Государственные закупки осуществляются для решения общенациональных задач, связанных с удовлетворением важнейших потребностей общества посредством выполнения государством организаторско-хозяйственных функций. Одной из таких функций является обеспечение поставок товаров, работ, услуг для государственных нужд, разграничиваемых по двум уровням потребностей: федеральный и региональный (субъектов РФ). Госзакупки базируются на двух составляющих: государственный заказ плюс конкурсная форма его размещения среди потенциальных исполнителей.
Задачи логистики государственных закупок:
*экономическое, административное, правовое регулирование рынка государственных закупок;
*формирование хозяйственных связей по поставкам общественных товаров и услуг, в том числе для реализации государственных программ инвестиционного характера;
*организация передвижения продукции от производителя к потребителю, в том числе в государственном секторе экономики, через систему государственных резервов и спецобеспечения;
|
|
*формирование и регулирование материальных запасов;
*создание специальной логистической инфрастструктуры рынка.
Приобретение товаров, выполнение работ и услуг для государственных нужд осуществляется через систему государственного заказа.
К основным видам государственных заказов относятся:
1)оборонный заказ. Формируется на основе положений военной доктрины РФ, федеральной программы производства вооружения и военной техники, мобилизационного плана, соглашений о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами.
2) Заказ на научные исследования. Формируется исходя из принятой социально-экономической стратегии, определяющей приоритетные направления развития науки и техники.
3) Северный завоз. Осуществление мер государственной поддержки экономико-социального развития районов Крайнего Севера, куда ввоз инвестиционных и жизненно необходимых ресурсов осложнен природно-климатическими условиями и неразвитостью транспортных коммуникаций.
4)Государственные резервы. Особый федеральный запас товарно-материальных ценностей, включая стратегические материалы, создание и поддержание которого является обязательным условием эффективности государственного управления.
5) Продовольственные фонды. Создаются путем закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения общественных потребностей и регулирования аграрного рынка.
Этапы государственного заказа:
1.формирование заказа
2.размещение заказа
3.исполнение заказа предприятием-производителем и посредниками.
|
|
Информационная составляющая логистики государственных закупок преобладает на этапе размещения, а в некоторой степени и исполнения государственного заказа. Ее основной задачей становится поиск эффективного исполнителя программы закупок, что достигается применением прокьюремента – системы методов, приемов, процедур проведения закупочной кампании посредством конкурсных торгов.
Учитывается тот факт, что интересам госзаказчика отвечает не только минимальная цена предложение, но и расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сроки доставки товаров, функциональные характеристики продукции, графики платежей и пр.
Освоение государственной логистики требует соответствующей системной организации. Сегодня соответствующие задачи решают дочерние компании ОАО ФКК Росконтракт, а также предприятия системы государственного резерва. В перспективе предполагается, что государственные закупки составят предмет деятельности специального уполномоченного органа – государственного логистического центра. Его функции должны отвечать требованиям рыночной экономики и соответствовать статусу высшего органа исполнительной власти.