в процессе проектирования ЛС достаточно часто ис-
пользуется понятие логистического канала, которое упо-
требляется и как синоним канала распределения, канала
сбыта, канала товародвижения,
Логистический канал представляет собой частично упо-
рядоченное множество, составляющими которого выступа-
ют производители (поставщики), потребители, посредники,
перевозчики и другие участники, обеспечивающие процесс
товародвижения. Логистические каналы являются ключе-
Глава 4. Логистические системы
выми составляющими сбытовой системы предприятия, вы-
полняющими всю совокупность сбытовых функций и обес-
печивающими в конечном итоге адресность сбыта.
Логистические цепи и логистические каналы являются
составляющими структурами логистической сети, которую
выстраивает фокусная (центральная) компания. Логисти-
ческая сеть — есть полное множество звеньев ЛС, между
которыми устанавливаются взаимосвязи по основным
и/или сопутствующим потокам в рамках существующей
|
|
или проектируемой логистической системы. Логистиче-
ская сеть корпорации с полным производственным циклом
представлена на рис. 4.4.
Рис. 4.4. Логистическая сеть корпорации
Логистическая сеть — достаточно емкое понятие. Следу-
ет подчеркнуть формальный аспект: данное формирование
взаимосвязанных и взаимозависимых центров логистиче-
ских активностей образует сетевую структуру — ориенти-
рованный конечный связный граф, имеющий начальную
точку («источник») и конечную («сток»). Как всякий граф,
сеть может быть представлена в виде сетевого графика,
в котором фиксируется комплекс операций и событий, от-
ражающий технологическую последовательность и связь
в процессе достижения цели. Категории сети и сетевого
графика служат основными инструментами сетевого пла-
нирования и управления.
Как товаропроводящая система логистическая сеть
включает структуру всех логистических каналов между
4.4. Виды логистических каналов. Конфигурирование логистической сети 129
п|)()и:июдственными предприятиями и распределительны-
ми центрами, совокупность которых, собственно, и осу-
іцгс ічіляет продвижение товарных потоков.
Функции, выполняемые логистическими каналами,
т<.лі()чают распределение, доставку, хранение (складиро-
иаиие), предпродажную подготовку и обслуживание, про-
лижу, послепродажное обслуживание, а также функции
информационного и правового содержания, необходимые
для формирования хозяйственных связей и деловых отно-
шений с субъектами сбытовой деятельности и в конечном
|
|
итоге с покупателями (потребителями).
Выполнение указанных функций обусловливает возник-
новение соответствующих потоков между субъектами сбы-
говой деятельности: материальных потоков товаров (про-
дукции, услуг); информационных потоков; финансовых
потоков; правовых потоков (правомочий, ответственности,
страхования); трудовых потоков.
Логистический канал помимо движения и доставки са-
мого товара выполняет целый ряд функций и обеспечива-
ет наряду с предоставлением товара и передачу права соб-
ственности на него. Логистический канал является цепью
как составляющей всей ЛС сбытовой деятельности, обе-
спечивающей движение логистического сбытового потока,
так и системной совокупности всех его составляющих по-
токов.
Логистический канал можно трактовать как маршрут
движения товара от производителя к потребителю. Основ-
ные параметры, характеризующие логистический поток,
свойственны и логистическому каналу: начальный и конеч-
ный пункты, траектория, длина и ширина, промежуточные
пункты (субъекты, посредники), возможные, предполагае-
мые и допустимые скорость и время движения, интенсив-
ность движения. Субъектами логистического канала сбыта
являются все организации (производитель, посредники, по-
купатели и потребители) и их структурные подразделения,
обеспечивающие адресное движение и доставку товара. Ло-
гистический канал, таким образом, это логистическая цепь
системно взаимосвязанных, функционально специализиро-
ванных и адресно ориентированных организаций, последо-
вательно осуществляющих весь процесс сбытовой деятель-
ности от производителя к потребителю.
Логистические каналы характеризуются длиной (протя-
женностью) и шириной.
Глава 4. Логистические системы
Длина канала определяется числом посредников во всей
цепи между производителем и покупателями (потреби-
телями). Иными словами, вертикальная структура логи-
стического канала характеризуется числом уровней (по-
средников), соединяющих производителя с покупателями
(потребителями). По этому параметру различаются прямые
и опосредованные (косвенные, непрямые) логистические
каналы.
Прямой канал (канал нулевого уровня) характеризуется
отсутствием посредников и связывает производителя непо-
средственно с покупателями (потребителями).
Опосредованный канал связывает производителя с по-
купателями (потребителями) через определенное число
посредников, которое определяет уровень этого канала.
Последний параметр позволяет различать «короткие»
и «длинные» логистические каналы. Длинные каналы спо-
собствуют достижению более высокого уровня охвата рын-
ка, однако затрудняют и усложняют управление и коорди-
нацию деятельности субъектов системы.
Ширина канала определяется числом посредников на от-
дельном уровне (этапе) цепи.
Структура отдельного логистического канала и всей ло-
гистической сети в целом обусловливает, с одной стороны,
интеграцию функциональной деятельности всех ее субъек-
тов, с другой — конкуренцию между ними. Единство этих
двух противоположных сил и тенденций обеспечивает,
ко всему прочему, вариантность и гибкость ЛС предприя-
тия, определяющие эффективность ее функционирования
и развития.
Возможны два типа конкурентных отношений в логисти-
ческой сети: горизонтальная и вертикальная конкуренция.
Горизонтальная конкуренция существует как между по-
средниками одного уровня, так и между целыми структу-
рами. Горизонтальная конкуренция может существовать
и между посредниками одного уровня в пределах единого
канала (внутриканальная горизонтальная конкуренция),
и между посредниками одного уровня разных логистических
|
|
каналов (межканальная уровневая конкуренция), наконец,
между различными логистическими каналами (межканаль-
ная интегральная конкуренция). Внутриканальная и меж-
канальная уровневая конкуренция может осуществляться,
в свою очередь, как между посредниками одного класса
(типа функциональной специализации и организационно-
4.4. Виды логистических каналов. Конфигурирование логистической сети 131
праиоиого статуса), так и между таковыми же, но различаю-
щимися формой и характером реализации подобных функ-
и ип (так называемая межтиповая конкуренция),
I кортикальная конкуренция существует между посредни-
кпми различных уровней одного и того же логистического
іѵ;иіала. Этот тип конкуренции обусловлен известным пере-
п'чсмием функций посредников разных уровней — выпол-
игиисм ими функций смежных посредников.
Именно системное единство интегрирующей и коорди-
нирующей функций с одной стороны, и конкурентного ха-
1>;и< гора сотрудничества, с другой, обусловили и обеспечили
м|»фективность вертикальной организации логистических
кіпіалов как основы интегрированных и координированных
игртикальных ЛС.
І�ыбор типа логистического канала определяется факто-
1>зми рынка и покупателей (потребителей), факторами то-
нлра и самого предприятия, а также факторами конкурент-
ной среды.
Определенное влияние на выбор и формирование логи-
(1 ического канала оказывают организационно-правовые,
(кономические, функциональные, конкурентные и другие
факторы субъектов-посредников. Их состав, распределение
н|)ав, ответственности, логистических функций и управле-
ния, организация взаимодействия и взаимосвязей между
ними определяют вертикальную структуру логистического
капала и его основные параметры:
— спектр и содержание выполняемых функций;
— скорость, точность, адресность и другие параметры
и іюказатели качества;
— степень охвата рынка;
— глубину проникновения на рынок;
— объемы оборота;
— конкурентоспособность;
— издержки и эффективность.
|
|
Посредники разделяются на две группы: независимые
и связанные с производителем. Первые отличаются от вто-
рых наличием права собственности на товар, приобретаемо-
го вместе с товаром у производителя (вторые таким правом
\\с обладают).
Независимые оптовые посредники — это оптовые тор-
говцы, дистрибьюторы регулярные, маклеры (дилеры).
Оптовые торговцы, дистрибьюторы арендуют или облада-
ют складскими помещениями и выполняют, как правило,
Глава 4. Логистические системы
в полном объеме все виды посреднических функций, пере-
продавая, соответственно, различным торговцам товары
конечного потребления и непосредственно потребителям
товары производственного назначения.
Маклеры (дилеры) не арендуют и не обладают складски-
ми помещениями, а потому имеют дело с товарами и вы-
полняют функции, исключающие хранение-складирование
и связанные с ними технологические операции. Различают
многотоварных, а также функционально или товарно спе-
циализированных маклеров.
Независимые розничные торговцы продают товары непо-
средственно конечным потребителям. Различают торгов-
цев широкого профиля, специализированных торговцев
и торговцев-ремесленников, а также по формам, характеру
и уровню обслуживания.
Для настоящего времени характерна тенденция к соз-
данию интегрированных систем, объединяющих функции
оптовой и розничной торговли товарами конечного потре-
бления. Организационной формой таких систем являются
крупные торговые пространства (супер- и гипермаркеты)
или сети магазинов. В сочетании с системой самообслужи-
вания их конкурентными преимуществами являются:
— ассортимент наибольшего спроса и большого оборота;
— низкие закупочные цены;
— небольшая торговая наценка и низкие цены продаж;
— динамичное продвижение товара;
— экономия на масштабе организации и управления;
— удобные формы и сроки платежей.
Связанные с производителем логистические посредни-
ки, как уже отмечалось, не являются собственниками това-
ра. К их числу относятся брокеры, агенты (промышленные,
сбытовые), комиссионеры, а также закупочные организа-
ции и аукционы.
Агенты, брокеры и комиссионеры реализуют товар
от имени производителя на условиях определенного про-
цента от объема сбыта или фиксированного вознагражде-
ния за каждую проданную единицу товара. Ими могут быть
как физические, так и юридические лица.
Агенты являются представителями предприятия с огра-
ниченным, как правило, правом ведения переговоров. Аген-
ты промышленные имеют определенную товарную спе-
циализацию и выполняют основные сбытовые функции,
свойственные отделу сбыта. Агенты сбытовые выполняют
4.4. Виды логистических каналов. Конфигурирование логистической сети 133
гпо гветствующие функции как представители относитель-
но ік�больших предприятий и по всему спектру товаров.
Ьрокеры осуществляют посредническую деятель-
ікк гь, не только не обладая полным правом собственности,
МО и даже правомочием распоряжаться товаром. Брокер яв-
іяс гся посредником в основном по обеспечению сделки меж-
зѵ производителем и покупателями. Оплата деятельности
прокеров производится только за результативные сделки.
Комиссионеры, в отличие от брокеров, имеют товары
II споем распоряжении и осуществляют сбытовую деятель-
ность на условиях консигнации (от своего имени, но на счет
производителя). Эта категория посредников имеет в своем
рік іюряжении, как и дистрибьюторы, складские помещения
11 ньпюлняет целый ряд соответствующих функций. Необ-
ходимо отметить, что на условиях консигнации иногда ра-
оо гают и промышленные агенты.
Закупочные и им подобные (экспортно-импортные и др.)
организации — это своего рода коллективные брокеры или
піспты, самостоятельные в правовом отношении, но рабо-
тающие также на условиях комиссионной оплаты.
В структуре логистического канала присутствуют и об-
служивающие посредники. Эта категория посредников
осуществляет другие, не связанные с основными коммер-
·к�скими, функции: доставку (транспортировку и хранение)
товаров, а также вспомогательные коммерческие и обеспе-
чивающие функции. Оплата их деятельности осуществляет-
ся в форме комиссионных или фиксированных платежей.
Наконец, в структуре логистического канала необходи-
мыми оказываются посредники, осуществляющие обратное
дішжение основных потоков. Подобные функции могут осу-
ществлять как те же самые посредники, }�аствующие в пря-
мом движении, так и специальные посредники. Обратные
каналы материального потока логистической сети от потре-
бителя (покупателя) к производителю подразделяются:
— на каналы вторичной переработки;
— каналы возврата (замены, ремонта, вторичного ис-
пользования).
Каналы вторичной переработки могут иметь в своей
(груктуре тех же посредников, а могут включать и специ-
;ии>ных, связанных с приемом, движением и переработкой
(*оответств)тощих товаров и их отдельных составляющих, от-
ходов и т.п. К тому же каналы вторичной переработки могут
быть направлены не к производителю и поставщику товара,
Глава 4. Логистические системы
а к поставщику и производителю соответствующих ресурсов,
сырья, полуфабрикатов, комплектующих, упаковки и т.д.
Каналы возврата подразделяются:
— на каналы замены (как правило, это те же каналы рас-
пределения);
— каналы ремонта (как правило, это каналы обратного
движения через специальных посредников к ремонтным
центрам, центрам обслуживания — собственным центрам
производителя или независимым);
— каналы вторичного использования (как правило, это
те же каналы распределения, используемые для обратного
движения тары, средств доставки многократного использо-
вания).
4.5. Методы сетевого планирования и управления
Методы сетевого анализа и сетевого управления приме-
нимы для разработки новых продуктов и технологий как
в традиционных отраслях, для которых типичны лишь по-
шаговые инновации, так и для новых, быстро развивающих-
ся: сетевое сотрудничество является важным инструментом
и при мобилизации ресурсов, и при более эффективном ис-
пользовании существующих ресурсов.
В практическом плане применение сетевого подхода
в логистике дает возможность использовать графические
методы планирования в сочетании с элементами вероят-
ностных моделей распределения длительностей отдельных
этапов работ.
Система сетевого планирования и управления (СПУ) —
совокупность научно обоснованных положений органи-
зации и управления производством, основанной на моде-
лировании процесса с помощью сетевого графика на базе
применения теории графов, теории вероятностей и ком-
пьютерных технологий.
Система СПУ позволяет формировать календарный
план реализации сложного комплекса работ, определять
и мобилизовать резервы времени, предупреждать возмож-
ные срывы в ходе работ, осуществлять оперативную кор-
ректировку планов.
Первоначально разработка СПУ вызывалась необходи-
мостью обоснованного прогнозирования срока окончания
крупных бизнес-проектов, однако по мере развития этих
4.5. Методы сетевого планирования и управления
(ПС гем и компьютерных технологий они стали применять-
ги Д.ЛЯ решения значительно более широкого круга задач.
І»ѵлучи эффективным средством планирования и управ-
ичіия, сетевые методы вместе с тем отличаются простотой
и доступностью, что в немалой степени способствовало их
ы.к грому освоению на практике. В настоящее время воз-
можпо применение СПУ как в форме однократного исполь-
юпапия сетевых методов и моделей, так и в форме постоян-
но действующей системы СПУ как составной части более
сложных систем управления. В этом случае методы СПУ
< очо гаются с применением ряда экономико-математических
мс годов, в первую очередь таких, в которых использование
і ѵ ісвых моделей особо показательно и результативно (тео-
рия массового обслуживания).
Преимущества СПУ весьма велики, поскольку система
ікківоляет:
- сформировать календарный план реализации слож-
ного бизнес-проекта;
— определить и мобилизовать резервы времени, мате-
риальных, финансовых, информационных, трудовых ре-
сурсов;
— осуществить реализацию логистического принципа
4 гочно в срок» с прогнозированием и предупреждением
возможных срывов в ходе реализации проекта;
— производить оперативную реализацию бизнес-проекта;
— повышать эффективность менеджмента при четком
распределении ответственности между руководителями
разного уровня и исполнителями и необходимом делегиро-
иаиии полномочий.
Особенностью методов СПУ является не только модели-
рование всего комплекса работ, но и выявление тех участ-
ков, от которых в наибольшей степени зависит выполнение
исего бизнес-проекта в установленные сроки. Этот метод
учитывает все многообразие связей между отдельными ра-
ботами, позволяет оценить влияние отклонения от плана
на дальнейший ход работы и способствует оптимизации
процесса управления всем ходом работ.
Основным элементом системы СПУ является сетевая
модель, отображающая с любой степенью детализации план
иыполнения некоторого комплекса взаимосвязанных работ,
заданного в специфической форме сети, наглядное изобра-
жоние которой представляет собой сетевой график. Сетевым
графиком называется наглядное изображение последователь-
Глава 4. Логистические системы
ности и взаимной логаческой связи всех работ, выполняемых
в процессе разработки и пол5�аемых при этом результатов,
вплоть до достижения конечной цели. Различают системы
СПУ с детерминированными и вероятностными моделями.
Всем моделям свойственны общие принципы:
— по каждому объекту составляются сетевые графики —
условные экономико-математические модели, отражающие
весь ход выполнения работ от начала до завершения;
— сроки проведения работ по отдельным этапам опреде-
ляются исходя из конечного срока;
— при составлении сетевого графика используются сле-
дующие исходные материалы: задание на проектирование,
проектно-конструкторская документация, проекты произ-
водства работ, действующие технологические процессы,
графики поставок ресурсов, оборудования, документации.
Главными элементами сетевого графика являются по-
нятия событие ѵі работа. Термином «работа» обозначается
совокупность приемов и действий, необходимых для вы-
полнения конкретной задачи или достижения определен-
ной цели. Работа выражает сложное понятие и подразделя-
ется на работу-действие, работу-ожидание и зависимость
(фиктивную работу).
Работа-действие — процесс, происходящий во времени,
и требующий затрат ресурсов (материальных, информаци-
онных, финансовых, трудовых). Каждая работа-действие
конкретна, определенна, имеет ответственного исполнителя.
Она переводит одно событие в другое и на сетевом графике
изображается сплошной линией со стрелкой. Примеры по-
добной работы: закупка материальных ресурсов, изготовле-
ние конечной продукции, испытание конструкции.
Работа-ожидание — процесс, происходящий во времени,
но не требующий ресурсных затрат. Работа-ожидание пере-
носит событие во времени и на сетевом графике также изо-
бражается сплошной линией со стрелкой. К таким работам
относятся процесс сушки изделия естественным путем по-
сле покраски, твердение бетона при строительных работах.
Зависимость (фиктивная работа) показывает логи-
ческую связь между двумя или несколькими событиями;
не требует ресурсных и временных затрат, но указывает
на то, что возможность начала одной работы непосред-
ственно зависит от результатов другой. Ее продолжитель-
ность принимается равной нулю и на сетевом графике она
изображается пунктирной линией со стрелкой.
4�. Методы сетевого планирования и управления
То])мином событие обозначается некоторый итог, ре-
іѵлі. гат, состояние, момент завершения процесса, которым
і.ікапчивается какая-либо работа. Событие отражает этап
иі.пюлнения комплекса работ, причем этот результат дол-
жен быть достаточным для начала последующей работы.
Иначе говоря, событие может свершиться только тогда,
коі да закончатся все работы, ему предшествуюш;ие, а после-
дующие работы могут начаться только тогда, когда событие
< игршится. Для всех непосредственно следующих за ним
р.іГют событие является начальным или предшествующим,
.1 для всех непосредственно предшествующих ему работ —
конечным или последующим. Событие не имеет продол-
ам цельности, совершается как бы мгновенно; оно должно
им(�ть точную формулировку, включающую в себя резуль-
гзт всех непосредственно предшествующих ему работ.
События могут быть простыми и сложными. Простое со-
Г)ы гие характеризуется результатом выполнения одной рабо-
іы, а сложное событие — двух и более работ. Среди событий
иыДеляют исходное и завершающее события. Исходное собы-
тие не имеет предшествующих работ и событий, относящихся
к отраженному в сетевой модели комплексу работ. Завершаю-
щее событие не имеет последующих работ и событий.
Если в сетевой модели нет числовых оценок, то такая
гѵтъ называется структурной. Однако чаще всего исполь-
зуются сети, в которых заданы оценки продолжительности
работ (указываемые в часах, неделях, месяцах и т.д. над
соответствующими стрелками), а также оценки других по-
казателей (трудоемкости, стоимости). Ориентация и раз-
меры стрелок (топология сети) принципиального значения
110 имеют, так же как сетевой график не имеет масштаба.
При построении сетевого графика необходимо соблюдать
целый ряд общепринятых правил:
1) только исходные события не имеют входящих стре-
лок, т.е. не должно быть событий (кроме исходного), кото-
рым не предшествует хотя бы одна работа;
2) только конечные события не имеют выходящих стре-
лоКу т.е. не должно быть событий, из которых не выходит
пи одна работа, за исключением завершающего;
3) каждая работа должна иметь предшествующее и по-
(ѵіедующее события;
4) не должно быть контуров и петель, соединяющих со-
бытия с ними же самими, так как это означает, что услови-
ем начала некоторой работы является ее же окончание;
Глава 4. Логистические системы
5) любые два события должны быть непосредственно свя-
заны не более чем одной работой. Нарушение этого условия
приводит к появлению на сетевом графике параллельных
работ, которые могут значительно отличаться по затрачива-
емым ресурсам. Для устранения этого нарушения вводится
фиктивное событие, фиктивная работа и одна из параллель-
ных работ замыкается на это фиктивное событие.
Рассмотрим комплекс работ подготовки производства
и изготовления определенного изделия (табл. 4.2).
Таблица 4.2
Комплекс работ подготовки производства
и изготовления изделия
|
4.5. Методы сетевого планирования и управления
Окончание табл. 4.2
Располагая выделенными событиями и связывающими
их работами, необходимо построить и упорядочить сетевой
график. Как следует из перечня работ, исходным событием
сетевого графика является событие 1 — ему не предшеству-
ют никакие работы, а завершающим — событие 9, так как
;ш ним не следует ни одна работа.
Обычно на сетевых графиках изменение времени пола-
гается слева направо, поэтому поместим событие 1 в левую
часть графика, а событие 9 — в правую часть, после чего
разместим между ними промежуточные события в некото-
ром порядке, соответственно их номерам.
События свяжем указанными в перечне работами. По-
строенный сетевой график (рис. 4.5) явно не упорядочен,
кроме того, нарушены правила построения (допущено пере-
сечение работ на графике).
Упорядочение сетевого графика заключается в том, что-
бы добиться такого расположения событий и работ, при ко-
тором для любой работы предшествующее ей событие было
расположено левее и имело меньший номер по сравнению
с завершающим эту работу событием, а все работы были на-
правлены слева направо — от событий с меньшими номера-
ми к событиям с большими номерами.
Для упорядочения условно разобьем сетевой график
на несколько вертикальных слоев, обозначив их римскими
цифрами (рис. 4.6).
|
Глава 4. Логистические системы
Рис. 4.6. Процесс упорядочения сетевого графика
Поместив в слой I начальное событие 1, мысленно вы-
черкнем на рис. 4.6 это событие и выходящие из него
стрелки, тогда без входящих стрелок останется событие 2,
которое мы поместим в слой II. Вычеркнув событие 2,
с выходящими из него работами, обнаружим, что без вхо-
дящих стрелок останутся события 3, 4, 5, которые составят
слой III. Вычеркнем события 3, 4, 5 с выходящими из них
работами — тогда в слое IV окажутся события 6 и 7. После
вычеркивания последних без входящих стрелок окажется
событие 8, которое расположим в слое V. После аналогич-
ных операций в слое VI окажется завершающее событие 9.
Теперь не представляет труда изобразить окончательный
вид графика с указанием продолжительности всех работ
(рис. 4.7).
4�. Методы сетевого планирования и управления
Рис, 4.7. Упор5ідоченный сетевой график
Заметим, что упорядоченный график отражает после-
чоиательность событий и работ гораздо более наглядно
и четко. В сложных сетях упорядочение графика явля-
ггся непременным условием его последующего анализа.
11 равильно составленный график всегда может быть упо-
рядочен, чего нельзя сказать о графике, содержащем петли
и контуры.
Любая продолжительность работ, которая начинается
исходным (начальным) событием и заканчивается завер-
шающим (конечным) событием, называется путь. Длина
(продолжительность) любого пути равна сумме продолжи-
I (ѵіьностей составляющих его работ. Все пути в сети явля-
югся необходимыми и для достижения конечной цели все
работы, лежащие на этих путях, должны быть выполнены.
()'г начального события к конечному можно построить мно-
жі�ство путей различной протяженности. Все возможные
иарианты представлены в табл. 4.3.
Таблица 43
Возможные варианты путей сетевой модели
|
Глава 4. Лошстические системы
Окончание табл. 43
Путь, имеющий наибольшую временную продолжи-
тельность, называется критическим. В нашем случае этот
вариант пути таков: 1 — 2 — 3 — 7 — 8 — 9. Критически-
ми называются также события и работы, расположенные
на критическом пути. Пути, имеющие продолжительность,
близкую к продолжительности критического пути, называ-
ются подкритическими, а остальные — ненапряженными.
Критический путь является центральным поняти-
ем СПУ. Важнейшей целью анализа сетевого графика
по критерию времени является установление общей про-
должительности всего комплекса работ. Общая продолжи-
тельность определяется не всеми работами сети, а лишь
лежащими на критическом пути. Увеличение времени или
задержка выполнения любой критической работы ведет
к задержке завершения всего комплекса работ, в то вре-
мя как отсрочка выполнения некритических работ может
и не отразиться на сроке наступления завершающего со-
бытия. Отсюда следует, что первоочередное внимание
надлежит уделить своевременному выполнению критиче-
ских работ, обеспечению их необходимыми материальны-
ми, информационными, финансовыми, трудовыми и пр.
ресурсами с тем, чтобы выдержать срок выполнения все-
го комплекса работ. Если критический путь по первона-
чально составленному графику оказался продолжитель-
ней планового срока, то для его уменьшения необходимо
выявить возможности сокращения именно критических,
а не любых других работ. В этом и проявляется логисти-
ческое содержание метода СПУ.
|
4.5. Методы сетевого планирования и управления
Псли длительности работ не являются детерминирован-
пыми величинами, то каждая работа оценивается следую-
щими возможными сроками исполнения:
�шіп ~ оптимистическая оценка — минимальный срок,
It гечение которого будет выполнена работа в наиболее бла-
гоприятных условиях;
— пессимистическая оценка — максимальный
ПідХ - - -
срок, необходимый для выполнения работы при наибо-
j\cc неблагоприятных условиях;
— наиболее вероятная продолжительность времени,
показывающая время выполнения работы в нормальных
условиях;
�ож " ожидаемая продолжительность работы; опреде-
ляется на основании вышеуказанных оценок по одной
пз формул:
t — �тах f — ��min ��max
�ож 0 или �ож �
Исходной информацией сетевой модели являются:
— сеть с единственным исходным событием 1 и един-
ственным завершающим событием 9, которое является
(Ѵіинственным целевым в модели;
— продолжительность каждой из комплекса работ, пред-
ставленных в сети, при этом фиктивным работам соответ-
ствует нулевая продолжительность.
Кроме того, исходная информация содержит момент на-
чала выполнения комплекса работ, т.е. момент наступления
исходного события, а также плановый срок наступления за-
вершающего события, т.е. всего комплекса работ.
Любой план однозначно определяет момент заверше-
ния комплекса работ и если задан плановый срок, то кри-
I ический путь модели не должен превышать этого срока.
Іхли продолжительность критического пути не превышает
плановый срок или в исходной информации таковой от-
(·утствует, то допустимый план существует и выполнение
(ТО реально. При этом момент наступления событий, на-
чала и окончания работ определяются исходной информа-
цией не обязательно однозначно: они могут варьироваться
и определенных диапазонах. При анализе сетевого графика
определяются параметры, ограничивающие этот диапазон.
При анализе сетевого графика определяются параметры,
ограничивающие эти диапазоны.
Глава 4. Логистические системы
Для каждого события определяются:
ГР — ранний срок наступления события — минимальный
из возможных моментов наступления данного события при
заданных продолжительностях работ и начальном момен-
те без учета планового срока завершения комплекса работ.
Ранний срок наступления события определяется продолжи-
тельностью максимального пути, предшествующего этому
событию, так как событие не может свершиться до наступле-
ния всех предшествующих ему событий и выполнения всех
предшествующих работ. Наступление события может быть
задержано до тех пор, пока срок его наступления и продол-
жительность максимального из последующих за ним путей
не превысит длины критического пути;
7� — поздний срок наступления события — максимальный
из допустимых моментов наступления данного события, при
которых еще возможно выполнение всех последующих работ
с соблюдением планового срока наступления завершающего
события. Поздний срок наступления события определяется
разностью между длительностью критического пути и про-
должительностью максимального пути, следующего за этим
событием до завершающего события сети;
R — резерв времени события — допустимый срок, на ко-
торый можно задержать наступление этого события, не вы-
зывая при этом увеличения срока выполнения всего ком-
плекса работ. Резерв времени события определяется как
разность между поздним и ранним сроками его наступле-
ния. Временные параметры событий для нашего сетевого
графика представлены в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Временные параметры событий
|
4.5. Методы сетевого планирования и управления
Для каждой работы определяются:
— ранний срок начала работы — минимальный из воз-
можных моментов начала данной работы при заданных
продолжительностях работ и заданном начальном момен-
ге. Ранний срок начала работы совпадает с ранним сроком
наступления ее начального события;
— ранний срок окончания работы — минимальный
из возможных моментов окончания данной работы при за-
данных продолжительностях работ и заданном начальном
моменте. Превышает ранний срок ее начала на величину
продолжительности этой работы;
— поздний срок начала работы — максимальный
из допустимых моментов начала данной работы, при кото-
рых еще возможно выполнение всех последующих работ
с соблюдением планового срока наступления завершающе-
го события. Меньше позднего срока ее окончания на вели-
чину продолжительности этой работы;
— поздний срок окончания работы — максимальный
из допустимых моментов окончания данной работы, при
которых еще возможно выполнение всех последующих ра-
бот с соблюдением планового срока наступления заверша-
ющего события. Совпадает с поздним сроком наступления
ее конечного события;
RP — общий (полный) резерв времени работы — макси-
мальное время, на которое можно отсрочить начало или
увеличить продолжительность работы, не изменяя задан-
ный срок наступления завершающего события. равен ре-
зерву максимального из путей, проходящего через эту ра-
боту. Полный резерв можно использовать при выполнении
данной работы, если ее начальное событие наступит в ран-
ний срок и можно допустить наступление ее конечного со-
бытия в его поздний срок;
— частный (свободный) резерв времени работы —
максимальное время, на которое можно отсрочить начало
или увеличить продолжительность этой работы при усло-
вии, что все события сети наступают в свои ранние сроки.
Частный резерв времени может быть использован в случае,
когда окончание предыдущей работы произошло в поздний
допустимый срок, а последующие работы хотят выполнить
в ранние сроки.
Значения ранних и поздних сроков начала (окончания)
работ, а также общего и частного резервов времени приве-
дены в табл. 4.5.
Глава 4. Логистические системы
Таблица 43
Временные параметры работ
Если плановый срок совпадает с полученной продолжи-
тельностью критического пути, то работу по составлению се-
тевого графика и расчету его параметров можно считать за-
конченной. Если же полученный срок превышает плановый,
следует принять меры по сокращению критического пути,
провести корректировку или оптимизацию сетевого фафика.
Анализ сетевого графика направлен на выявление воз-
можности сокращения общего срока выполнения всего ком-
плекса работ за счет уменьшения продолжительности работ
критического пути. При этом длительность критических
работ, обладающих резервами времени, может быть увели-
чена без ущерба для общего срока выполнения работы.
Заметим, что сама по себе величина резерва времени еще
не в достаточной степени характеризует зависимость вы-
полнения всего комплекса от той или иной работы некри-
|
4.5. Методы сетевого планирования и управления
I ического пути. Важно, с какой последовательностью ра-
Гют этот резерв времени соотносится. Степень сложности
ныполнения в срок каждой из работ некритического пути
характеризует коэффициент напряженности работы (К") —
отношение продолжительности несовпадающих отрезков
мути, одним из которых является путь максимальной про-
должительности, проходящий через данную работу, а дру-
гим — критический путь:
t -t'
_ max кр
~ t -t' '
кр кр
где — продолжительность максимального пути, про-
ходящего через данную работу; — продолжительность
критического пути; — продолжительность отрезка рас-
сматриваемого пути, совпадающего с критическим путем.
Коэффициенты напряженности работ рассматриваемого
комплекса приведены в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Коэффициенты напряженности работ
|
Глава 4. Логистические системы
Коэффициент напряженности работ — величина
относительная: различные работы с одинаковым общим
резервом времени могут характеризоваться различными
коэффициентами напряженности, и, напротив, при раз-
личных общих резервах времени возможны одинаковые
коэффициенты напряженности. Величина коэффициента
напряженности лежит в интервале от О до 1, при этом наи-
больший коэффициент напряженности (К" = 1) у работ,
лежащих на критическом пути. Чем ближе коэффициент
напряженности работы к 1, тем сложнее выполнить ее
в установленные сроки и тем больше внимания в процессе
организации и проведения работ должно быть ей уделено.
Рассчитанные коэффициенты напряженности позволяют
классифицировать работы по следующим зонам напря-
женности:
— критическая — с коэффициентом напряженности
от 1 до 0,8: работы 1—2, 2—3, 2—5, 5—6, 3—7, 5—7, 6—8, 7—8,
8-9;
— подкритическая — с коэффициентом напряженности
от 0,8 до 0,6: работа 1—3;
— резервная — с коэффициентом напряженности менее
0,6: работы 1—4, 2—4, 4—6, 2—7, 3—9, 7—9.
Работа по оптимизации сетевого графика представляет со-
бой процесс улучшения организации выполнения комплекса
работ с учетом срока его выполнения. Оптимизация графи-
ка осуществляется с целью сокращения продолжительности
критического пути, выравнивания коэффициентов напря-
женности работ, рационального использования имеющегося
ресурсного потенциала. На сокращение продолжительности
работ, лежащих на критическом пути, нацелен комплекс ме-
роприятий, важнейшими из которых являются:
— перераспределение различных ресурсов — временных
(использование резервов времени, некритических путей),
материальных, трудовых, финансовых (перераспределе-
ние части сырья и материалов, мощностей и оборудования,
исполнителей, денежных средств) с некритических путей
на работы критического пути;
— снижение трудоемкости работ критического пути
за счет передачи части работ на другие пути, обладающие
резервами времени;
— выполнение трудоемких работ критического пути па-
раллельно;
4.6. Трансакционные операции и критические точки логистических цепей 149
— пересмотр и изменение состава работ и структуры
иссй сети.
Теоретически конечным результатом оптимизации се-
кчюго графика является равенство любого полного пути
длине нового критического пути и, следовательно, равная
напряженность всех работ, чего практически не всегда уда-
г гся добиться.