Складирование

в интегрированных цепях поставок, будучи одним

из основных звеньев между производителями и потреби-

гелями продукции, склады представляют собой важную

часть любой логистической системы. Складирование как

логистическая функция играет важную роль в форми-

ровании стандартов обслуживания потребителей и под-

держания заданного уровня при наименьших возможных

затратах. В этой ситуации четко прослеживается коор-

динирующая функция логистики. Если функциональ-

ное целеполагание маркетинг-менеджмента направлено

па распределение ресурсов, направленное на максималь-

но возможную долгосрочную рентабельность компании,

го логистика осуществляет функциональное обеспечение

достижения этой цели при минимизации общих издержек.

К последним в этом случае относят: транспортные затраты,

затраты на складирование, затраты на формирование зака-

;юв и информационное обеспечение, затраты на формиро-

нание партии производства продукции (и/или отправки),

;штраты на содержание запасов. Складские структуры осу-

піествляют хранение ресурсов на всех этапах воспроизвод-



Глава 7. Функциональные области логистики


ственного процесса (сырья, материалов, покупных полу-

фабрикатов, деталей, узлов, собственного незавершенного

производства, готовой продукции): в месте их производ-

ства, в пространстве распределения и в месте потребления.

В последнее время для выполнения аналогичных функций

используются распределительные центры (distribution

center), однако эти термины не идентичны и принято счи-

тать, что склад представляет собой более широкое понятие

(табл. 7.12).

Таблица 7.12

Сравнительная характеристика складов

и распределительных центров

Как видно склады выполняют более широкий спектр

собственно складских функций и операций, но их реали-

зация осуществляется в большей степени в логистической

системе предприятия, чем в интегральной цепи поставок.

Распределительные центры более ограничены собственно

в логистике складирования, но для них характерны и про-

чие бизнес-активности, выходящие за пределы логистиче-

ской системы отдельного предприятия и реализуемые в ин-

Параметры Склады Распределительные центры    
1. Объект хранения Полный ассорти- мент продукции Минимальные за- пасы продукции массового спроса    
2. Производствен- ные циклы Приемка Хранение Комплектация Отгрузка Приемка Отгрузка    
3. Добавленная стоимость Минимальная Большая (возможна конечная сборка продукции)    
4. Характер инфор- мации По партиям про- дукции В режиме реального времени    
5. Целеполагание Минимизация опе- рационных затрат для удовлетворения условий поставки Получение макси- мальной прибыли за счет наиболее полного удовлетво- рения требований условий поставки    
 


ж Складирование



іггральных цепях поставок. Функции распределительных

центров в большей степени направлены на взаимодействие

с потребителями. В дальнейшем под термином «склад» мы

йуяем понимать и собственно склады, и распределительные

и.логистические центры.

Склады — это здания, сооружения и разнообразные

уггройства, предназначенные для приемки, размещения

и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их

к потреблению и отпуску потребителю. Изготовителю про-

дукции необходимы склады сырья и исходных материалов,

с помощью которых обеспечивается непрерывность про-

изводственного процесса. Склады готовой продукции по-

зволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность

(быта. На складах торговли накапливаются и ожидают сво-

ѵѵо потребителя готовые изделия.

Основными проблемами логистики складирования, ко-

торые не могут быть решены лишь в рамках этого функци-

онального менеджмента, а требуют взаимодействия в дру-

гими видами и уровнями функционального управления,

являются:

— выбор между собственным складом и складом общего

пользования;

— определение количества складов и размещения склад-

ской сети;

— обоснование размера и места расположения складов;

— выбор системы складирования.

В рамках собственно логистики складирования решают-

ся следующие основные задачи:

— рациональная планировка склада при выделении ра-

бочих зон, способствующая снижению затрат и усовершен-

ствованию процесса переработки грузов;

— эффективное использование пространства при рас-

становке оборудования, что позволяет увеличить мощность

склада;

— использование универсального оборудования, выпол-

няющего широкий спектр складских операций;

— минимизация маршрутов внутрискладской перевозки

с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличе-

ния пропускной способности склада;

— осуществление унитизации партии отгрузок и приме-

нение централизованной доставки;

— максимальное использование возможностей инфор-

мационных систем.



Глава 7. Функциональные области логистики


Представление об оптимально организованной Логисти-

ческой системе как о системе без складов нельзя признать

убедительным. Логистика как функциональный менед-

жмент работает с категориями потоков и запасов, а потому

результативность в логистике достигается правильным со-

четанием складского и транзитного способов продвижения

ресурсов от первичного источника сырья вплоть до конеч-

ного потребителя.

Хозяйственная деятельность невозможна без функции

хранения, которую первоначально осуществляли потреби-

тели продукции. Развитие транспорта сделало возможной

специализацию, и функцию хранения приняли на себя

производители продукции, предприятия оптовой и роз-

ничной торговли. Склад стал рассматриваться как необ-

ходимое для завершения маркетингового процесса место

хранения товаров, обеспечивающее последнему встречу

с потребителем. Склады воспринимались как неизбежное

зло, добавляющее дополнительные издержки к процессу

физического распределения продуктов. При этом оста-

валась недооцененной функция складов по накоплению

и формированию необходимого ассортимента продуктов,

Склады признавались необходимым средством выживания,

но при этом мало внимания уделялось совершенствованию

процессов хранения и обработки запасов.

По мере роста масштабов хозяйственной деятельности

была осознана необходимость повышения эффективности

складского хозяйства, при этом по мере совершенствования

техники прогнозирования и календарного планирования

производства реальная необходимость в содержании боль-

ших товарно-материальных запасов сокращалась. Постепен-

но улучшалась координация производственных процессов,

реже стали происходить сбои и задержки в производствен-

ном цикле. В связи с сезонными колебаниями объемов произ-

водства и сбыта нужда в складах по-прежнему сохранялась,

но общая потребность в запасах для поддержки производ-

ства существенно уменьшилась. Вместе с тем возрастала по-

требность в складском хранении запасов в сфере розничной

торговли, перекрывая сокращение производственных по-

требностей в складских мощностях. У розничных магазинов

возникла необходимость держать в запасе все более широкий

ассортимент продуктов, которые было экономически невы-

годно заказывать малыми партиями у каждого производи-

теля. Высокие расходы на транспортировку малых партий


7.6. Складирование



грузов практически лишили розничных торговцев возмож-

ности размещать заказы непосредственно у производителей.

И результате усилилась нужда в использовании складов для

гиоевременной и экономичной поставки в сферу розничной

торговли необходимого ассортимента продуктов. Оптовые

< і руктуры и вертикально интегрированные компании роз-

ничной торговли создали достаточно эффективные системы

складского хозяйства, способные обеспечивать потребности

розничной сети.

Опыт эффективного управления оптовыми складами

был заимствован и производителями. Для фирм с развет-

пленной сетью производственных мощностей эффективное

складское хозяйство открывало путь к сокращению запасов

сырья и полуфабрикатов, позволяло снизить издержки при

одновременной оптимизации производства. Складирова-

II не стало интегрированным элементом производственных

стратегий, основанных на принципах снабжения «точно

и срок» и отсутствия запасов. Основная идея логистиче-

ской концепции «точно в срок» заключается в уменьшении

запасов незавершенного производства, а этого невозможно

достичь без надежной системы снабжения. Для того чтобы

наладить такую надежную систему снабжения требуется

сеть складов, размещенных в стратегически выгодных пун-

ктах. Развитое складское хозяйство становится жизненно

иажным интегрированным элементом производства.

Что касается логистических потоков готовой продукции,

го склады позволяют поставлять потребителям смешанные

отправки нужных продуктов. Поставка смешанных пар-

тий продукции непосредственно от производителей дает

два преимущества: сокращает логистические издержки

(за счет льготных тарифов при транспортировке консоли-

дированных партий грузов) и позволяет снизить запасы

малоходовых товаров, потому что они могут поставляться

мелкими партиями в составе консолидированных грузов.

/[алее главным направлением развития складского хозяй-

ства стало повышение гибкости и эффективности исполь-

зования информационных технологий. Гибкость необходи-

ма для удовлетворения растущих требований потребителей

к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование

информационных технологий увеличивает гибкость, давая

іюзможность складским операторам быстрее реагировать

на изменения и оценивать результаты деятельности в са-

мых разных условиях.



Глава 7. Функциональные области логистики


Необходимость создания и существования запасов объ-

ясняется следующими причинами:

1) необходимость сокращения издержек доставки —

транспортировки и производства (т.е. общих издержек);

2) необходимость координации и достижения динамич-

ного баланса между спросом и предложением;

3) требование ритмичности и непрерывности производ-

ства и потребления;

4) требование гибкой и реактивной реакции на колеба-

ния спроса;

5) возможность экономии издержек за счет превентив-

ных и масштабных закупок по более низким ценам;

.6) возможность более широкого охвата рынка;

7) возможность реализации эффективных маркетинго-

вых стратегий.

Склад в логистике используется только тогда, когда это

позволяет улучшить общие показатели логистического про-

цесса. Таким образом, роль склада заключается в создании

условий для оптимизации материального потока. Следует

назвать следующие логистические функции складской си-

стемы:

1) выравнивание интенсивности материальных потоков

в соответствии со спросом потребителей;

2) преобразование ассортимента материального потока

в соответствии с заказом клиента;

3) обеспечение концентрации и хранения запасов;

4) сглаживание асинхронности производственного про-

цесса;

5) формирование партии отгрузки;

6) предоставление материальных, организационно-ком-

мерческих, собственно складских и транспортно-экспеди-

ционных услуг.

Логистика ставит задачу эффективной организации вну-

трискладских процессов, а также задачу технической, тех-

нологической и планово-организационной сопряженности

внзггрискладских процессов с процессами, происходящими

в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике рассматривают как элементы си-

стем товародвижения и в то же время как самостоятельные

системы. Соответственно, выделяются две группы задач:

— задачи, связанные со складами, возникающие при

проектировании систем товародвижения;

— задачи по складам как самостоятельным системам.


7.6. Складирование



Исходя из требований логистического подхода, склад дол-

л<ѵ\\ рассматриваться не изолированно, а как интегрированная

составная часть логистической цепи. Только такой подход по-

іиолит обеспечить успешное выполнение основных функций

склада и достижение высокого уровня рентабельности.

Функционирование логистических систем — процесс

многогранный, включающий в себя технико-технологи-

чсские, экономические, организационные, информацион-

ные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проекти-

рования, с точки зрения складской подсистемы, должен

определять место складского звена в логистической цепи,

л также формулировать требования к складам в соответ-

ствии с целями функционирования всей логистической

системы. Несомненно, вопросы функционирования склада

как существенной части логистической системы, являются

ключевыми. Перечислим основные виды складских услуг.

Материальные услуги связаны с выполнением операций

МО повышению технологической готовности продукции

к производственному потреблению согласно заказам по-

іребителей в системе снабжения (нарезка, раскрой, расфа-

совка, комплектование и пр.).

Организационно-коммерческие услуги направлены на по-

вышение эффективности процессов товарно-денежного

обмена (реализация излишних материальных ценностей

путем перераспределения и на комиссионных началах, реа-

лизация промышленных отходов, сдача в прокат, аренду

оборудования, техники, аппаратуры и т.д.).

Складские услуги — выполнение операций складирова-

ния за оплату, прием материальных ценностей на времен-

ное хранение, сдача в аренду складских площадей.

Транспортно-экспедиционные услуги связаны с доставкой

грузов клиентам собственным или арендованным транспор-

том.

Складирование создает конкурентные преимущества двух

типов — экономические (ценовые) и сервисные (неценовые).

Включение складской подсистемы в логистическую систему

представляет собой стратегическое корпоративное решение

и обосновывается соотношением затрат и эффекта.

Экономический эффект складирования возникает, когда

использование одного или более складов ведет к непосред-

ственному сокращению общих логистических издержек. От-

дачу от инвестиций в развитие складского хозяйства следу-

ет представлять в виде экономического эффекта, поскольку



Глава 7. Функциональные области логистики


он поддается измерению и выражается непосредственно

в стоимостных показателях. Так, если включение в логи-

стическую систему еще одного склада ведет к сокращению

совокупных транспортных расходов на величину, превы-

шающую сумму постоянных и переменных затрат на со-

держание этого склада, можно говорить о снижении общих

издержек. При любом сокращении общих логистических

издержек эксплуатация склада экономически оправдана.

Бауэрсокс и Клосс указывают, что складирование создает

четыре основных вида конкурентных преимуществ, в числе

которых консолидация, разукрупнение, доработка/отсроч-

ка и накопление запасов. Рассмотрим каждый из них.

Консолидация грузов. Складирование создает конкурент-

ные преимущества за счет консолидации отправок грузов.

Консолидирующий склад получает от ряда предприятий-

производителей продукцию, предназначенную определен-

ным заказчикам, и формирует из нее более крупную сме-

шанную (консолидированную) партию отправки. При этом

эффект заключаются в максимальном сокращении транс-

портных расходов и в том, что на разгрузочной площадке

заказчика не возникает транспортных заторов. Таким об-

разом, склад вбирает в себя товарно-материальные потоки,

поступающие от производителей, и выпускает их в форме

крупных отправок потребителям. Чтобы обеспечить эф-

фективность операций по консолидации отправок, каждый

производитель продукции должен использовать склад в це-

почке поставок в качестве пункта хранения произведенной

продукции, а также в качестве пункта сортировки и ком-

плектования грузовых отправок. Главное преимущество

консолидации заключается в возможности укрупнения

партии товаров, отправляемых в определенный район сбы-

та. Консолидирующий склад может использоваться одной

фирмой или совместно несколькими компаниями. Это дает

возможность всем производителям (грузоотправителям),

пользующимся услугами склада, сокращать расходы на рас-

пределение своей продукции по сравнению с вариантом,

когда каждый из них осуществлял бы доставку своих про-

дуктов потребителям индивидуально.

Разукрупнение и перевалка грузов. Эти операции схожи

с тем, которые осуществляют консолидирующие склады,

только в них не входит функция хранения. При этом на сор-

тировочный терминал (склад разукрупнения) доставляют

грузы от производителей, предназначенные нескольким

заказчикам, разделяют их на более мелкие партии в соот-


7.6. Складирование



ис ічтвии с заказами и отправляют каждому потребителю.

Грузы на сортировочный терминал доставляют большими

па|)тиями, что обеспечивает экономию транспортных рас-

ходов и облегчает организацию транспортировки.

Использование перевалочных терминалов типично для

гпабжения розничной торговли товарами массового спроса.

Полученный груз, если он не имеет адресной маркировки

«иіределенному потребителю, сперва распределяют среди

іаказчиков либо, если он маркирован, сортируют в соот-

іи�гствии с конкретными заказами. Далее, транспортное

средство со смешанной партией продуктов от разных про-

изводителей доставляет груз на предприятие розничной

горговли. Преимущество этой схемы заключается в том, что

гранспортировка от производителей на склад и со склада

розничным торговцам осуществляется с загрузкой транс-

портных средств по полной транзитной норме, а поскольку

продукция на складе не хранится, экономятся еще и склад-

ские расходы. Кроме того, благодаря полной загрузке транс-

портных средств достигается оптимизация использования

погрузочно-разгрузочных площадок склада.

Доработка/отсрочка, Склад можно использовать и для

гого, чтобы варьировать во времени процесс окончатель-

ной доработки или сборки продукции предприятий. Склад,

располагающий оборудованием для маркировки продуктов,

позволяет отсрочить окончательную подготовку продукта

к потреблению до тех пор, пока на него не будет предъяв-

лен реальный спрос. Когда дело касается продуктов, про-

даваемых в розницу под частными торговыми марками

магазинов, такой образ действий дает производителю воз-

можность не заботиться о том, кто будет заказчиком его

продукции. Когда поступит конкретный заказ от того или

иного розничного торговца, склад может быстро промарки-

ровать продукцию и отправить ее заказчику.

Подобная услуга обеспечивает двойное преимущество:

і»о-первых, минимизируется риск, поскольку окончатель-

ную доработку и упаковку осуществляют только после

гого, как появился определенный заказчик со своими тре-

бованиями к маркировке и упаковке; во-вторых, она позво-

ляет сократить запасы, поскольку одну и ту же продукцию

можно по-разному маркировать и упаковывать. Снижение

риска и уровня запасов ведет к сокращению общих издер-

жек логистики несмотря даже на то, что маркировка и упа-

ковка на складе обходится дороже, чем на предприятии-

изготовителе.



Глава 7. Функциональные области логистики


Накопление запасов. Для некоторых отраслей предпри-

нимательской деятельности необходимо создание запасов

сезонной продукции. Это касается как заготовки необхрди-

мых сырьевых ресурсов, так и сроков реализации продук-

ции. Обе ситуации требуют длительного хранения сырья

и продукции. Накопление запасов создает своего рода за-

щитный буфер, позволяющий наладить эффективное про-

изводство в условиях ограничений, связанных с источника-

ми ресурсов и колебаниями потребительского спроса.

Эффективность сервиса. Снижение логистических издер-

жек не может быть самоцелью логистического менеджмента.

Целенаправленное понижение логистических издержек воз-

можно лишь в ситуации отсутствия необходимости повыше-

ния уровня логистического обслуживания, что в условиях

постоянного ужесточения конкурентного противостояния

случается довольно редко. Чаще возникает задача повыше-

ния логистического сервиса при сохранении существующего

бюджета. Обычно же значительный рост уровня логистиче-

ского обслуживания сопровождается увеличением бюджета

логистики — все дело в опережающем темпе роста эффекта

по отношению к инвестициям. Когда наличие склада оправ-

дывается главным образом сервисными преимуществами,

это означает, что основная его задача состоит в усилении

способности всей логистической системы в целом создавать

полезность места и времени. Такого рода отдачу от вложе-

ний капитала затруднительно формализовать и подвергн5ггь

количественной оценке, поскольку требуются сопоставления

издержек и уровня сервиса. Складирование обеспечивает

пять видов сервисных конкурентных преимуществ: при-

ближение запасов к рынку, формирование рыночного ассор-

тимента, комплектование смешанных грузовых отправок,

обеспечение производства и создание эффекта присутствия

на рынке. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Приближение товарных запасов к месту реализации. При-

ближение запасов к местам потребления — результат успеш-

ного физического распределения. Наиболее часто к этому

приему прибегают производители сезонного или ограничен-

ного ассортимента продукции. Вместо того чтобы хранить

запасы на торговых складах постоянно или снабжать рын-

ки непосредственно со складов готовой продукции произ-

водственных предприятий, можно в необходимый момент

продвинуть запасы к основным рынкам, чтобы сократить

сроки поставки. Это позволяет распределить товары на скла-

дах вблизи ключевых потребителей как раз накануне подъе-


7.6. Складирование



Mil сезонных продаж. По окончании сезона нераспроданные

ілпасы продукции возвращают на центральный склад.

Формирование рыночного ассортимента. Ассортимент-

IIый склад — место сосредоточения рыночного ассорти-

мента продукции в фазе ожидания заказов потребителей.

Подобные склады используют производители продукции,

з іакже оптовые и розничные торговцы. Складской ас-

сортимент может быть смешанным, состоящим из многих

МИДОВ продукции, поставляемой на рынок разными произ-

иодителями, или специальным, составленным по желанию

конкретного заказчика. В первом случае оптовый продавец

будет держать на складе продукцию ряда поставщиков, что-

б!>1 обеспечить потребителям широкий выбор. Во втором

случае оптовик подберет полный комплект смешанной по-

с гавки в соответствии с заказом.

Как логистическая функция формирование рыночного ас-

сортимента отличается от приближения товаров к месту реали-

зации интенсивностью и продолжительностью использования

сісладских мощностей. Приближая товар к месту реализации,

(1)ирма обычно держит в запасе узкий ассортимент продуктов

и размещает их на непродолжительный срок на множестве

малых складов, расположенных вблизи конкретных рынков.

Ассортиментные склады, напротив, немногочисленны, распо-

ложены в стратегически важных пунктах, работают круглый

год и держат широкий ассортимент продуктов.

Комплектование смешанных отправок. Комплектование

смешанных отправок грузов на складе функционально на-

поминает процесс разукрупнения и сортировки (принося-

щий экономический эффект), при этом данная операция

может охватывать несколько отправок от производителя.

Когда производители продукции рассредоточены в про-

странстве, пересортировка и транзитное комплектование

ірузов на региональном складе позволяет снизить транс-

портные издержки и объем складских запасов. Обычно

продукция поступает с производственного предприятия

па склад крупными партиями по возможно низкому тари-

фу. По прибытии на склад транзитной комплектации транс-

порт разгружают и составляют смешанные партии отправок

для определенных заказчиков или рынков. Экономичность

комплектования смешанных отправок на промежуточных

складах традиционно поддерживается специальными тари-

фами, представляющими собой разновидность транзитной

скидки. При подобной тактике формирования смешанных

отправок к поступающим грузам могут добавляться про-



Глава 7. Функциональные области логистики


дукты, регулярно хранящиеся на складе. Склад, осущест-

вляющий комплектование смешанных грузовых отправок,

обеспечивает сокращение совокупного объема запасов в /ло-

гистической системе. При этом данная функция приносит

сервисный эффект, так как партии отправок подбирают

в точном соответствии с содержанием конкретного заказа.

Материально-техническое обеспечение производства.

Специфические организационно-технологические особен-

ности производственного процесса иногда требуют доволь-

но большого запаса некоторых ресурсов. В таких случаях

склады осуществляют постепенную поставку материалов,

покупных полуфабрикатов, узлов и деталей на сборочное

предприятие. Создание страховых запасов продукции, за-

купаемой у внешних поставщиков, может быть обусловле-

но либо длительностью срока поставки, либо колебаниями

производственных потребностей. В таких и во множестве

других случаев оптимальным решением является создание

достаточных запасов на складе материально-технического

обеспечения производства, откуда материалы, детади и го-

товые узлы своевременно и с небольшими издержками по-

ступают на сборочную линию.

Эффект присутствия на рынке. Сервисные выгоды

от присутствия на рынке не столь очевидны, как от других

складских функций, но специалисты по маркетингу часто

расценивают их как крупнейшее преимущество региональ-

ных складов. Эффект присутствия на рынке основывается

на представлении, что региональный склад (и запасы про-

дукции на нем) позволяет с большей гибкостью реагировать

на запросы потребителей и быстрее осуществлять поставки,

чем в том случае, если операции ведутся с отдаленных скла-

дов. Отсюда следует идея, что размещение складов вблизи

местных рынков способствует увеличению рыночной доли

и росту прибыли. Данную функцию реализуют, как правило,

те фирмы, в которых маркетинговое целеполагание предпо-

лагает достаточный запас продукции, не только приносящей

наибольшую прибыль фирме, но той, частота востребован-

ности которой на местных рынках наиболее высокая.

Складские услуги весьма разнообразны и не сводятся

к простому хранению запасов. Более того, многие из них при

квалифицированной организации фактически сокращают

потребность в текущих запасах. Такая реорганизация склад-

ского хозяйства в соответствии с требованиями к уровню

и стоимости сервиса служит реальным доказательством ре-

зультативности современного логистического менеджмента.


7.6. Складирование



Современный крупный склад — это сложное техниче-

ское сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвя-

зи іых элементов, имеющее определенную структуру и вы-

полняющее функции по преобразованию материальных

потоков, а также накапливанию, переработке и распределе-

нию грузов между потребителями. При этом многообразие

иа|)аметров, технологических и объемно-планировочных

решений, конструкций оборудования и характеристик

разнообразной номенклатуры грузов, перерабатываемых

иа складах, относит склады к сложным системам. Основ-

ные показатели, характеризующие склад как структуру Л С,

приведены в табл. 7.13.

Таблица 7.13

Основные характеристики складской системы

Критерии Методика расчета  
Складской товарооборот Определяется суммарно (в тоннах) исходя из уров- ня товарных запасов, площади и емкости склад- ских помещений, количества стеллажей в них и ячеек для хранения товаров  
Уровень товарных запасов Планируются в днях складского товарооборота и в рублях  
Площадь и кубатура складских помещений Размер и высота складских помещений определя- ется планом и подлежит дифференциации с учетом дальнейшей эксплуатации. При этом подлежат уточнению размеры площади для зон обычного и высотного хранения, приема и отправки грузов, кранового пролета, дебаркадера, административ- ных, технических и бытовых служб  
Количество стеллажей и поддонов Количество стеллажей определяется площадью склада и шагом колонн; потребность в поддонах устанавливается по нормам, предусмотренным в нормативах технического оснащения  
Количество ячеек в стел- лажах Определяется их размером (применительно к под- лежащим хранению в них товаров) и параметрами находящихся на складе стеллажей  
Трудовые затраты Устанавливаются на обслуживающих склады работников, применительно к видам и маркам ис- пользуемых на них механизмов в расчете на едини- цу грузооборота (поддон, вагон)  
Выработка на одного работника Определяется стоимостью перерабатываемых им грузов, в расчете на единицу времени  
 



Глава 7. Функциональные области логистики


Американская Ассоциация владельцев складов выделяет

следующие функции складов общего пользования:

1) грузопереработка, хранение и распределение;

2) хранение транзитных грузов;

3) контроль и регулирование условий хранения (темпе-

ратура, влажность, освещенность, темнота и т; д;);

4) предоставление складского пространства в аренду;

5) предоставление в аренду офисных помещений и обо-

рудования;

6) предоставление информации, связанной с транспор-

тировкой грузов;

7) физическое распределение ресурсов, товаров в преде-

лах склада;

8) информационное и техническое обслуживание;

9) группировка;

10) упаковка и сортировка;

И) дезинфекция и санобработка;

12) маркировка, прикрепление ярлыков, подготовка

трафаретов, защитная упаковка;

13) почтовые услуги и экспресс-отправка;

14) погрузка-разгрузка;

15) подготовительные работы, тестирование, испыта-

ния, взвешивание и прочие виды контроля;

16) формирование грузовых партий;

17) подготовка мест и условий для специального хра-

нения;

18) подготовка, оформление и доставка товаросопрово-

дительной документации;

19) заказ и предоставление транспортных средств;

20) оборудование транспортных средств для достав-

ки негабаритных грузов;

21) оформление складских документов по приемке, пе-

реадресовке, транзиту и пр.;

22) распределение грузовых отправок;

23) подготовка и оформление грузосопроводительных

документов;

24) предоставление информации о кредитовании;

25) предоставление взаймы хранимых товаров;

26) территориально-складской сервис;

27) терминальный сервис для грузовых перевозок раз-

личными видами транспорта;

28) создание условий хранения товаров, требую-

щих нестандартного складского оборудования;


7.6. Складирование



29) открытое хранение грузов;

30) грузопереработка, хранение и затаривание мелко-

парі ионных грузовых отправок;

31) розлив, грузопереработка, хранение, бутилирование

жидких грузов;

32) грузопереработка и хранение контейнеров.

Параметры склада, одного из важнейших элементов Л С,

и каждом отдельно взятом случае могут значительно от-

личаться друг от друга. При создании складской системы

пссі да следует руководствоваться принципом, в соответ-

п ВИИ с которым лишь индивидуальное решение с учетом

пссх влияющих факторов может сделать ее рентабельной.

П го же время любые затраты должны быть экономически

оправданными, т.е. внедрение любого технологического

и гсхнического решения, связанное с инвестициями, должно

исходить из рациональной целесообразности, а не из пред-

лаі аемых технических возможностей на рынке. Различные

потребности являются причиной наличия на рынке боль-

ип)го количество разнообразных складов. Система клас-

(·и(})икация складов по различным признакам приведена

и габл. 7.14.

Таблица 7,14

Классификация складов в логистике


Признаки

Но отношению к базис-

мым функциональным

I >6ластям логистики

Но виду продукции

Но форме собствен-

ности


Классификация

— логистика снабжения;

— логистика производства;

— логистика распределения

— сырье (С);

— материалы (М);

— комплектующие (К);

— незавершенное производство (НП);

— готовая продукция (Ш);

- тара (Т);

— остатки и отходы (О);

— инструменты (И)

— собственные;

— коммерческие;

— арендуемые;

— государственных или муниципальных

предприятий



Глава 7. Функциональные области логистики


Окончание табл. 7.14

Следует отметить, что приоритетным в развитии склад-

ского хозяйства является применение одноэтажных складои

с высотной зоной хранения. Необходимо стремиться к еди-

ному пространству склада без перегородок и с максимально

Признаки Классификация  
По функциональному (распределительному) назначению — подсортировочные; — распределительные; — сезонного или длительного хранения; — транзитно-перевалочные (грузовые терминалы); — для снабжения производственных процессов  
По отношению к субъ- ектам логистической системы — производителей; — торговых компаний; — торгово-посреднических компаний; — транспортных компаний; — экспедиторских компаний; — логистических посредников  
По товарной специали- зации — специализированные; — неспециализированные; — универсальные; — смешанные  
По технической осна- щенности — частично механизированные; — механизированные; — автоматизированные; — автоматические  
По виду складских зданий, сооружений: по техническому устройству: по этажности здания: — открытые площадки; — площадки под навесом; — полузакрытые площадки; — закрытые сооружения; — многоэтажные; — одноэтажные с высотой до 6 м; — высотные; — высотностеллажные более 10 м; — с перепадом высот  
По наличию внешних транспортных связей — с причалами и рельсовыми подъезд- ными путями; — с рельсовыми подъездными путями; — с автодорожным подъездом  
 


7М, Складирование



ии;»можной сеткой колонн. Наилучший вариант — однопро-

ич пый склад, а оптимальный пролет 24 м.

Н этом случае достигается более эффективное использо-

пппие объема склада, что, в свою очередь, снижает издерж-

ки па единицу хранимого товара. На практике в складах вы-

(о гой до 6 м пролет составляет от 6 до 12 м, высотой свыше

(і м — пролеты от 12 до 24 м. В многопролетных складах

|іл:»меры сетки колонн: 6x6, 12x12, 12x24 м.

Совокупность работ выполняемых на складах, примерно

одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистиче-

гких процессах склады выполняют схожие функции.

Перечислим основным функции склада.

1. Преобразование производственного ассортимен-

та в потребительский в соответствии со спросом. Созда-

ние необходимого ассортимента для выполнения заказов

к.лиентов, что содействует эффективному выполнению за-

ка:к)в потребителей и осуществлению более частых поста-

нок и в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение. Позволяет выравнивать

11 ременную разницу между выпуском продукции и потре-

Г»лением и дает возможность осупіествлять непрерывное

производство и снабжение на базе создаваемых товарных

ппіасов. Сезонное потребление также требует хранения то-

иаров в распределительной системе.

3. Унитизация и транспортировка грузов. При заказе по-

I ребителями небольших партий склад может осуществлять

функцию объединения (унитизации) таких партий грузов

;иія нескольких клиентов до полной загрузки транспорт-

иого средства, что приводит к сокращению транспортных

издержек.

4. Предоставление услуг. Оказание клиентам различных

услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслужи-

иапия потребителей. Наиболее общие из них:

— подготовка товаров для продажи (фасовка продук-

цни, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);

— проверка функционирования приборов и оборудова-

ния, монтаж;

- придание продукции товарного вида, предваритель-

ная обработка;

— транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Существует комплекс основных задач, успешное реше-

ние которых может гарантировать эффективное функцио-

нирование складского хозяйства (табл. 7.15).



Глава 7. Функциональные области логистики


Таблица 7.15

Комплекс задач формирования складской сети

Перечислим условия эффективного функционирования

склада как элемента ЛС:

1) склад должен рассматриваться не изолированно,

а как элемент ЛС; эффективность функционирования скла-

да должна отвечать интересам эффективного функциони-

рования ЛС в целом;

Комплексные задачи Методы решения    
Выбор формы соб- ственности склада Задача появилась в связи с переходом к рыночным отношениям. Научная база отсутствует, разработаны рекомендации общего характера    
Определение количе- ства складов Решается методом экономических ком- промиссов, с учетом, совокупности всех затрат, связанных как со строительством, так и с дальнейшей эксплуатацией склад- ской сети    
Размещение склад- ской сети Методика оптимального размещения баз материально-технического снабжения. Методы линейного и динамического про- граммирования и пр.    
Степень объединения складской сети (цен- трализованная и де- централизованная) Общей рабочей методики нет. Опреде- ляется по результатам анализа наиболее значимых факторов    
Выбор места располо- жения склада грузо- переработки тарных и штучных грузов Метод прямого расчета приведенных затрат — при небольшом числе складов и потребителей. Метод линейного и динамичного про- граммирования — при значительном количестве складов и потребителей    
Определение вида и размера склада Решается на основании анализа видов продукции, сроков хранения и среднесу- точных грузопотоков в виде технологиче- ского проектирования    
Разработка системы складирования Научная база по проектированию складов    
Разработка логи- стического процесса на складе Научная база организации и технологии складского хозяйства    
 


7.6. Складирование



2) необходимо учитывать взаимодействия и взаимо-

отошения склада как на уровне всей ЛС (внешней сре-

іы огфужения), так и внутри субъекта ЛС, материально-

к'хпической базой которой он является;

3) необходимо увязать технические и технологические

иолможности движения материального потока, проходяще-

к» через склад с внешним транспортом, а также непосред-

(I ионными поставщиками и покупателями;

4) снижение затрат на складскую обработку грузов

ік' должно повлечь за собой понижение уровня обслужи-

иаиия клиентов;

5) комплекс логистических услуг, предоставляемых

сісладами, должен отвечать политике фирмы при обслужи-

илиии клиентов;

6) технические и технологические решения на скла-

д(' должны исходить не из конъюнктурных соображений,

з из логистической необходимости и экономической целе-

('(юбразности;

7) современный уровень развития логистических систем

предполагает автоматизированную систему управления ин-

формационными потоками независимо от уровня техниче-

гкой оснащенности самого склада;

8) для снижения трудозатрат, связанных с докумен-

те юборотом, целесообразно предусмотреть единый подход

к документации между всеми участниками ЛС;

9) для автоматизации информационных потоков в ЛС

іміа складе целесообразно внедрение штрихового кодиро-

иапия груза.

Эффективность функционирования склада в процес-

ѵѵ эксплуатации лишь реализуется, а закладывается она

ма этапе проектирования складской системы. Для этого

следует в процессе принятия объемно-планировочных ре-

пкший выполнять следующие требования:

1) при выборе основных параметров складских зон необ-

ходимо исходить из специфики номенклатуры перерабаты-

иасмого груза, особенностей поставки на склад (вида транс-

портных средств, размеров рати, внешнего товароносителя,

частоты поставки) и со склада (размер партии заказа, числа

ассортиментных позиций в заказе, частоты отправки заказа

каждому клиенту, числа заказов и т.д.);

2) расположение складских зон по отношению друг

к другу должно обеспечивать последовательное осущест-

иление операций технологического процесса;



Глава 7. Функциональные области логистики


3) разгрузочно-погрузочный фронт разрабатывает-

ся с учетом видов и характеристик транспортных средств

и интенсивности входящих и выходящих потоков;

4) при работе с различными типами транспортных

средств (железнодорожные, автомобильные и пр.) зоны

разгрузки и отгрузки располагаются с противоположных

сторон склада;

5) зона разгрузки должна находиться в непосредствен-

ной близости к экспедиции приемки и складской зоне при-

емки;

6) зона приемки, примыкающая к зонам хранения, долж-

на иметь места для временного хранения товара до полной

его приемки и регистрации;

7) зона основного хранения оснащается соответствую-

щим технологическим оборудованием, которое выбирается

с учетом специфики товара, его стоимости, партии постав-

ки, особенностей комплектации и т.д.;

8) проходы и проезды в зоне хранения определяются

в соответствии с применяемыми подъемно-транспортными

средствами;

9) размещение технологического оборудования в про-

странстве склада должно обеспечивать не только макси-

мальное использование площадей, но и максимальное ис-

пользование высоты склада;

10) зона комплектации должна быть оснащена оборудо-

ванием с учетом особенностей самого товара и выбранной

системы комиссионирования;

И) зона комплектации должна обеспечивать движение

грузопотока в экспедиции отправки или к разгрузочной

рампе, поэтому расположение ее предполагает непосред-

ственную близость с указанными зонами;

12) экспедиция отправки должна иметь прямой выход

к местам отгрузки;

13) разгрузочная рампа должна обеспечивать механи-

ческую обработку груза при отправке заказа на любой вид

транспортного средства,

При решении задачи определения расположения склада

на обслуживаемой территории в качестве критерия исполь-

зуется величина логистических издержек, которая можег

существенно меняться не только в зависимости от количе-

ства складов, но также и в зависимости от места расположе-

ния этих складов на обслуживаемой территории. Эта задача


7� Складирование



i»I носится к классу задач размещения производства и для ее

ргпісния используют описанные ниже методы,

1. Метод взвешивания. В его основе лежит выделение

пгрсчня факторов, оказывающих влияние на размещение

(кладских объектов и выделение весов их факторов с точ-

ки зрения оказания влияния на конечный результат. Само

решение задачи во многом предопределяется выбором кон-

кр('гных факторов, пример которых приведен в табл. 7.16.

Таблица 7.16

Факторы влияния на размещение складских структур


Факторы


Весовое значение


факторов, %

Іздержки функционирования складов

Уюступность ресурсов предпринимательской

деятельности (материальных, финансовых, энер-

гетических, информационных, трудовых и пр.)

I осударственная и региональная налоговая

политика

Государственное и региональное регулирова-

ние занятости

I Региональные показатели уровня жизни

Установление этих факторов и их весов является необ-

ходимым условием для использования методов взве-

шивания при размещении складов. Метод взвешивания

факторов используется как средство объективной иденти-

фикации логистических издержек, значительно изменяю-

щихся в зависимости от варианта размещения складских

мощностей. Этот метод достаточно популярен, так как по-

июляет учитывать не только количественные, но и каче-

< гиенные факторы. Метод взвешивания предполагает вы-

полнение следующих операций:

— определение перечня значимых факторов;

- оценка веса каждого фактора для определения его от-

носительной значимости в деятельности предприниматель-

(кой структуры;

- выбор шкалы для измерения каждого фактора;

- получение оценки значения каждого фактора для

каждого варианта размещения;



Глава 7. Функциональные области логистики


— получение итоговой оценки вариантов размещения

путем перемножения оценок значений факторов на весовые

оценки каждого фактора;

— принятие решения о размещении складов, основыва-

ясь на максимизации итоговой оценки.

2. Метод размещения с учетом окупаемости. Этот метод

основывается на анализе затрат и объемов выпуска с целью

принятия экономически обоснованного решения по разме-

щению хозяйственных объектов в целом и складских струк-

тур в частности. В результате идентификации постоянных

и переменных затрат для каждого варианта размещения

можно определить, какой из этих вариантов связан с мини-

мальными затратами. Данный метод предполагает выпол-

нение следующих этапов:

— определение постоянных и переменных издержек для

каждого варианта размещения;

— построение графика затрат для каждого варианта раз-

мещения с изображением складской мощности по оси аб-

сцисс и издержек по оси ординат;

— выбор варианта размещения, которому соответствуют

минимальные совокупные издержки для определения опти-

мального объема складирования.

3. Гравитационный метод. Данный метод принимает

во внимание как расположение рыночных структур, так

и количество товаров, поставляемых на эти рынки. Этот

метод основывается на предположении, что издержки пря-

мо пропорциональны как количеству перевозимых товаров,

так и дальности перевозок. Оптимальным расположением

регионального склада товаров будет такое, при котором до-

стигается минимум взвешенного расстояния между распре-

делительным центром и всеми потребителями.

Первоначально следует выбрать систему координат

и расположить в ней потребителей. При этом большое зна-

чение имеют как единицы измерения, принятые в данной

системе координат, так и возможность правильного опре-

деления реальных расстояний. Центр гравитации (коорди-

наты искомого распределительного центра) определяется

следующей системой уравнений:

.

sw;

isl


7.6. Складирование



-.

sw�

J=1

I дс С. C„ — координаты центра гравитации; d., d- — коор-

динаты мест расположения обслуживаемых потребителей;

ІК - объем поставок со склада (регионального распредели-

кѵмьного центра) і-му потребителю.

Определение величины объема поставок товаров со

склада имеющимся потребителям может претерпеть каче-

(· I венное изменение в структуре интегральной цепи поста-

иок. В этом случае большее значение, чем ранее, уделяется

іюзвратным потокам (возврат тары, невостребованной про-

.чукции и т.д.); в связи с чем не только расстояние является

определяющим фактором, но и сами объемы перевозок.

Следует заметить, что применение гравитационного

мотода вызвано стремлением обосновывать принимаемые

и логистическом менеджменте решения расчетной базой,

однако адекватность гравитационного метода довольно

приблизительная и экономическая обоснованность его при-

менения оспаривается рядом специалистов.

В логистической системе склад представляет собой

с іруктуру, осуществляющую преобразование входящих

и выходящих потоков. В связи с этим рабочие параметры

склада зависят от характеристик перерабатываемых грузо-

потоков, важнейшей из которых является суммарный объем

.) гих грузопотоков. Общая величина грузопотока склады-

иается из грузопотоков прибытия, отправления и внутри-

складской грузопереработки:

С-Цфиб+Оотпр �икутр'

где Q — годовой объем грузопотока на складе, т; — го-

довой объем грузопотока прибытия на склад, т; Qomp ~

довой объем грузопотока отправления со склада, т; Овнутр ~

пщовоя объем внутрискладской грузопереработки, т.

Годовой объем грузопотока для достоверного расчета па-

раметров склада должен быть четко детерминирован, хотя

и реальной ситуации это и не всегда возможно определить

м(�тодом прямого счета. В этом случае этот параметр может

быть принят как прогноз; в любом случае он обосновывает-



Глава 7. Функциональные области логистики


ся в рамках логистического менеджмента. Общий годовой

объем грузопотока на складе используется в дальнейших

расчетах.

При проектировании логистических систем площадь

склада может быть укрупненно определена следующим об-

разом:

_ QxrxjC„

365xqxKj

где — общая площадь склада, м�; Q — годовой объем

грузопотока на складе, т; Г — норматив товарного запаса,

дни; — коэффициент неравномерности загрузки склада;

365 — число календарных дней в году; q — средняя нагрузка

на полезную площадь склада, т/м�; — коэффициент ис-

пользования площади склада.

Параметры данной формулы могут варьироваться в до-

статочно широких пределах. Так, норматив товарного запа-

са зависит как от внешних (характер поставок, специфика

хозяйственных связей с поставщиками), так и внутренних

(миссия фирмы, установленный уровень логистическо-

го обслуживания получателей и т.д.) причин. Коэффици-

ент неравномерности загрузки склада выражает отношение

грузооборота наиболее напряженного месяца к среднеме-

сячному грузообороту склада. Средняя нагрузка на полез-

ную площадь склада зависит от весогабаритных параметров

складируемого товара, характера складирования, но не мо-

жет превышать определенной, наперед заданной величины,

лимитируемой конструктивными особенностями складско-

го помещения. Коэффициент использования площади скла-

да является следствием избранной технологии грузоперера-

ботки, применения напольного или подвесного складского

оборудования и т.д.

На стадии разработки технического проекта для опреде-

ления общей площади склада требуются более тщательньк*

и детализированные расчеты:

�обш = *�осп + '�пр + �ком + + '�обр + �служ'

где Sf — полезная площадь хранения і-го товара {п — номеп

клатура складированных товаров); — вспомогательная


7.6. Складирование



пл<)іцадь (занята проездами и проходами); — площадь

ЮМЫ приемки; — площадь зоны комплектования; —

п.'ющадь экспедиции приемки; — площадь экспедиции

опіравки; — площадь дополнительной обработки гру-

— служебная площадь.

служ»'

Остановимся на методике определения отдельных со-

пл вляющих общей площади склада.

Полезная площадь хранения определяется как сумма

м().лезных площадей отдельных товаров (групп товаров),

хранящихся на складе. Такой подход применим в случае

І)ззнородности хран


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: