Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле - ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости спроса:
Порядок проведения анализа XYZ;
Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента.
Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации.
Построения кривой XYZ
Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z
Методические указания к выполнению задания
Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v). Результат внести в графу 4 формы 2:
где — i-е значение спроса по оцениваемой позиции;
— среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
n — число кварталов, за которые произведена оценка.
2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 9 и 10 формы 2.
3. На миллиметровой бумаге построить - кривую XYZ (рис. 2).
4. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, Y и Z.
В общем случае выбор алгоритма разделения рекомендуется осуществлять с учетом замечания, сделанного в скобках к пункту 4 задания 1.
В рамках данной задачи алгоритм разделения предлагается в табл. 6.
Таблица 6. Предлагаемый алгоритм разделения ассортимента на группы X, Y и Z
Группа | Интервал |
Х | 0 ≤ v < 10% |
Y | 10% ≤ v < 25% |
Z | 25% ≤ v < 100% |
5. Построить матрицу ABC-XYZ и выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля при формировании ассортимента.
Решение заданий 1 и 2 (табл. 3.7, 3.8, 3.9).
Коэффициент вариации спроса, % (данные графы 10 табл. 2) | |
Позиции ассортимента, в порядке убывания доли в % к общему количеству позиций ассортимента (данные графы 9 табл. 2 ) |
Рис. 2 Кривая XYZ анализа
Таблица 7 - Анализ АВС
Первичные данные | Упорядоченный список | Группа | |||||
№ по-зи-ции | средний размер позиции, руб. | ее доля в ассор-тименте % | № по-зиции | средняя стоимость позиции, руб. | ее доля в ассор- тименте, % | ранжиро- ванный долевой ряд,% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 |
Продолжение таблицы 7
Первичные данные | Упорядоченный список | Группа | |||||
№ по-зи-ции | средний размер позиции, руб. | ее доля в ассор-тименте % | № по-зиции | средняя стоимость позиции, руб. | ее доля в ассор- тименте, % | ранжиро- ванный долевой ряд,% | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | 7 | 8 |
Таблица 8 - Анализ XYZ
№ позиции | Объем реализации за год, руб. | Средняя реализация за квартал, руб. | Числитель подкоренного выражения | Подкоренное выражение | Значение корня | Значение дроби | Значение коэффициента вариации, % | Упорядоченный список (по коэффи- циенту вариации) | Группа | ||
Коэффициент вариации | № пози- ции | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
Продолжение таблицы 8
№ позиции | Объем реализации за год, руб. | Средняя реализация за квартал, руб. | Числитель подкоренного выражения | Подкоренное выражение | Значение корня | Значение дроби | Значение коэффициента вариации, % | Упорядоченный список (по коэффи- циенту вариации) | Группа | ||
Коэффициент вариации | № пози- ции | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |