Одним из основных показателей маневренности является габаритная полоса движения – полоса, занимаемая автомобилем при движении. Наибольшую полосу будет занимать автомобиль при выполнении поворота с минимально возможным радиусом R , измеряемым по следу внешнего управляемого колеса (исходные данные), рис. 2.6.
На криволинейных участках дорог:
ГПД = Rн – Rвн, (2.11)
где Rн – наружный, габаритный радиус, либо принимается по исходным данным, либо рассчитывается по формуле (6.2):
, м (2.12)
где L – база автомобиля, м (из исходных данных); L1 – передний свес, м (из исходных данных); п – максимальный угол поворота внешнего управляемого колеса, град. п определяется из формулы (6.3) для минимально возможного радиуса поворота R :
, м (2.13)
Рис. 2.6. Показатели маневренности автопоездов при круговом движении.
Rвн – внутренний, габаритный радиус, определяется по формуле (6.4), м:
,м. (2.14)
Задаваясь значениями угла поворота внешнего управляемого колеса от 0,1 до п провести расчет ГПД и результаты занести в таблицу 6.1.
Таблица 2.6 – Показатели расчета
Пара-метры | Размер-ность | Значения параметров | ||||||
Ө | рад | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
ГПД | м |
Дополнительное задание:
Определить максимальную величину ГПД и рассчитать, на сколько процентов она превышает габаритную ширину автомобиля.