Раздел: строение, свойства и функции белков

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Учебное пособие

Ярославль, 2012

УДК 612.015

ББК 28.9

Задания для самоподготовки и контроля знаний по биологической химии. Учебное пособие (под редакцией профессора П.П.Потапова). Ярославль, 2012.- 152 с.

Авторы:

Потапов Павел Петрович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой биологической и общей химии ЯГМА,

Ершиков Сергей Михайлович, канд. мед наук, доцент кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Стельмах Анна Юрьевна, канд. биол. наук, ст. преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА

Ганин Юрий Анатольевич, канд. мед. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА,

Мазепина Лариса Сергеевна, канд. фарм. наук, преподаватель кафедры биологической и общей химии ЯГМА

Рецензенты:

Маслюков Петр Михайлович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии с биофизикой ЯГМА

Михайлов Вадим Петрович, доктор мед. наук, профессор, зав. кафедрой патологической физиологии ЯГМА

Аннотация: В учебном пособии представлены вопросы и задания в тестовой форме, используемые при текущем и рубежном контроле знаний студентов лечебного и педиатрического факультетов по темам, изучаемым в осеннем семестре по дисциплине «Биологическая химия». Вопросы сформулированы в том виде, как они формулируются в контрольных работах, используемых на занятиях. В конце пособия приведены эталоны ответов на задания в тестовой форме. Пособие может быть использовано при самостоятельной работе в процессе подготовки к занятиям и при самопроверке знаний.

Разрешено к печати Центральным координационно-методическим советом ЯГМА, протокол №_____ от «___» ______________ 2012 года

©ГБОУ ВПО ЯГМА, 2012

© П.П. Потапов, С.М. Ершиков, А.Ю. Стельмах, Ю.А. Ганин, Л.С. Мазепина, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..4

Структура пособия ……………………………………….…………………………5

Раздел «Строение, свойства и функции белков» …………………………….......6

Тема «Строение и свойства аминокислот. Пептидная связь» ……………….......6

Тема «Уровни структурной организации белков. Функции белков. Методы разделения белков» ………………………………………………………………....7

Тема «Сложные белки. Структура и функции миоглобина и гемоглобина» ….10

Раздел «Строение и биологическая роль нуклеиновых кислот. Матричные синтезы»…………………………………………………………………………….14

Тема «Строение и биологическая роль нуклеотидов и нуклеиновых кислот»...14

Тема «Матричные синтезы. Репликация ДНК и транскрипция»…………….….15

Тема «Матричные синтезы. Биосинтез белка и его регуляция»…………….….17

Итоговое занятие «Строение, свойства и функции белков. Нуклеиновые кислоты» ……………………………….……………………………………..….…20

Раздел «Ферменты» …………………………………………………………….…37

Тема «Строение, свойства и классификация ферментов. Определение активности ферментов ………………………………………………………….…37

Тема «Структурно-функциональная организация ферментов. Регуляция активности ферментов ……………………………………………………………44

Раздел «Биохимия питания и пищеварения» …………………………………...49

Тема «Компоненты пищевого рациона. Коферментные функции водорастворимых витаминов. Биологическая роль жирорастворимых витаминов.» ………………………………………………………………………..49

Тема «Переваривание и всасывание белков, липидов и углеводов» …………..55

Итоговое занятие «Ферменты. Биохимия питания и пищеварения» ………...61

Раздел «Энергетический обмен и общий путь катаболизма» …………………78

Тема «Метаболизм. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цикл трикарбоновых кислот»……………………………………………………............78

Тема «Митохондриальная дыхательная цепь. Окислительное фосфорилирование. Микросомальное окисление» ……………………………..87

Раздел «Обмен и функции углеводов» ………………………………………….94

Тема «Строение углеводов. Анаэробный распад глюкозы» …………………...94

Теме «Аэробное окисление углеводов – основной источник доноров водорода для дыхательной цепи и генерирования АТФ. Апотомический распад углеводов» ………………………………………………………………………...101

Тема «Глюконеогенез. Обмен гликогена. ………………………..……………..106

Итоговое занятие «Общие пути катаболизма. Энергетический обмен.

Обмен и функции углеводов» …..……………………………………………….111

Тема «Строение и функции биологических мембран. Липиды мембран. Механизмы транспорта веществ через мембраны» ….………………………..139

Эталоны ответов ………………………………………………………………….146

Правила сдачи отработок по биохимии ………………………………………...151

Литература…………………………………………………………………………152

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель изучения дисциплины «БИОХИМИЯ» в медицинском вузе состоит в том, чтобы овладеть знаниями о молекулярных механизмахфизиологических функций организма человека, об их нарушениях при патологических состояниях, об основных закономерностях метаболических процессов, определяющих состояние здоровья и адаптации человека к изменениям внешней и внутренней среды; а также в том, чтобы научиться понимать и обосновывать биохимические механизмы, лежащие в основе диагностики, предупреждения и лечения заболеваний,

Изучение биохимии направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способность и готовность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способность и готовность определять молекулярные механизмы, лежащие в основе проблем профессиональной деятельности, использовать для их решения биохимические знания при диагностике, лечении и предупреждении заболеваний, определять молекулярные механизмы, лежащие в основе развития патологических процессов (ПК -2);

- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК- 3);

- способность и готовность к интерпретации результатов биохимических анализов при постановке диагноза и лечении заболеваний на основании знаний о биохимических основах процессов жизнедеятельности как взрослого, так и детского организма (ПК-20).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Ø правила работы и техники безопасности в биохимических, лабораториях;

Ø молекулярные механизмы процессов, происходящих в организме и возможные причины их нарушений;

Ø строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения;

Ø механизмы передачи и реализации генетической информации при синтезе ДНК, РНК, белков;

Ø принципы и значение лабораторных методов диагностики заболеваний;

Ø роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ и в передаче гормональных сигналов внутрь клеток;

Ø механизмы извлечения и использования энергии организмом;

Ø биологические функции витаминов и их производных;

Ø биологические функции гормонов, регулирующих обмен веществ;

Уметь:

Ø анализировать состояние организма человека, используя знания о биохимических процессах, лежащих в основе жизнедеятельности;

Ø прогнозировать возможности развития заболеваний, их течения, используя знания о биохимических механизмах их развития;

Ø прогнозировать влияние заболеваний на процессы обмена веществ;

Ø интерпретировать результаты биохимических анализов биологических жидкостей (крови, мочи);

Владеть:

Ø методами предупреждения заболеваний, с использованием знаний о молекулярных механизмах их развития;

Ø навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических методов обследования пациентов;

Ø теоретическими навыками, объясняющими молекулярные механизмы развития и лечения заболеваний и на этой основе применять передовые технологии обследования и лечения больного.

СТРУКТУРА ПОСОБИЯ

В сборнике представлены вопросы, используемые при текущем и рубежном контроле знаний студентов по темам, изучаемым в осеннем семестре по дисциплине «Биологическая химия». В конце сборника имеются эталоны ответов по тестовым заданиям закрытого типа. Фактически это учебное пособие содержит информацию о том, что должен усвоить студент при изучении биохимии в осеннем семестре. Последовательность представления вопросов по темам соответствует порядку изучения разделов курса биологической химии.

Для заданий открытого типа, используемых при текущем контроле, указана «стоимость» правильного ответа в баллах (от 3 до 5). Все вопросы закрытого типа оцениваются в 1 балл. Обычно при текущем контроле используются билеты, содержащие 2 задания открытого типа и 2-3 задания закрытого типа. При рубежном контроле на итоговых занятиях используются билеты, содержащие 3-5 вопросов открытого типа («стоимость» 5-7 баллов) и 15-30 вопросов закрытого типа (тестов). Вопросы в сборнике сформулированы так, как они сформулированы в контрольных работах. Однако последовательность ответов (правильных и неправильных) в заданиях закрытого типа (тестах) изменена.

Сборник может быть использован в процессе подготовки к занятиям и при самопроверке знаний. При самоподготовке лучше сначала ознакомиться с содержанием контрольных заданий, далее изучить материал по лекциям, учебнику и другим учебным пособиям, а затем попытаться ответить на контрольные вопросы, предлагаемые по данной теме. Необходимая литература представлена в конце сборника. Учебное пособие соответствует рабочей программе на 2012-2013 учебный год. В последующие годы возможны незначительные изменения содержания контрольных заданий и последовательности изучения различных тем курса биохимии.

Раздел: СТРОЕНИЕ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ БЕЛКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: