Сервисные потоки представляют собой потоки услуг (то-
вара особого вида), генерируемые логистической системой
или ее звеном с целью удовлетворения спроса внешних или
внутренних потребителей.
Сервис — это система обеспечения, позволяющая поку-
пателю и/или потребителю выбрать оптимальный вариант
приобретения и потребления товара. Наряду с этим работу
по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд,
также принято называть сервисом или обслуживанием. Сер-
вис неразрывно связан с процессом продажи и представляет
собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, по-
ставки покупки и дальнейшего обслуживания продукции.
Услуга — это действия юридического или физического
лица, приносящее пользу, помощь другому лицу или фирме.
Сервисная логистика — это раздел логистики, в котором
изучается оптимизация потоков услуг, предоставляемых
предприятиями потребителям, оказываемых друг другу
партнерами по логистической цепи, а также внутрифир-
менных потоков.
|
|
Зарубежные авторы, обсуждая проблемы сервисной логи-
стики, пользуются термином «логистика сервисного откли-
ка» (service response logistics). Под ним они понимают про-
цесс координации логистических операций, необходимых
для оказания услуг наиболее эффективным способом с точ-
ки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.
Цель сервисной логистики — управление потоками
услуг и связанными с ними материальными, информацион-
ными, финансовыми, кадровыми и другими потоками для
предоставления «внутренним» и «внешним» клиентам воз-
можности получать требующиеся им услуги в соответствии
с логистическим правилом «семи эн»: обеспечение нашего
потребителя нужным ему товаром в необходимом количе-
стве с необходимым качеством в нужном месте в нужное
время с наилучшими затратами � Подобная формулировка
� в английском варианте это правило �seven R-s>>, которое форму-
лируется так: нужный товар (right product) необходимого качества {right
quality) в необходимом количестве (right quantity) должен быть доставлен
в нужное время (right tiMe) и в нужное место (right place) нужному потре-
бителю (right custoMer) с требуемым уровнем затрат (right cost).
Z2. Сопутствующие потоки
иесьма отличается от традиционных «шести правил» логи-
стики: «Предоставить необходимое количество нужного то-
вара заданного качества в нужное время к установленному
сроку за согласованную цену». Сервисный аспект проблемы
делает появление «нашего потребителя» не только допусти-
мым, но и желательным. Это правило должно выполняться
на всех стадиях движения товаров, начиная с закупок сырья
|
|
и далее по цепочке: изготовление товаров, распределение,
продажа конечному потребителю. Лишь в этом случае обе-
спечиваются требуемые параметры качества товаров и/или
услуг на их конечной стадии — потреблении.
Существуют взгляды, в соответствие с которыми приня-
то выделять три основных направления сервиса:
— оказание услуг конечным покупателям;
— оказание услуг одними фирмами — участниками ло-
гистической цепи другим в процессе продвижения логисти-
ческих потоков от производителя к потребителю;
— оказание внутрифирменных услуг разными подраз-
делениями и работниками предприятия.
До недавнего времени в логистике основное внимание
уделялось оказанию услуг в процессе перемещения мате-
риальных потоков от производителя до торговой точки,
однако эффективная организация сервисного обслужива-
ния должна охватывать всю логистическую цепь, создавая
гармонию между ее звеньями. От того, насколько хорошо
производитель обслуживает своих партнеров по бизнесу,
в значительной мере зависит эффективность движения ло-
гистических потоков и в конечном итоге уровень обслужи-
вания потребителя. Если предыдущее логистическое звено
хорошо обслужило следующее, то создаются предпосылки
для поддержания такого же или более высокого уровня
сервиса и далее — последующими звеньями. И наоборот,
если уровень сервиса, предоставленного партнером, ока-
зался низким (нарушение сроков поставок товаров, отсут-
ствие необходимой информации о товаре и т.д.), то фирма
или не сможет хорошо обслужить своих клиентов, или это
потребует от нее дополнительных затрат.
В настоящее время в нашей стране происходит увели-
чение спроса населения на разного вида услуги по следую-
щим причинам:
— рост благосостояния отдельных групп населения
определяет их стремление к повышению комфортности по-
купок;
Глава 3. Основные категории логистики
— рост цен и низкие доходы других слоев покупателей
повышают их требовательность к информационным и це-
новым услугам (где и как можно купить дешевле и бы-
стрее).
Наряду с организациями, предоставляющими своим по-
требителям в чистом виде только услуги, например марке-
тинговые, аудиторские, страховые, образовательные и т.д.,
или только товары, достаточно часто встречаются такие,
которые совмещают эту деятельность. Более того, сегодня
практически любой производитель товара предоставляет
посредникам хотя бы минимальный набор услуг: информа-
ционные, финансовые, транспортные. Эти реалии экономи-
ки приводят к тому, что в современной логистике исполь-
зуется комплексное понятие «товар-услуга», которое может
иметь множество вариантов: от преобладания материальной
составляющей — продукта, до преобладания нематериаль-
ной составляющей — услуги.
Сервисная логистика призвана тому, чтобы способство-
вать преданию товару дополнительных нематериальных
свойств, востребованных участниками логистического про-
цесса, включая потребителя. Сегодня во всех отраслях эко-
номики отмечается постоянное увеличение относительной
важности нематериальной части совокупного предложения
(«товара-услуги»), что в определенной мере оправдывает
рост доли затрат, приходящихся на непроизводственную
сферу — распределение и потребление, но хороший сервис
расширяет спрос на товар.
При управлении сервисными потоками в логистике
используются те же принципы, что и для материальных
потоков. Однако при организации сервисного обслужи-
вания необходимо учитывать характеристики услуг, в зна-
чительной мере определяющие особенности сервисной ло-
гистики.
Услуги характеризуются следующими отличительными
|
|
особенностями:
— неосязаемость — эта особенность проявляется в том,
что услуга не может быть воспринята и объективно оценена
покупателем до момента ее оказания;
— неотделимость от производства означает, что услу-
ги нельзя отделить от процесса их оказания. В отличие
от материальных товаров, которые сначала производят,
после чего хранят, затем продают и, наконец, потребляют,
услуги, в большинстве случаев, сначала продают, а лишь
Z2. Сопутствующие потоки
;»п гем производят и потребляют, причем процесс производ-
("1 ва и потребления совпадает во времени. Поэтому можно
заключить, что продажа услуги — это практически продажа
самого процесса труда;
— непостоянство качества. Такая особенность услу-
ги связана с тем, что процесс производства и потребления
се неразрывен, затрагивает людей и связан с их ощущения-
ми. Поэтому качество услуги не всегда легко поддается объ-
ективному контролю;
— недолговечность. Вследствие этой особенности услу-
гу нельзя хранить с целью последующей продажи или ис-
кользования. Недолговечность услуг или их неспособность
к хранению представляет серьезную проблему для произво-
дителя, если спрос на них недостаточно устойчив;
— отсутствие владения. Вследствие того, что покупа-
тель услуги потребляет ее в момент производства, как пра-
вило, период владения ею выделить невозможно. Последняя
особенность приводит к тому, что в большинстве случаев,
услуги не могут быть запатентованы или защищены автор-
ским правом. Из этого следует, что конкуренты могут легко
их скопировать и использовать в своей деятельности. Тем
не менее развитая корпоративная культура, постоянное со-
вершенствование услуг создает имидж, который не всегда
поддается успешному копированию.
Обострение конкуренции развивает процесс индивидуа-
лизации оказываемых услуг, поскольку одна из основных
возможностей быть конкурентоспособным — это предла-
гать услуги, учитывающие в большей степени, чем конку-
рент, потребности потребителей, однако такой подход тре-
|
|
бует повышенных расходов на сервисную деятельность.
Наиболее распространенными логистическими услуга-
ми являются:
— обеспечение наличия товарных запасов на складе;
— исполнение заказа, в том числе подбор ассортимента,
упаковка, формирование грузовых единиц;
— взятие на себя риска, связанного с хранением запасов;
— предоставление кредитов, системы скидок и т.д.;
— информационное обеспечение товародвижения;
— обеспечение эффективности транспортировки товаров.
Все работы в области логистического обслуживания
условно часто разделяют на три группы: предпродажные;
работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые
в процессе продажи товаров; послепродажный сервис.
Глава 3. Основные категории логистики
Сервисное обслуживание может осуществляться при
продвижении различного рода логистических потоков.
Сервис движения материальных потоков связан с обслужи-
ванием процессов выпуска материальной продукции, рас-
пределения товаров, продажи и потребления, он относится
к распределительной логистике.
Информационный сервис в значительной мере основан
на оперативном предоставлении потребителям продукции
и услуг необходимых им сведений, он тесно связан с ин-
формационной логистикой.
Финансовый сервис находит свое выражение в предо-
ставлении различных вариантов оплаты продукции и услуг,
формировании системы скидок и льгот, предоставляемых
потребителям. Многие авторы связывают его с финансовой
логистикой.
Кадровый сервис — это, прежде всего, услуги, предостав-
ляемые организации при подборе ею сотрудников, а также
услуги, предоставляемые персоналу организации в процес-
се их работы.
Логистическая оптимизация сервисных потоков орга-
низации, как правило, опирается на три основные состав-
ляющие:
1) миссия организации;
2) требования потребителей ее продукции и/или услуг;
3) располагаемые и потенциальные возможности орга-
низации.
Две последние составляющие в комментариях не нуж-
даются, поэтому остановимся только на первой. Миссия
организации определяет общую направленность ее деятель-
ности в области сервиса, откуда следуют цели и задачи всех
видов сервиса, предоставляемых клиентам и партнерам.
Миссия в значительной мере определяет уровень обслу-
живания, который необходимо поддерживать в настоящее
время и достичь в будущем.