КАГАН Моисей Самойлович
ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА
Компьютерный набор и макетирование
М. Г. Копелевич, В. С. Лезина, Е. Н. Маликова
Корректор Н. Б. Старостина
Лицензия ЛР № 061171 от 12 ма^ 1992 г. Сдано в набор 12.04.96. Подписано в печать 16.01.97. Формат 60x90 /16. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. печ. л. 34. Тираж 3 000. Заказ № 32.
ТОО ТК «Петрополис». 190121, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 7 «Г», тел./факс 113-71-29.
Отпечатано с оригинал-макета в ГПППЗ, 191104 С-Пб., Литейный пр., ххх
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1-я, вводная: О принципах построения современной эстетической теории
1. К истории данного курса лекций............ 11
2. О философских основаниях эстетической науки 17
3. О принципах построения настоящего курса.... 21
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАУКИ. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭСТЕТИКИ
Лекция 2-я: Эстетическое сознание, эстетическая мысль, эстетическая теория, эстетическая наука
1. О содержании понятия «эстетика».......... 25
2. Зарождение и становление эстетической мысли 27
|
|
3. Эстетика как философская наука............ 33
4. О типах и формах эстетической рефлексии.... 42
Лекция 3-я: Методологическая программа системно-синергетического исследования
1. Общая характеристика системного мышления.. 50
2. Предметная (субстратно-структурная) плоскость системного исследования................... 54
3. Исследование внешнего и внутреннего функционирования системы … 59
4. Историческая (генетически-прогностическая) плоскость системно-синергетического исследования.... 61
Лекция 4-я: Философско-онтологические основания эстетической теории
1. О бытии и небытии...................... 67
2. Природа и общество в системе бытия........ 70
3. Человек как системное единство природы и общества... 73
4. Культура как способ связи человека с природой и обществом.... 75
Лекция 5-я: Философско-антропологический контекст эстетической теории
1. Homo agens — человек деятельный.......... 78
2. Практика и духовность в деятельности человека 80
3. Строение человеческой деятельности........ 83
4. Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности...................... 91
Лекция 6-я: Философско-культурологический контекст эстетической теории
1. Человек как творец культуры............... 95
2. Процессы опредмечивания и общения....... 97
3. Предметное бытие культуры............... 101
4. Процессы распредмечивания и общения...... 102
5. Человек как творение культуры, превращающееся в ее творца... 106
6. Место и функции философии и искусства в культуре... 107
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МИР ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Лекция 7-я: Эстетическое отношение
1. О происхождении эстетического чувства...... 111
2. Эстетическое отношение как вид ценностного сознания.... 117
|
|
3. Содержательная форма как носитель эстетической ценности... 124
Лекция 8-я: Эстетическое отношение (продолжение)
1. Эстетическая ситуация................... 130
2. Эмоционально-оценочная природа эстетического отношения... 132
3. Эстетическое как соотношение реальности и идеала... 135
4. Эстетосфера культуры как аксиологическая система... 139
Лекция 9-я: Анализ основных эстетических ценностей
1. Прекрасное и безобразное................. 146
2. Возвышенное и низменное................ 154
3. Поэтическое и прозаическое............... 161
Лекция 10-я: Анализ основных эстетических ценностей (продолжение)
1. Сущность трагического и его основные формы. 168
2. Комическое и его модификации............ 175
3. Историческая динамика системы эстетических ценностей.... 180
Лекция 11-я: Эстетическая культура общества, ее строение и функционирование
1. Общая характеристика эстетической культуры.. 185
2. Эстетический вкус как инструмент культуры... 187
3. Роль эстетической установки в человеческой деятельности.... 190
4. Эстетические ценности предметного бытия культуры.... 192
5. Формирование эстетического сознания, эстетическое воспитание и самовоспитание.......... 198
Лекция 12-я: Диалектика взаимоотношений эстетического и художественного
1. Краткое историографическое введение....... 201
2. Взаимосвязь эстетического и художественного в деятельности сознания.................... 203
3. Эстетический потенциал практической деятельности и художественная деятельность.......... 205
4. Взаимосвязь эстетического и художественного в процессе формирования личности........... 209