Правовые основы государственного управления в области осуществления мониторинга земель

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, равно как и государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра, является полномочием РФ. Согласно установленным требованиям государственный мониторинг земель - это система упорядоченных научно обоснованных действий по наблюдению за состоянием земель. В данном случае имеется в виду наблюдение за качественным состоянием земель в РФ как природного ресурса.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в РФ вне зависимости от установленных категорий и права собственности.

При осуществлении мониторинга земель следует обратить внимание на то, что рядом федеральных законов в свое время были установлены особые нормы мониторинга земель отдельных категорий.

Так, ст. 21 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" установлено, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.

Поскольку основной задачей мониторинга земель является отслеживание качества земли как природного объекта, действия по осуществлению мониторинга земель должны быть сопоставлены с мониторингом окружающей среды в целом.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Однако в отличие от государственного мониторинга земель государственный мониторинг окружающей среды осуществляется не только органами государственной власти РФ, но и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

При этом государственный экологический мониторинг осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

В целом мониторинг земель в РФ проводится для получения достоверной информации о качественном состоянии земель. Информация, полученная в результате мониторинга, по общему представлению не требует дополнительных доказательств и служит основой для осуществления иных функций государства по управлению земельными ресурсами.

При этом данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ.

Также данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Так, в частности, согласно Правилам использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведения на них мелиоративных и культуртехнических работ, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 112, данные мониторинга используются для целей установления факта и причин загрязнения, определения местоположения и площади загрязненных земель, уровней химического и (или) радиоактивного загрязнения и показателей неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, обусловленного загрязнением.

Также с учетом данных мониторинга земель осуществляется подготовка предложений по консервации земель на основанииПоложения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830.

Действия по мониторингу подразделяются на федеральные, региональные и местные. Мониторинг подразделяется, таким образом, не в зависимости от полномочий, а от той задачи, которая ставится перед мониторингом и от того, на какой территории он проводится. В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления, не обладая полномочиями в области государственного мониторинга земель, могут принимать региональные (межмуниципальные) и местные программы, решающие задачи мониторинга.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель согласно ЗК устанавливается Правительством РФ, а именно на основании постановления Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846 "Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель".

Экологический мониторинг осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)".

В соответствии с Положением "О порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ", утвержденнымПриказом МПР РФ от 21 мая 2001 г. N 433, Министерство природных ресурсов РФ осуществляет организацию работ по государственному мониторингу состояния недр во взаимодействии с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

При этом по вопросам ведения государственного мониторинга состояния недр МПР РФ в пределах компетенции взаимодействует с Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости по вопросам ведения государственного мониторинга земель, государственного земельного кадастра, землеустройства в части сведений о границах и площадях земельных участков, их правовом положении, состоянии и использовании.

Положением установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, его территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В то же время исходя из положений ЗК, согласно которым полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области мониторинга ограничены утверждением и реализацией соответствующих программ, следует исходить из того, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют сбор и обработку данных мониторинга земель в рамках реализации указанных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: