Тема 1. Введение. Характеристика логистики

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»
(ФГБОУ ВПО «ТГТУ»)

Курс лекций

Учебной дисциплины

Логистика

(наименование дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом подготовки)

Для студентов, обучающихся по специальности:

080502.65-Экономика и управление на предприятии

(шифр и наименование образовательной программы)

Специализация:

(наименование специализации)

Форма обучения:

Очная

Составитель:

кафедра «Менеджмент»_______________

(наименование кафедры)

К.э.н., доцент Попова Марина Константиновна

(должность, фамилия, имя, отчество составителя программы)

Тамбов 2014

Тема 1. Введение. Характеристика логистики.

Понятие, задачи логистики, производственного цикла. Традиционная и логистическая концепции организации производства.

Качественная и количественная гибкость производственных систем.

Логистика — часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Современное производство обладает количественной и качественной гибкостью. Это является необходимым в условиях рыночной экономики, когда имеет место «диктат покупателя». В таких условиях необходимо оперативно и адекватно реагировать на поступающие заказы. Это значит, что производство должно обладать способностью быстро и в широких пределах изменять объемы и ассортимент выпускаемой продукции. В течение длительного времени традиционная производственно-сбытовая деятельность базировалась на том, что колебания спроса на продукцию того или иного производства демпфировались запасами этой продукции. Производство работало в собственном ритме, и запасы готовой продукции создавались, по существу, «на всякий случай». Недостатки такой организации работы очевидны. Помимо омертвления значительных средств в виде создания пока что невостребованных запасов, возникают издержки на их хранение и, следовательно, увеличивается стоимость продукции. Кроме того, создание товарных запасов ограничивает возможности фирмы в удовлетворении запросов, касающихся нового ассортимента или выражающихся в изменении требований к качеству товаров. Фирма становится консервативной, и ее возможности расширения круга клиентуры и овладения новыми рынками оказываются ограниченными. В конечном счете это затрудняет (если не исключает полностью) проведение эффективной и выгодной ценовой и технической политики.

Поэтому современной тенденцией является обеспечение соответствия колебаниям спроса на ассортимент и качество продукции за счет соответствующих управляемых изменений производственных мощностей. Качественная гибкость – возможность изменения ассортимента выпускаемой продукции за счет расширения универсализации квалификации производственного персонала, а также за счет применения гибких переналаживаемых производственных систем, подобных описанным выше.

Количественная гибкость – возможность адекватного повышения объемов производства путем создания внутренних резервов рабочей силы и производственных мощностей, включая резервы оборудования.

Логистическое управление – это реализация качественной и количественной гибкости, которыми должно обладать современное производство.

Организация и управление производством в соответствии с традиционной концепцией стремятся к поддержанию высокой степени использования оборудования и к снижению производственных затрат. За соответствующими показателями во время всего производственного цикла осуществляется текущий контроль. На основании результатов контроля этих показателей осуществляются те или иные управленческие мероприятия.

Логистические принципы управления производством – это соотнесение названных показа-телей с эффективностью, полученной от реализации продукции. Иными словами, учитываются ассортимент, объемы и сроки реализации и достижимые при этом цены. Управленческие мероприятия осуществляются с учетом подобных сопоставлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: