Термин «аутсорсинг", как правило, употребляется в контексте решения дилеммы «производить или закупать", хотя на самом деле имеет более широкое значение. Современное определение аутсорсинга можно сформулировать следующим образом: аутсорсинг — это форма ведения бизнеса, в соответствии с которой выполнение неключевых функций предприятия, а при необходимости и соответствующих ресурсов, передается внешней стороне, способной эффективно выполнять эти функции и использовать переданные ресурсы в интересах заказчика. В качестве внешней стороны, в иной терминологии — аутсорсеров, как правило, выкупают специализированные профессиональные провайдеры услуг.
Аутсорсинг используют, когда:
- требуется наличие значительных материально- технических и трудовых ресурсов;
- сферы деятельности мало связаны между собой;
- выполнение работ предполагает использование специальных профессиональных знаний и опыта;
- деятельность предприятия подвержена резким колебаниям рынка, что влечет большие затраты на наем, обучение и сохранение персонала:
|
|
- быстро меняется технология, что соответственно требует больших инвестиций.
Преимущества аутсорсинга: концентрация бизнеса на профильной деятельности, повышение гибкости производственного процесса, использование наилучших методов и опыта, применение передовых технологий.
Проблемы аутсорсинга: возможная потеря конкурентного преимущества, особенно потеря опыта и квалификации персонала; недостаток внутренних инвестиций; передача знаний и опыта на сторону, что может обернуться потерей инициативы.
Основными типами аутсорсинга являются:
1. Частичный;
2. Полный аутсорсинг;
3. аутсорсинг бизнес-процессов.
Организационными формами аутсорсинга являются внешний (продажа бизнеса) и внутренний (создание дочерних организаций) аутсорсинг.
Сравнительная характеристика типов и форм аутсорсинга:
Формы аутсорсинга и их характеристики
Критерии | Формы/типы аутсорсинга | Качественные характеристики |
Рыночная координация отношений в рамках соглашения об аутсорсинге (продажа бизнеса) | Внешний аутсорсинг | - Высокая гибкость в выборе партнера-аутсорсера и условий соглашения; рыночные факторы ценообразования; аутсорсер — партнер по бизнесу |
Иерархическая координация отношений в рамках соглашения об аутсорсинге (создание дочерних организаций) | Внутренний аутсорсинг | - Высокий уровень контроля за деятельностью партнера-аутсорсера и качеством выполняемых работ; возможность непосредственного влияния на цену услуг |
В выполнение работ вовлечены внутренние ресурсы организации-клиента | Частичный аутсорсинг | Аутсорсер несет ответственность только за: • выполнение отдельных видов или части работ; • снижение рисков; • возможность сохранения и развития ноу-хау; • обучение в рамках проекта; • возможность подбора индивидуальных решений |
Выполнение работы полностью осуществляется за счет ресурсов аутсорсера | Полный аутсорсинг | Аутсорсер полностью отвечает за: • выполнение работы; • возможность применения стандартных решений: • снижение стоимости услуг; • сокращение уровней управления |
Вынесение за пределы организации взаимосвязанных функций (бизнес-процессов) | Аутсорсинг бизнес-процессов | • Децентрализация управления; • декапиталиэация; • реструктуризация бизнеса |
В современных условиях выбор делается в большей степени в пользу дочерних организации, что диктуется по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, материнские компании имеют желание сохранить контроль над деятельностью обособившихся структур, но при этом предоставить им возможность развивать коммерческую деятельность с целью покрытия собственных затрат и максимизации прибыли посредством выполнения сторонних заказов. Во-вторых, дочерние организации продолжают оказывать привычные услуги подразделениям, формирующим «технологическое ядро бизнеса». В этом материнская компания преследует своей целью получение услуг по более низкой цене по сравнению с тем ее уровнем, который могут установить независимые организации. Дополнительный мотив кроется в отсутствии полного доверия к сторонним исполнителям, поскольку резко возрастает вероятность утечки конфиденциальной информации, потери контроля над технологической цепочкой.
|
|
Тем не менее, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Например, автомобильные компании Японии в настоящий момент занимаются фактически только проектированием, сборкой и реализацией продукции, а большая часть деталей и комплектующих производится сторонними, зачастую небольшими предприятиями.