человечество: свобода, равенство, счастье…

В последнее время на фоне кризисных явлений в современной культуре и цивилизации, появления глобальных проблем и нарастания нестабильности в мире, понятие линейного прогресса подвергается критическому переосмыслению. Факты, свидетельствующие о противоречивости, неоднозначности и неравномерности социального развития различных стран и народов, постоянно привлекают внимание мыслителей к проблеме социального прогресса, которая, по-видимому, далека от однозначного решения.

Будущее человечества как философская проблема:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: