Понятие, виды и особенности грузов. Транспортная характеристика грузов. Коэффициент использования грузоподъемности

Транспортная система – форма организации транспортного процесса, когда во всех звеньях этого процесса, на основе эффективного использования транспортных средств, перегрузочного, складского оборудования, информационных технологий обеспечивается максимально возможная скоростная доставка груза от грузоотправителя до грузополучателя с оптимальными издержками.

Все продукты промышленности и сельского хозяйства называются товарами.

Товары с момента их сдачи на транспорт для доставки по назначению называются грузами.

К транспортной характеристике груза относятся не только физико-химические свойства груза, его масса, объем, восприимчивость к атмосферным явлениям, влияние на окружающую среду, степень опасности и т. д., но и вид упаковки, ее качество, габаритные размеры и т. д.Транспортные характеристики грузов должны учитываться при выборе оптимальных способов доставки и разработки технологических процессов переработки грузов. В процессе перевозки и хранения во многих грузах под действием различных внешних факторов — механических, климатических, биологических — происходят количественные и качественные изменения, которые необходимо учитывать при разработке условий хранения и транспортировки грузов. Грузы, поступающие на транспорт, подразделяются на три группы: сырье, полуфабрикаты и фабрикаты (готовая продукция).

Классификация грузов, грузоперевозчиками, осуществляется по разным признакам. Грузы могут различаться своей принадлежностью к той или иной отрасли хозяйства. Также различают грузы по назначению – сырье, готовая продукция, топливо, товары бытовой химии, бытовая техника, скоропортящиеся и опасные грузы и т.д., по видам подвижного состава и по транспортным признакам, таким как объемность, габаритность, громоздкость и т.д. Часто один и тот же груз может классифицироваться по-разному в зависимости от выбранного признака. Классификацию грузов по признакам с целью разработки общих по группам условий перевозок и хранения называют транспортной. Транспортная классификация грузов выглядит следующим образом:

Генеральные грузы - груз, кот может быть пересчитан, т.е. груз, упакованный в тару, или штучный груз. В том числе: ящики, мешки, бочки, тюки, контейнеры. Г.г. перевозится обычно сборными партиями, для кот составляется грузовой список. Г.г. должен быть подготовлен к перевозке, приведен в транспортабельное состояние. (металлоконструкции, железобетонные изделия и конструкции, контейнеры и т.д.) Опасные грузы. К опасным грузам относятся предметы или вещества, транспортировка которых чревата нанесением вреда здоровью людей, окружающей среде, а также порчей имущества. Существует специальный список опасных товаров – IATА Dangerous Goods Regulations. Опасные грузы занимают особое место в классификации грузов, т.к. их тран-спортировка связана с риском и должна производиться с соблюдением строжайших мер безопасности. Существует ряд правил и требований не только непосредственно к самой перевозке таких грузов, но и к подвижному составу, оборудованию грузовых автомобилей, перевозящих такие грузы, и наличию специально подготовленного экспедитора. Скоропортящиеся грузы. К ним относятся грузы, требующие особых условий хранения (уровень влажности, температурный режим) и сроков доставки, иначе при перевозке они придут в негодность или потеряют свои ценные качества. Негабаритные и сверхтяжелые грузы. Такие грузы обладают нестандартными размерами, весом, объемом и т.д. зачастую такой груз невозможно перевезти стандартными способами. специальные транспортные средства и придумывать специальные способы, разрабатывать особые маршруты их перевозки. (жилой дом, бурильная установка и т.д.) Наливные и навалочные грузы - требуют специализированного подвижного состава и складов. Живые грузы. (рогатый скот, домашняя птица и др с/х животные). Способы погрузки и выгрузки зависят от таких факторов как тип груза и способ его упаковки.

Погрузка и разгрузка штучных грузов. Штучные грузы имеют габаритные размеры, массу и форму. Штучный груз можно подсчитать по количеству - мешков, бутылок, ящиков, коробок, тюков и т.д. К штучным грузам относится большинство продовольственных и промышленных товаров.

1.Ручная погрузка. При ручном способе штучный товар загружается по малогабаритным единицам (коробкам, ящикам, пакет, мешкам и т.д.). Этот способ позволяет макс. исполь-зовать объем транс. средства, что снижает транспорт издержки (макс количество товара размещается на мин площади). Ручная погрузка используется в случае грузоперевозки большого ассортимента разнокалиберных товаров, кот сложно разместить на паллетах. Кроме того, при ручной погрузке снижаются расходы на сепарацию (закрепление) груза.

2.Паллетная погрузка. Паллетный способ погрузки применяется, когда есть возможность разместить штучный груз на стандартные и нестандартные поддоны. Это позволяет применять при погрузке и выгрузке различные механизированные средства. В отличие от ручного способа при паллетном резко сокращается срок погрузочно-разгрузочных работ. Также использование паллетного способа погрузки упрощает учет перевозимой продукции, уменьшаются риски, связанные с чел.фактором и сокращает штат персонала.

Транспортировка - ключевая логистическая активность (функция), связ с перемещением материальных, тудовых, инф-х, и финан-х ресурсов из места происхождения в место потребления.

Унимодальная (одновидовая) перевозка осуществляется одним видом транспорта.

Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: ж/д – авто, речным – авто, морским – ж/д и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на 
другой вид транспорта.

Комбинированная перевозка - использование более двух видов транспорта.

Интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования – независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ». Под мультимодальными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэропорт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одной и той же фирме экспресс – почты). При мультимодальной перевозке грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть экспедиторская фирма, кот, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями.

Грузоподъемность = Qгр / Qтран, т.е. масса груза / грузоподъемность т.с.

Классы грузоподъемности:

1. – 100% - занимает Т.с. полностью (насыпные), 2. – 71-99% (мешки), 3. – 51-70% (товары широкого потребления), 4 класс – менее 50% грузоподъемности (грузы с большим объемом, но малым весом)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: