Следует обратить внимание читателей на одну чрезвы-
чайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее
время и в отечественной литературе и логистической прак-
тике) наряду с понятием ЛС стали широко применяться тер-
мины «логистическая цепь» и «цепь поставок». И если ранее,
вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую
использовались как синонимы, то в настоящее время, когда
реализуется самостоятельная парадигма управления цепями
поставок (supply chain management), разграничение этих тер-
минов весьма важно и своевременно.
Напомним, что под ЛС мы понимаем упорядоченную
структуру, в которой осуществляются планирование и ре-
ализация движения и развития совокупного ресурсного
потенциала, организованного в виде логистического пото-
ка, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды
4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи.
іиілоть до реализации конечной продукции. ЛС, будучи ба-
з()вой дефиницией, отражает функциональное содержание
|
|
основной управляющей структуры логистики, ее содержа-
гельное наполнение и границы компетенции.
Логистическая цепь представляет собой линейно-
упорядоченное множество физических и/или юридических
лиц (поставщиков, логистических посредников), непосред-
ственно участвующих в доведении до конкретного полу-
чателя (потребителя) необходимых материалов и/или го-
товой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую
установку для каждого логистического звена, с учетом его
статуса и организационной специфики.
Цепь поставок определяется как объединение всех видов
бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи,
сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, под-
держивающие функции), необходимых для удовлетворения
спроса на продукцию или сервис — от начального момента
получения исходного сырья или информации до доставки
конечному потребителю [38]. В этом определении под-
черкивается свойственная цепи поставок интегративность
основных функциональных логистических функций фир-
мы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения ло-
гистического потока или его составляющих до полного удо-
влетворения конечного потребителя. Именно в структуре
цепи поставок могут быть выделены полные логистические
цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроиз-
водственного процесса от источников сырья до конечных
потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности
составляют максимальную цепь поставок.
Важно отметить то, что в настоящее время наиболее зна-
чимыми факторами, оказывающими влияние на этапы ста-
|
|
новления и тенденции развития современной логистики,
являются интеграция и глобализация. Для данного этапа
характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так,
в целях максимального сокращения суммарных издержек
за срок службы продукции предлагается расширить поня-
тие «логистика», включив в него весь жизненный цикл про-
дукции (от этапа проектирования до утилизации вторично-
го сырья и отходов).
В последние 20—30 лет в значительной мере за счет
внедрения современных высоких технологий издержки из-
готовления продукции снизились, насколько позволял ны-
нешний этап научно-технического прогресса. Углубление
Глава 4. Логистические системы
специализации как необходимый фактор данного явления,
в свою очередь, предполагало адекватное развитие коопера-
ции и интеграции хозяйствующих субъектов. Однако сфера
обращения даже при внедрении логистики как функцио-
нального менеджмента, отвечающего за управление мате-
риальным потоком и адекватными ему информацией и фи-
нансами в рамках воспроизводственного цикла отдельных
фирм, не могла обеспечить уровень, аналогичный сфере
производства.
Вот почему в качестве развития такой логистической
концепции как Lean Production (LP) и принципа Just-in-
Time («точно в срок»), в 90-е гг. XX в. сложилось понятие
управления цепями поставок (Supply Chain Management,
или SCM). По нашему мнению, следует обратить внимание
на разницу категорий «интегральная логистика» и «управ-
ление цепями поставок». Терминологически собствен-
но цепь поставок в силу практической и прагматической
определенности в современной литературе определяется
достаточно однозначно: цепь поставок — это три или бо-
лее экономические единицы (организации или лица), на-
прямую участвующие во внешних и внутренних потоках
продукции, услуг, финансов и информации от источника
до потребителя.
В своей работе с подзаголовком «Интегрированная цепь
поставок» Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс рассматривают
по существу интегрированную логистику, обращая особое
внимание на такие бизнес-активности, как обслуживание
потребителей, взаимодействия в логистической цепи, гло-
бальная логистика.
У Д. Уотерса подзаголовок сформулирован как «Управ-
ление цепью поставок», включающее снабжение, управле-
ние запасами, складирование и грузопереработку, перевоз-
ку, глобальную логистику.
Избегает четких определений и категорий М. Кристо-
фер: указывая, что «всегда необходимо делать различие
между логистикой и управлением цепью поставок», он го-
ворит о новой организационной парадигме, трактует логи-
стику как «инструмент проведения изменений» [42].
И только Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт однозначно опре-
деляют понятие «управление цепями поставок» и устанав-
ливают его содержание. По их определению «управление
цепями поставок (supply chain management) — это интегри-
рование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от ко-
4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи
печного пользователя и охватывающих всех поставщиков
говаров, услуг и информации, добавляющих ценность для
потребителей и других заинтересованных лиц» [82]. Как
видим, такое определение носит содержательный характер
и определяет сферу компетентности этого управления.
Функциональный характер носит определение Евро-
пейской логистической ассоциации: управление цепями
поставок (SCM) — это интегральный подход к бизнесу,
раскрывающий фундаментальные принципы управления
в логистической цепи, такие как формирование функцио-
нальных стратегий, организационной структуры, методов
принятия решений, управления ресурсами, реализация
поддерживающих функций, систем и процедур. Такой
|
|
подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значи-
тельно превышая уровень компетентности «неинтегриро-
ванной» логистики, действительно ставит новые задачи
перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение
потребует нового уровня взаимодействия логистического
менеджмента и других видов функционального менед-
жмента фирмы.
Разумеется, подобные новации не могли не затро-
нуть и основополагающие понятия и категории. Укажем
на трансформацию категории «логистика».
В соответствии с классической трактовкой логисти-
ка — наука о планировании, контроле и управлении транс-
портированием, складированием и др. материальными
и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе
доведения сырья и материалов до производственного пред-
приятия, внутризаводской переработки сырья, материалов
и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до по-
требителя в соответствии с интересами и требованиями по-
следнего, а также передачи, хранения и обработки соответ-
ствующей информации.
Рассмотрение SCM-концепции только как интегриро-
ванной логистики, осуществляемой за пределами фокус-
ной компании и включающей потребителей, поставщиков
и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею
логистики как таковой и представляет «неинтегрирован-
ную» логистику всего лишь как совокупность транспортно-
складских операций. Следует заметить, что такой логисти-
ка в течение достаточно длительного времени и оставалась.
Для пересмотра этой позиции потребовалась ситуация кон-
ца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и то-
Глава 4. Логистические системы
вародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась
практически неразрешимой.
Положительное восприятие SCM-концепции привело
к пересмотру и определения логистики как таковой. Со-
гласно определению Совета логистического менеджмента
(США), данному в 1998 г., логистика — это часть процесса
в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется
и контролируется эффективный и производительный поток
|
|
товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки
их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью
удовлетворения требований потребителей.
В соответствии с этим можно сделать вывод о характе-
ре соотношения логистики и управления цепями поставок.
Как видно на рис. 4.2, классическая логистика функциони-
ровала в прямой цепи поставок, интегральная логистика
стала охватывать расширенную цепь поставок и подгото-
вила переход к управлению цепями поставок, которое реа-
лизуется в рамках максимальной цепи поставок.
Рис. 42. Обобщенный вид максимальной цепи поставок
Следует отметить, что интегральная логистика предусма-
тривает объединение логистических активностей, в то вре-
мя как SCM требует интеграции не только логистических,
4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи-
но и прочих функциональных активностей. Эти различия
исдут и к масштабным системным изменениям. Если унрав-
.лсние прямой цепью поставок возможно в рамках микрологи-
t гической системы, то переход к расширенной цепи поставок
потребует интеграции в масштабе мезологастических систем.
Эффективное же управление максимальной цепью поставок
потребует обязательной интеграции в масштабе макрологи-
стической системы, при этом многие проблемы перерастут
собственно логистический аспект и прим)т макроэкономиче-
ский характер. Отметим еще одно отличие, на которое не ча-
сто обращают внимание — характер управления потоками.
Если в классической логистике все Л С, как уже гово-
рилось, подразделяются на толкающие и вытягивающие,
то управления цепями поставок, начинающееся (в при-
чинно-следственном аспекте) от конечного пользователя
и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и инфор-
мации, предполагает исключительно вытягивающий харак-
тер функционирования ЛС.
Управление цепями поставок в трактовке Дж. Р. Стока
и Д. М. Ламберта — категория значительно более емкая, чем
управление цепью поставок Д. Уотерса и интегрированная
логистика Д. Дж. Бауэрсокса и Д. Дж. Клосса, — включает
следующие ключевые функции:
1) управление взаимоотношениями с потребителями;
2) управление обслуживанием потребителей;
3) управление спросом;
4) управление выполнением заказов;
5) управление производственным потоком;
6) управление снабжением;
7) управление продуктом;
8) управление возвратными потоками.
Реализация этих функций предусматривает широкий
спектр конкретных исполнителей (с точки зрения коор-
динированной деятельности различных видов функцио-
нального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика
и маркетинг (п. 1, 2), логистический и производственный
менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и про-
изводственный менеджмент (п. 6), только маркетинг
(п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодей-
ствия указанных видов функционального менеджмента
выполнены быть не могут — потребуется взаимодействие
с бизнес-планированием на уровне компании, с управлени-
ем проектами, экологическим менеджментом и пр.
Глава 4. Логистические системы
Таким образом, «управление цепями поставок» выходит
за рамки компетентности не только классической, но и ин-
тегрированной логистики и предполагает появление нового
вида функционального менеджмента.
Следует заметить, что логистическому менеджменту
имманентно присуща идея замкнутости процесса обраще-
ния ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти
лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы
компетенции логистики от введения в оборот природных
ресурсов до завершения процесса потребления конечной
продукции, так и значимости экологической составляющей
конкзфентного потенциала фирмы. SCM позволяет нам до-
вести эту идею до логического завершения. Для этого под-
черкнем два положения:
1) цепи поставки могут изменять свою протяженность
от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокус-
ной компанией его поставщика и потребителя первого
уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся
от конечного потребителя (включая фокусную компанию)
до начального поставщика;
2) в цепи поставок большую роль играют возвратные по-
токи, включающие как возврат тары, транспортных средств,
товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так
и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вто-
ричной ценностью.
Мы предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи
поставок в расширенном масштабе (рис. 4.3).
Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных
контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение
подлежащих управлению логистических потоков следует от-
носить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к са-
мому процессу добычи полезных ископаемых, процессу от-
чуждения ресурсов от окружающей среды (природы).
Характер формирования этих потоков во многом предопре-
деляет характер их существования в интегрированной цепи
поставок. У конечного потребителя не заканчивается про-
цесс управления совокупностью этих логистических потоков.
Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкну-
тый характер циклического функционирования этих ресур-
сов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию,
которая на данном уровне технологического развития ни для
кого не представляет вторичную ценность, следует так подго-
товить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей
степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.
4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи.
Прямая
цепь
поставок
(логистиче-
ская) цепь
Поставщик
I уровня
г
Фокусная
(центральная)
компания
/ ' '
/ ' I \ к
г*-
I
V
Потребитель
I уровня
""It Г"
Расширенная
цепь
поставок
Поставщик
И уровня
I \
V \
к I
I к
к \
д к
Потребитель
П уровня
«\ I
Максимальная
Поставщики
г-го уровня
-Г"
ІР
Логисти-
ческие
посредники
Потребители
і-го уровня
т
цепь поставок
(полная
Начальный
поставщик
Конечный
потребитель
логистическая
цепь)
Рис. 43. Структура полной цепи поставок
(полной логистической цепи)
Таким образом, речь идет о формировании полной цепи
поставок, в значительной мере снимающей противоречие
социально-экономического и экологического аспектов хо-
зяйственного развития.
Отметим и возможность организации возвратных по-
токов не только между соседними по цепи поставок субъ-
ектами, но и любыми другими участниками полной цепи
поставок, исходя из организационной целесообразности.
При этом перед SCM как не только функциональным ме-
неджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают
множественные проблемы, среди которых, как наиболее
важные, следует отметить следующие:
1) изменяется природа ЛС. Из социально-экономических
они становятся эколого-социально-экономическими систе-
мами, что оказывает существенное влияние на методологию
логистики и управления цепями поставок. Логистическая
Глава 4. Логистические системы
цепь поставок должна рассматриваться не как самодостаточ-
ная система, а как подсистема круговорота веществ на Земле,
т.е. повторяющихся процессов превращения и перемещения
веществ в природе, имеющих выраженный циклический ха-
рактер. Сложность учета этого фактора не только в масштаб-
ности явления, но и неупорядоченности его характера: при
циклических превращениях в природе не происходит полно-
го повторения циклов, всегда имеются те или иные измене-
ния в количестве и составе образующихся веществ;
2) изменяется характер логистического рециклинга. Под
рециклингом обычно понимается весь комплекс работ с вто-
ричными материальными ресурсами с целью максимально
возможной замены первичных ресурсов. В самом широком
смысле рециклинг включает в себя:
— утилизацию — регенерацию материалов из отходов
и восстановление выброшенных за негодностью изделий;
— вторичное использование — повторное использова-
ние восстановленных изделий с начальной целью;
— рециркуляцию материалов — использование регене-
рированного материала для производства дополнительного
количества аналогичного материала;
— производство сопутствующего продукта — исполь-
зование регенерированных материалов и восстановленных
изделий с иной целью.
К перечисленным функциям следует добавить преобра-
зование продуктов производственного и конечного потре-
бления в субстанцию, приемлемую для участия в кругово-
роте веществ в природе;
3) изменяется характер функционирования и финанси-
рования деятельности логистических посредников. В соот-
ветствии с вышеперечисленными пунктами логистическим
посредникам вменяются в обязанность новые функции,
также требует реструктуризации механизм кредитования,
дотирования и субсидирования всесторонних проектов ло-
гистического рециклинга.
Что касается прогноза реализации SCM-парадигмы,
то возможно ее воплощение в таких конкретных SCM-
концепциях:
— технологически-ориентированная (реализуется как
прямая цепь поставок предпринимательской структуры
с интеграцией на уровне технологической логистики);
— экономически-ориентированная (расширенная цепь
поставок фокусной компании с интеграцией на технологи-
ческом и стратегическом уровнях);
4.4. Виды логистических каналов. Конфигурирование логистической сети 127
- социально-ориентированная (может быть реализо-
иіпіа в масштабе максимальной цепи поставок в виде стра-
кч'ических альянсов, распределенных сетей, виртуальных
структур);
- эколого- и природоориентированная (принципиально
іюзможна только в полной цепи поставок и при тотальной
глобализации мировой экономики).
Отметим, что это заключение носит не только и не столь-
ко теоретический, сколько практический характер, так как
и недалеком будущем потребует значительных структурно-
организационных преобразований в компаниях. Первона-
ч;и[ьно это затронет организационно-технологический уро-
і»снь, впоследствии, по мере развития управления цепями
поставок как функционального менеджмента, затронет уро-
і»ень бизнес-стратегии и конкурентной стратегии, и, нако-
нец, как и всякий развитый функциональный менеджмент
начнет оказывать влияние на формирование и развитие
корпоративной миссии компаний. Сейчас мы говорим о ло-
гистической координации ряда межфункциональных про-
тиворечий, впоследствии эту координирующую функцию
примет на себя управление цепями поставок.
Неравномерность развития российской логистики и ее
отставание от уровня развития ряда зарубежных стран по-
вышает значимость осознания вышеуказанного факта. Воз-
можны варианты дальнейшего развития: пройти шаг за ша-
гом тот путь, который западная логистика прошла 10—15 лет
назад и на практике убедиться в необходимости становления
управления цепями поставок, или уже сейчас, с известным
опережением, воспринять новую управленческую парадигму
и начать развитие нового функционального менеджмента.