Цепи. Парадигма управления цепями поставок

Следует обратить внимание читателей на одну чрезвы-

чайно важную вариантность. В зарубежной (а в последнее

время и в отечественной литературе и логистической прак-

тике) наряду с понятием ЛС стали широко применяться тер-

мины «логистическая цепь» и «цепь поставок». И если ранее,

вплоть до времен интегрированной логистики, они зачастую

использовались как синонимы, то в настоящее время, когда

реализуется самостоятельная парадигма управления цепями

поставок (supply chain management), разграничение этих тер-

минов весьма важно и своевременно.

Напомним, что под ЛС мы понимаем упорядоченную

структуру, в которой осуществляются планирование и ре-

ализация движения и развития совокупного ресурсного

потенциала, организованного в виде логистического пото-

ка, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды


4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи.



іиілоть до реализации конечной продукции. ЛС, будучи ба-

з()вой дефиницией, отражает функциональное содержание

основной управляющей структуры логистики, ее содержа-

гельное наполнение и границы компетенции.

Логистическая цепь представляет собой линейно-

упорядоченное множество физических и/или юридических

лиц (поставщиков, логистических посредников), непосред-

ственно участвующих в доведении до конкретного полу-

чателя (потребителя) необходимых материалов и/или го-

товой продукции. Логистическая цепь уточняет ролевую

установку для каждого логистического звена, с учетом его

статуса и организационной специфики.

Цепь поставок определяется как объединение всех видов

бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи,

сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, под-

держивающие функции), необходимых для удовлетворения

спроса на продукцию или сервис — от начального момента

получения исходного сырья или информации до доставки

конечному потребителю [38]. В этом определении под-

черкивается свойственная цепи поставок интегративность

основных функциональных логистических функций фир-

мы (корпорации) и ее партнеров от начала зарождения ло-

гистического потока или его составляющих до полного удо-

влетворения конечного потребителя. Именно в структуре

цепи поставок могут быть выделены полные логистические

цепи, включающие все основные звенья и этапы воспроиз-

водственного процесса от источников сырья до конечных

потребителей. Потоки на входе и выходе в совокупности

составляют максимальную цепь поставок.

Важно отметить то, что в настоящее время наиболее зна-

чимыми факторами, оказывающими влияние на этапы ста-

новления и тенденции развития современной логистики,

являются интеграция и глобализация. Для данного этапа

характерна и проработка ряда теоретических проблем. Так,

в целях максимального сокращения суммарных издержек

за срок службы продукции предлагается расширить поня-

тие «логистика», включив в него весь жизненный цикл про-

дукции (от этапа проектирования до утилизации вторично-

го сырья и отходов).

В последние 20—30 лет в значительной мере за счет

внедрения современных высоких технологий издержки из-

готовления продукции снизились, насколько позволял ны-

нешний этап научно-технического прогресса. Углубление



Глава 4. Логистические системы


специализации как необходимый фактор данного явления,

в свою очередь, предполагало адекватное развитие коопера-

ции и интеграции хозяйствующих субъектов. Однако сфера

обращения даже при внедрении логистики как функцио-

нального менеджмента, отвечающего за управление мате-

риальным потоком и адекватными ему информацией и фи-

нансами в рамках воспроизводственного цикла отдельных

фирм, не могла обеспечить уровень, аналогичный сфере

производства.

Вот почему в качестве развития такой логистической

концепции как Lean Production (LP) и принципа Just-in-

Time («точно в срок»), в 90-е гг. XX в. сложилось понятие

управления цепями поставок (Supply Chain Management,

или SCM). По нашему мнению, следует обратить внимание

на разницу категорий «интегральная логистика» и «управ-

ление цепями поставок». Терминологически собствен-

но цепь поставок в силу практической и прагматической

определенности в современной литературе определяется

достаточно однозначно: цепь поставок — это три или бо-

лее экономические единицы (организации или лица), на-

прямую участвующие во внешних и внутренних потоках

продукции, услуг, финансов и информации от источника

до потребителя.

В своей работе с подзаголовком «Интегрированная цепь

поставок» Д. Дж. Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс рассматривают

по существу интегрированную логистику, обращая особое

внимание на такие бизнес-активности, как обслуживание

потребителей, взаимодействия в логистической цепи, гло-

бальная логистика.

У Д. Уотерса подзаголовок сформулирован как «Управ-

ление цепью поставок», включающее снабжение, управле-

ние запасами, складирование и грузопереработку, перевоз-

ку, глобальную логистику.

Избегает четких определений и категорий М. Кристо-

фер: указывая, что «всегда необходимо делать различие

между логистикой и управлением цепью поставок», он го-

ворит о новой организационной парадигме, трактует логи-

стику как «инструмент проведения изменений» [42].

И только Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт однозначно опре-

деляют понятие «управление цепями поставок» и устанав-

ливают его содержание. По их определению «управление

цепями поставок (supply chain management) — это интегри-

рование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от ко-


4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи



печного пользователя и охватывающих всех поставщиков

говаров, услуг и информации, добавляющих ценность для

потребителей и других заинтересованных лиц» [82]. Как

видим, такое определение носит содержательный характер

и определяет сферу компетентности этого управления.

Функциональный характер носит определение Евро-

пейской логистической ассоциации: управление цепями

поставок (SCM) — это интегральный подход к бизнесу,

раскрывающий фундаментальные принципы управления

в логистической цепи, такие как формирование функцио-

нальных стратегий, организационной структуры, методов

принятия решений, управления ресурсами, реализация

поддерживающих функций, систем и процедур. Такой

подход позволяет сделать вывод о том, что SCM, значи-

тельно превышая уровень компетентности «неинтегриро-

ванной» логистики, действительно ставит новые задачи

перед логистическим менеджментом фирмы. Их решение

потребует нового уровня взаимодействия логистического

менеджмента и других видов функционального менед-

жмента фирмы.

Разумеется, подобные новации не могли не затро-

нуть и основополагающие понятия и категории. Укажем

на трансформацию категории «логистика».

В соответствии с классической трактовкой логисти-

ка — наука о планировании, контроле и управлении транс-

портированием, складированием и др. материальными

и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе

доведения сырья и материалов до производственного пред-

приятия, внутризаводской переработки сырья, материалов

и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до по-

требителя в соответствии с интересами и требованиями по-

следнего, а также передачи, хранения и обработки соответ-

ствующей информации.

Рассмотрение SCM-концепции только как интегриро-

ванной логистики, осуществляемой за пределами фокус-

ной компании и включающей потребителей, поставщиков

и контрагентов, в значительной мере дезавуирует идею

логистики как таковой и представляет «неинтегрирован-

ную» логистику всего лишь как совокупность транспортно-

складских операций. Следует заметить, что такой логисти-

ка в течение достаточно длительного времени и оставалась.

Для пересмотра этой позиции потребовалась ситуация кон-

ца XX в., когда задача тотального управления ресурсо- и то-



Глава 4. Логистические системы


вародвижением в рамках прямых цепей поставок оказалась

практически неразрешимой.

Положительное восприятие SCM-концепции привело

к пересмотру и определения логистики как таковой. Со-

гласно определению Совета логистического менеджмента

(США), данному в 1998 г., логистика — это часть процесса

в цепях поставок, в ходе которого планируется, реализуется

и контролируется эффективный и производительный поток

товаров, их запасы, сервис и связанная информация от точки

их зарождения до точки поглощения (потребления) с целью

удовлетворения требований потребителей.

В соответствии с этим можно сделать вывод о характе-

ре соотношения логистики и управления цепями поставок.

Как видно на рис. 4.2, классическая логистика функциони-

ровала в прямой цепи поставок, интегральная логистика

стала охватывать расширенную цепь поставок и подгото-

вила переход к управлению цепями поставок, которое реа-

лизуется в рамках максимальной цепи поставок.

Рис. 42. Обобщенный вид максимальной цепи поставок

Следует отметить, что интегральная логистика предусма-

тривает объединение логистических активностей, в то вре-

мя как SCM требует интеграции не только логистических,


4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи-



но и прочих функциональных активностей. Эти различия

исдут и к масштабным системным изменениям. Если унрав-

.лсние прямой цепью поставок возможно в рамках микрологи-

t гической системы, то переход к расширенной цепи поставок

потребует интеграции в масштабе мезологастических систем.

Эффективное же управление максимальной цепью поставок

потребует обязательной интеграции в масштабе макрологи-

стической системы, при этом многие проблемы перерастут

собственно логистический аспект и прим)т макроэкономиче-

ский характер. Отметим еще одно отличие, на которое не ча-

сто обращают внимание — характер управления потоками.

Если в классической логистике все Л С, как уже гово-

рилось, подразделяются на толкающие и вытягивающие,

то управления цепями поставок, начинающееся (в при-

чинно-следственном аспекте) от конечного пользователя

и охватывающее всех поставщиков товаров, услуг и инфор-

мации, предполагает исключительно вытягивающий харак-

тер функционирования ЛС.

Управление цепями поставок в трактовке Дж. Р. Стока

и Д. М. Ламберта — категория значительно более емкая, чем

управление цепью поставок Д. Уотерса и интегрированная

логистика Д. Дж. Бауэрсокса и Д. Дж. Клосса, — включает

следующие ключевые функции:

1) управление взаимоотношениями с потребителями;

2) управление обслуживанием потребителей;

3) управление спросом;

4) управление выполнением заказов;

5) управление производственным потоком;

6) управление снабжением;

7) управление продуктом;

8) управление возвратными потоками.

Реализация этих функций предусматривает широкий

спектр конкретных исполнителей (с точки зрения коор-

динированной деятельности различных видов функцио-

нального менеджмента): только логистика (п. 4); логистика

и маркетинг (п. 1, 2), логистический и производственный

менеджмент (п. 5), логистический маркетинговый и про-

изводственный менеджмент (п. 6), только маркетинг

(п. 3). Некоторые функции (п. 7 и 8) в рамках взаимодей-

ствия указанных видов функционального менеджмента

выполнены быть не могут — потребуется взаимодействие

с бизнес-планированием на уровне компании, с управлени-

ем проектами, экологическим менеджментом и пр.



Глава 4. Логистические системы


Таким образом, «управление цепями поставок» выходит

за рамки компетентности не только классической, но и ин-

тегрированной логистики и предполагает появление нового

вида функционального менеджмента.

Следует заметить, что логистическому менеджменту

имманентно присуща идея замкнутости процесса обраще-

ния ресурсов, на что мы обращали внимание более десяти

лет тому назад. Это выражалось как в определении сферы

компетенции логистики от введения в оборот природных

ресурсов до завершения процесса потребления конечной

продукции, так и значимости экологической составляющей

конкзфентного потенциала фирмы. SCM позволяет нам до-

вести эту идею до логического завершения. Для этого под-

черкнем два положения:

1) цепи поставки могут изменять свою протяженность

от прямой цепи поставок, охватывающей наряду с фокус-

ной компанией его поставщика и потребителя первого

уровня, до максимальной цепи поставок, простирающейся

от конечного потребителя (включая фокусную компанию)

до начального поставщика;

2) в цепи поставок большую роль играют возвратные по-

токи, включающие как возврат тары, транспортных средств,

товаров, не выдержавших гарантийный срок службы, так

и содержащие отходы бизнес-процессов, обладающие вто-

ричной ценностью.

Мы предлагаем рассматривать обобщенный вид цепи

поставок в расширенном масштабе (рис. 4.3).

Наши дополнения изображены на схеме в виде затененных

контуров и, как видно, состоят в следующем. Возникновение

подлежащих управлению логистических потоков следует от-

носить не к начальному поставщику (субъекту рынка), а к са-

мому процессу добычи полезных ископаемых, процессу от-

чуждения ресурсов от окружающей среды (природы).

Характер формирования этих потоков во многом предопре-

деляет характер их существования в интегрированной цепи

поставок. У конечного потребителя не заканчивается про-

цесс управления совокупностью этих логистических потоков.

Очевидно, возвратные потоки не смогут обеспечить замкну-

тый характер циклического функционирования этих ресур-

сов на всех стадиях воспроизводства, а потому ту субстанцию,

которая на данном уровне технологического развития ни для

кого не представляет вторичную ценность, следует так подго-

товить к возврату в окружающую среду, чтобы в наименьшей

степени нарушить состояние равновесия окружающей среды.


4.3. Понятие логистической цепи. Полные логистические цепи.



Прямая

цепь

поставок

(логистиче-

ская) цепь


Поставщик

I уровня

г


Фокусная

(центральная)

компания

/ ' '

/ ' I \ к


г*-

I

V


Потребитель

I уровня

""It Г"


Расширенная

цепь

поставок


Поставщик

И уровня


I \

V \

к I

I к

к \

д к


Потребитель

П уровня


«\ I


Максимальная


Поставщики

г-го уровня

-Г"


ІР


Логисти-

ческие

посредники


Потребители

і-го уровня

т


цепь поставок

(полная


Начальный

поставщик


Конечный

потребитель


логистическая

цепь)

Рис. 43. Структура полной цепи поставок

(полной логистической цепи)

Таким образом, речь идет о формировании полной цепи

поставок, в значительной мере снимающей противоречие

социально-экономического и экологического аспектов хо-

зяйственного развития.

Отметим и возможность организации возвратных по-

токов не только между соседними по цепи поставок субъ-

ектами, но и любыми другими участниками полной цепи

поставок, исходя из организационной целесообразности.

При этом перед SCM как не только функциональным ме-

неджментом, но и хозяйственным целеполаганием встают

множественные проблемы, среди которых, как наиболее

важные, следует отметить следующие:

1) изменяется природа ЛС. Из социально-экономических

они становятся эколого-социально-экономическими систе-

мами, что оказывает существенное влияние на методологию

логистики и управления цепями поставок. Логистическая



Глава 4. Логистические системы


цепь поставок должна рассматриваться не как самодостаточ-

ная система, а как подсистема круговорота веществ на Земле,

т.е. повторяющихся процессов превращения и перемещения

веществ в природе, имеющих выраженный циклический ха-

рактер. Сложность учета этого фактора не только в масштаб-

ности явления, но и неупорядоченности его характера: при

циклических превращениях в природе не происходит полно-

го повторения циклов, всегда имеются те или иные измене-

ния в количестве и составе образующихся веществ;

2) изменяется характер логистического рециклинга. Под

рециклингом обычно понимается весь комплекс работ с вто-

ричными материальными ресурсами с целью максимально

возможной замены первичных ресурсов. В самом широком

смысле рециклинг включает в себя:

— утилизацию — регенерацию материалов из отходов

и восстановление выброшенных за негодностью изделий;

— вторичное использование — повторное использова-

ние восстановленных изделий с начальной целью;

— рециркуляцию материалов — использование регене-

рированного материала для производства дополнительного

количества аналогичного материала;

— производство сопутствующего продукта — исполь-

зование регенерированных материалов и восстановленных

изделий с иной целью.

К перечисленным функциям следует добавить преобра-

зование продуктов производственного и конечного потре-

бления в субстанцию, приемлемую для участия в кругово-

роте веществ в природе;

3) изменяется характер функционирования и финанси-

рования деятельности логистических посредников. В соот-

ветствии с вышеперечисленными пунктами логистическим

посредникам вменяются в обязанность новые функции,

также требует реструктуризации механизм кредитования,

дотирования и субсидирования всесторонних проектов ло-

гистического рециклинга.

Что касается прогноза реализации SCM-парадигмы,

то возможно ее воплощение в таких конкретных SCM-

концепциях:

— технологически-ориентированная (реализуется как

прямая цепь поставок предпринимательской структуры

с интеграцией на уровне технологической логистики);

— экономически-ориентированная (расширенная цепь

поставок фокусной компании с интеграцией на технологи-

ческом и стратегическом уровнях);


4.4. Виды логистических каналов. Конфигурирование логистической сети 127

- социально-ориентированная (может быть реализо-

иіпіа в масштабе максимальной цепи поставок в виде стра-

кч'ических альянсов, распределенных сетей, виртуальных

структур);

- эколого- и природоориентированная (принципиально

іюзможна только в полной цепи поставок и при тотальной

глобализации мировой экономики).

Отметим, что это заключение носит не только и не столь-

ко теоретический, сколько практический характер, так как

и недалеком будущем потребует значительных структурно-

организационных преобразований в компаниях. Первона-

ч;и[ьно это затронет организационно-технологический уро-

і»снь, впоследствии, по мере развития управления цепями

поставок как функционального менеджмента, затронет уро-

і»ень бизнес-стратегии и конкурентной стратегии, и, нако-

нец, как и всякий развитый функциональный менеджмент

начнет оказывать влияние на формирование и развитие

корпоративной миссии компаний. Сейчас мы говорим о ло-

гистической координации ряда межфункциональных про-

тиворечий, впоследствии эту координирующую функцию

примет на себя управление цепями поставок.

Неравномерность развития российской логистики и ее

отставание от уровня развития ряда зарубежных стран по-

вышает значимость осознания вышеуказанного факта. Воз-

можны варианты дальнейшего развития: пройти шаг за ша-

гом тот путь, который западная логистика прошла 10—15 лет

назад и на практике убедиться в необходимости становления

управления цепями поставок, или уже сейчас, с известным

опережением, воспринять новую управленческую парадигму

и начать развитие нового функционального менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: