Таким образом, достижение стратегических целей современного предприятия возможно только при интеграции функций логистики

Перевод экономики России на рыночные отношения диктует необходимость пересмотра существовавших при планово-административной системе хозяйствования принципов государственного управления размещением поставок продукции для федеральных государственных нужд. При выборе номенклатуры комплектующих и материалов при создании комплексов, систем, образцов техники должны решаться задачи:

удовлетворения потребностей всех государственных заказчиков в процессе эксплуатации, ремонта и технического обслуживания продукции меньшим количеством запасных частей, комплектующих изделий и материалов;

  • снижение затрат на закупку продукции на основе развития конкуренции среди поставщиков;
  • поддержка отечественных производителей и поставщиков продукции для государственных нужд;
  • сокращения закупок импортной продукции и расширения экспорта российской продукции;
  • оптимального перераспределения запасов предметов снабжения, находящихся на складах, между различными государственными заказчиками и регионами.

Одно из направлений по реформированию экономики России, прежде всего военно-промышленного комплекса, лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистики:?поставки-производство-складирование-транспортировка-сбыт? в рамках решения указанных задач.

Для достижения этих целей особое значение приобретает информационная интегрированнная логистическая поддержка, позволяющая на всех этапах жизненного цикла изделий эффективно управлять формированием и выполнением заказов. По-существу, речь идет о придании промышленности, транспортным системам страны новых качеств, которые призваны обеспечивать интеграцию работы государственного и частного сектора экономики на основе межотраслевой логистической координации.

При этом мы учитываем и мировой опыт применения интегрированной логистики. После Второй мировой войны логистика становится приоритетным направлением в функционировании не только ВПК США, Японии, стран Западной Европы, входящих в НАТО, но и предприятий гражданского сектора экономики. Наиболее важными новшествами в промышленности и военной сфере явился переход от управления организацией, ориентированного на определенный продукт или военную систему?род войск-оружие?, к управлению с ориентацией на функцию. Эта тенденция имела революционизирующий характер, как в промышленности, так и в сфере военного планирования.

Последствием ориентации на функцию является тенденция к большей централизации и координации в едином центре. Именно этому подходу мы обязаны возникновению современной экономики?золотого миллиарда?. На деловую активность и конкурентоспособность предприятий оказывает существенное влияние функциональная диверсификация, которая вырастает из внедрения технологических нововведений, которых так не хватает, прежде всего, российским промышленным предприятиям. Она принимает форму интеграции предприятий, занятых на последующих стадиях изготовления того или иного продукта в рамках одной отрасли, либо между предприятиями смежных отраслей.

В этом случае предприятия авиапромышленности будут заинтересованы не только в изготовлении авиационной техники, поставки ее по лизингу, но и в эффективной ее эксплуатации в авиакомпаниях. Наиболее существенной особенностью данного подхода является устранение традиционных функциональных структур в гражданских и военных ведомствах, деловых предприятиях и государственных унитарных предприятиях и замена их логистической функциональной диверсификацией. Динамика возможных изменений при применении горизонтальной, вертикальной и логистической интеграции представлена в таблице 1.

Метод управления, ориентированный на продукт, препятствует быстрому техническому прогрессу. Стратегическая политика компаний все в большей степени будет зависеть не от высокого качества выпускаемого в настоящее время продукта, а от внедрения нововведений на основе механизма интегрированной логистики. Решающим вопросом для любого предприятия отрасли будет поиск новых сфер деятельности. Это обязательно приведет к взаимодействию с предприятиями других отраслей.

В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по внедрению CALS-технологий, которые рассматриваются как инструмент организации и информационной поддержки всей цепочки участников по созданию, производству и реализации продукции на всех этапах жизненного цикла. Это позволяет сокращать издержки производства и эксплуатации, повышать уровень сервиса. Эффективное применение этого инструментария возможно на базе интегрированной логистической поддержки (ИЛП), являющейся?ядром? концепции CALS-технологий. С помощью ИЛП достигаются следующие цели:

  • обеспечение влияния на разработку и последующую оптимальную реализацию проекта;
  • планирование и оперативное уточнение выделяемых ресурсов;
  • поставка ресурсов;
  • обеспечение ресурсами с минимальными затратами в течение всего жизненного цикла.

Интегрированный процесс поставок обеспечивает выбор комплектующих, кодирование изделий и запчастей, планирование закупок (поставок), администрирование заказов и др. Системы ИЛП обеспечивают предприятия оперативной и аналитической информацией в электронной среде, что делает взаимодействие высокоэффективным. Задача по созданию механизма логистического управления поставками заключается в технологической интеграции предприятий в межотраслевом или межрегиональном разрезе. Центральное место в обновленном механизме управления должны занять логистические информационные технологии, призванные стать эффективным инструментом самораскручивания и обновления промышленных предприятий при активном участии органов государственного регулирования.

Таким образом, интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) - это информационно-организационное сопровождение послепроизводственных стадий ЖЦИ: закупка, поставка, внедрение в эксплуатацию, сервисное обслуживание, включая поставку запчастей. Цель ИЛП? постоянное совершенствование процессов во всех звеньях логистической цепочки, сокращение затрат и поддержание изделия (например, воздушного судна) в исправном состоянии.МО США на одном из семинаров в России представило 14 новых приоритетов технологических концепций. Среди них? разработка единой информационной системы логистики для вооруженных сил США и НАТО. Правительством РФ осуществляется комплекс мер по созданию программно-технической базы внедрения CALS? технологий в различных отраслыя промышленности (авиапромышленности, судостроении).

Министерству промышленности, науки и технологий совместно с Министерством транспорта и другими заинтересованными ведомствами в условиях реструктуризации органов государственного управления необходимо выработать эффективные механизмы управления поставками авиационной техники, запчастей и оказанию сервисных услуг на базе современных информационных технологий. Основу построения такого механизма мы видим в применении интегрированной логистики. При этом информационно-логистические центры должны играть стратегическую роль в функционировании отраслей, превратиться в аналитический инструмент управления и контроля?критических точек? межотраслевого взаимодействия.


Вопрос

На современном этапе развития логистики большое значение приобрела глобальная логистика.

Глобальная логистика — стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира в основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются:

o продолжающийся рост мировой экономики;

o новейшие технологии;

o развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

o новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов) реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков.

Движущие силы глобализации

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

В глобальной логистике используются четыре концептуальные факторы: позиционирование, интеграция, гибкость, измеримость.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологи для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах.

Гибкость — третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.


Вопрос


Вопрос

Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.


Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.

Фундаментальными концепциями в логистике являются:


· информационная;

· маркетинговая;

· интегральная.


Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.

Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками МР, а также производства и поставок ГП потребителям. В этих модулях КИС решаются и конкретные задачи оптимизации, например определения оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции, оптимизации производственных мощностей и работы подъемно-транспортного оборудования и др. В то же время ЛС, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.

В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:


1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2. Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения.

3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.


Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как

- RP (Requirements/Resourse planning) - планирование потребностей/ресурсов;

- JIT (Just-in-time) - точно в срок;

- LP (Lean Production) - «плоское» производство.

Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5—7 лет, можно указать следующие:

- Supply chain management (SCM) — «управление цепью (цепями) поставок»;

- Time-based logistics — «логистика в реальном масштабе времени»;

- Value added logistics — «логистика добавленной стоимости»;

- E-logistics — «Электронная логистика»;

- Virtual logistics — «Виртуальная логистика».


Вопрос

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: