Дать сравнительную характеристику типов и организационных форм аутсорсинга

Термин «аутсорсинг", как правило, употребляется в контексте решения дилеммы «производить или закупать", хотя на самом деле имеет более широкое значение. Современное определение аутсорсинга можно сформулировать следующим образом: аутсорсинг — это форма ведения бизнеса, в соответствии с которой выполнение неключевых функций предприятия, а при необходимости и соответствующих ресурсов, передается внешней стороне, способной эффективно выполнять эти функции и использовать переданные ресурсы в интересах заказчика. В качестве внешней стороны, в иной терминологии — аутсорсеров, как правило, выкупают специализированные профессиональные провайдеры услуг.

Аутсорсинг используют, когда:

- требуется наличие значительных материально- технических и трудовых ресурсов;

- сферы деятельности мало связаны между собой;

- выполнение работ предполагает использование специальных профессиональных знаний и опыта;

- деятельность предприятия подвержена резким колебаниям рынка, что влечет большие затраты на наем, обучение и сохранение персонала:

- быстро меняется технология, что соответственно требует больших инвестиций.

Преимущества аутсорсинга: концентрация бизнеса на профильной деятельности, повышение гибкости производственного процесса, использование наилучших методов и опыта, применение передовых технологий.

Проблемы аутсорсинга: возможная потеря конкурентного преимущества, особенно потеря опыта и квалификации персонала; недостаток внутренних инвестиций; передача знаний и опыта на сторону, что может обернуться потерей инициативы.

Основными типами аутсорсинга являются:

1. Частичный;

2. Полный аутсорсинг;

3. аутсорсинг бизнес-процессов.

Организационными формами аутсорсинга являются внешний (продажа бизнеса) и внутренний (создание дочерних организаций) аутсорсинг.

Сравнительная характеристика типов и форм аутсорсинга:

Формы аутсорсинга и их характеристики

Критерии Формы/типы аутсорсинга Качественные характеристики
Рыночная координация отношений в рамках соглашения об аутсорсинге (продажа бизнеса) Внешний аутсорсинг - Высокая гибкость в выборе партнера-аутсорсера и условий соглашения; рыночные факторы ценообра­зования; аутсорсер — партнер по бизнесу
Иерархическая коор­динация отношений в рамках соглашения об аутсорсинге (создание дочерних организаций) Внутренний аутсорсинг - Высокий уровень контроля за деятельностью партнера-аутсорсера и качеством выпол­няемых работ; возможность непосредственного влияния на цену услуг
В выполнение работ вовлечены внутренние ресурсы организации-клиента Частичный аутсорсинг Аутсорсер несет ответственность только за: • выполнение отдельных видов или части работ; • снижение рисков; • возможность сохранения и развития ноу-хау; • обучение в рамках проекта; • возможность подбора инди­видуальных решений
Выполнение работы полностью осуществ­ляется за счет ресурсов аутсорсера Полный аутсорсинг Аутсорсер полностью отвечает за: • выполнение работы; • возможность применения стандартных решений: • снижение стоимости услуг; • сокращение уровней управления
Вынесение за пределы организации взаимо­связанных функций (бизнес-процессов) Аутсорсинг бизнес-процессов • Децентрализация управления; • декапиталиэация; • реструктуризация бизнеса

В современных условиях выбор делается в большей степени в пользу дочерних организации, что диктуется по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, материнские компании имеют желание сохранить контроль над деятельностью обособившихся структур, но при этом предоставить им возможность развивать коммерческую деятельность с целью покрытия собственных затрат и максимизации прибыли посредством выполнения сторонних заказов. Во-вторых, дочерние организации продолжают оказывать привычные услуги подразделениям, формирующим «технологическое ядро бизнеса». В этом материнская компания преследует своей целью получение услуг по более низкой цене по сравнению с тем ее уровнем, который могут установить независимые организации. Дополнительный мотив кроется в отсутствии полного доверия к сторонним исполнителям, поскольку резко возрастает вероятность утечки конфиденциальной информации, потери контроля над технологической цепочкой.

Тем не менее, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Например, автомобильные компании Японии в настоящий момент занимаются фактически только проектированием, сборкой и реализацией продукции, а большая часть деталей и комплектующих производится сторонними, зачастую небольшими предприятиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: