Что мы проектируем?

Основные положения проектирования информационных систем и технологий

Что такое проектирование?

Обратившись к Новой философской энциклопедии [15] мы найдем там следующее определение проектирования:

Проектирование – один из основных (наряду с инженерной деятельностью) способов создания техники и других изделий и сооружений.

Исторически проектирование возникает внутри сферы «изготовления» (домостроения, кораблестроения, изготовления машин, градостроения и т.д.). Это была часть работы, связанная с расчетами и изображением на чертежах внешнего вида, строения и функционирования будущего изделия (дома, корабля, машины). Проектирование становится самостоятельной сферой деятельности, когда происходит разделение труда между архитектором (конструктором, расчетчиком, чертежником) и собственно изготовителем (строителем, машиностроителем).

Исходя из того, что проектирование является самостоятельной сферой деятельности, уточним определение проектирования.

Проектирование — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект.

Проектирование ПО является частным случаем Проектирования продуктов и процессов.

Проектирование программного обеспечения — процесс создания проекта программного обеспечения (ПО), а также дисциплина, изучающая методы проектирования.

Целью проектирования является определение внутренних свойств системы и детализации её внешних (видимых) свойств на основе выданных заказчиком требований к ПО (исходные условия задачи).

Что мы проектируем?

Вопрос, вынесенный в заглавие раздела, определяет дальнейшее содержание изучаемого курса. Для ответа на него дадим основные определения и рассмотрим различие между информационной системой предприятия и системой программного обеспечения (ПО), разрабатываемого для этой системы.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования.

Приведем одно из определений информационной системы, получившее наиболее широкое распространение и приведенное, например, в учебнике [12].

Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей.

Исторически первыми видами информационных систем являются архивы и библиотеки. Им присущи вес атрибуты информационной системы. Они обеспечивают в какой-либо предметной области сбор данных, их представление и хранение в определенной форме (книго-, архивохранилища, каталоги и т. д.), в них определяется порядок использования информационных фондов (т. е. определены абоненты, режимы и способы выдачи информации — абонементы, читальные залы и т. п.).

Современное понимание информационной системы предполагает использование средств вычислительной техники в качестве основных технических средства переработки информации. Информационная система обеспечивает формирование и управление информацией в интересах людей. Часть этой информации генерируется автоматически компьютерными системами. Другая информация вводится людьми вручную, поэтому техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Опыт, практика создания и использования автоматизированных информационных систем в различных сферах деятельности позволяет дать более широкое и универсальное определение, которое полнее отражает все аспекты их сущности.

Под информационной системой в дальнейшем понимается организованная совокупность программно-технических и других вспомогательных средств, технологических процессов и функционально-определенных групп работников, обеспечивающих сбор, представление и накопление информационных ресурсов в определенной предметной области, поиск и выдачу сведений, необходимых для удовлетворения информационных потребностей установленного контингента пользователей — абонентов системы.

Другими словами, информационные системы — социальные системы, которые включают и используют ПО и другие компоненты в интересах предприятия.

Можно выделить следующие компоненты информационной системы:

• люди;

• данные/информация;

• процедуры;

• ПО;

• аппаратное обеспечение;

• линии связи.

Системы ПО, разработке и проектированию которых посвящена основная часть изучаемого курса, просто является частью намного большей информационной системы предприятия. Это означает, что разработка системы ПО является только частью (хотя и фундаментальной) разработки информационной системы предприятия. Л. Мацяшек [11] приводит диаграмму Венна, представленную на рис. 1.1, которая демонстрирует включение системы ПО в информационную систему предприятия. Она показывает также, что информационная система предприятия является компонентом предприятия как целого, и что предприятие является частью бизнес-среды.

Информационная система
Система ПО
Предприятие

Рисунок 1.1. Диаграмма Венна

(включение системы ПО в информационную систему предприятия)

Различие между процессом создания и эксплуатации ПО, с одной стороны, и бизнес-процессом, с другой, определяется и связано с продуктом или сервисом, которые ожидается получить от этих процессов. Результат процесса создания и эксплуатации ПО — ПО. Результат бизнес-процесса — бизнес.

Имеются четкие отношения между ПО и бизнесом. ПО — потенциально главный вкладчик в бизнес-успех. ПО — часть бизнеса, но не наоборот. Фактически это отношение старшинства было отображено на рис. 1.1. Предприятие на рис. 1.1 — это другой термин для бизнеса. Цель функционирования предприятия состоит в том, чтобы сформировать цепочку создания ценностей, которая обеспечивает реализацию бизнес-назначения, задач и целей.

Различие между процессом создания, эксплуатации ПО и бизнес-процессом сродни различию между эффективностью процесса и результативностью.

Эффективность (efficiency) означает делать что-то правильно. Результативность (effectiveness) означает делать правильную вещь. В организационных терминах результативность подразумевает достижение бизнес-назначения, задач и целей. Все они — то, что нужно получить как результат процесса стратегического планирования, проводимого на предприятии. Частью стратегического планирования является бизнес-моделирование. Следовательно, целью бизнес-процесса является обеспечение результативности.

В противоположность этому процесс создания и эксплуатации ПО должен обеспечить эффективность. Следовательно, возможна ситуация, когда процесс создания и эксплуатации ПО даст очень эффективный программный продукт или сервис, который будет нерезультативен для бизнеса. В лучшем случае нерезультативность может означать нейтральный результат с точки зрения бизнеса. В худшем случае это может сделать бизнес уязвимым для конкурентов и даже привести к банкротству.

Поэтому ясно, что процесс создания и эксплуатации ПО является характерной частью бизнес-процесса, жизненно важной для успеха предприятия.

Чтобы обеспечить результативность наряду с эффективностью, процесс создания и эксплуатации ПО должен быть составной частью бизнес-процесса.

В конце концов, решение разрабатывать ли программный продукт или сервис в первую очередь будет результатом стратегического планирования и бизнес-моделирования.

Процесс программной инженерии устанавливает соответствие ПО и бизнес-процессов. С одной стороны, разработка ПО все более и более внедряется в среду бизнес-моделирования.

С другой стороны, разработка ПО предназначена для поставки программных продуктов и сервисов, увеличивая для предприятия стоимость бизнеса. Это имеет отношение к трем уровням управления, которые бизнес-процессы обслуживают: оперативный, тактический и стратегический.

Помещение разработки ПО в среду бизнес-моделирования означает, что процесс создания и эксплуатации ПО получен из более широкой бизнес-модели, и он старается поддерживать и реализовывать конкретный бизнес-процесс в этой модели. Отсюда следует, что программный продукт/сервис не может быть только информационным сервисом. Он должен также реализовывать бизнес-операции или содействовать им. Проект информационной системы должен или явно определить бизнес-процесс, который он обслуживает, или, что лучше, он должен быть частью системы управления знаниями.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение проектирования.

2. Дайте определение проектирования программного обеспечения.

3. Дайте определение системы.

4. Дайте определение информационной системы.

5. Какие компоненты информационной системы можно выделить?

6. В чем различие между процессом создания и эксплуатации ПО и бизнес-процессом?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: